Дифференцируемые зачеты. Правила начисления стипендий. Цель проведения дифзачета

Приводим выдержки из Правил назначения стипендий в ДНУ :

По каждой специальности каждого курса (ускореники отдельно, 5-6 курсы ТП-ТД-ТО вместе) будет назначена стипендия не более чем 45% студентов бюджетной формы обучения. Если студент учится на контракте и будет переводиться на бюджет – он не претендует на стипендию.

РЗ = 0,9*РС + 0,1*РД,

Это ответ на самый популярный вопрос: «А будут ли зачеты влиять на стипендию». В рейтинговый балл вносятся только экзамены, практики, курсовые и дифзачеты. Однако, при спорном моменте при одинаковом рейтинговом балле стипендию будет получать тот, у кого зачеты сданы лучше. Также зачеты влияют на получение дипломов с отличием (оценка по зачетам не должна быть ниже чем 75).

Готовьтесь к сессии, успешно сдавайте экзамены, сохраняйте и применяйте полученные знания.

Многие студенты спрашивают, как будут начисляться стипендии.

Приводим выдержки из Правил назначения стипендий в ДНУ:

Загальний ліміт стипендіатів встановлюється у відсотках (у діапазоні від 40 до 45) фактичної кількості студентів денної форми навчання, які навчаються за державним замовленням на певному факультеті, курсі за певною спеціальністю (напрямом підготовки) станом на перше число місяця, наступного за датою закінчення семестрового контролю згідно з навчальними планами для відповідних факультетів, курсів та спеціальностей (напрямів підготовки).

В группе будет назначена стипендия не более чем 45% студентов бюджетной формы обучения. Если студент учится на контракте и будет переводиться на бюджет – он не претендует на стипендию.

Рейтинги, відповідно до яких студентам призначаються і виплачуються академічні стипендії протягом першого року навчання до першого семестрового контролю, формуються на підставі конкурсних балів, отриманих ними під час вступу до університету.

При поступлении на 5 и 1 курс стипендия будет назначаться по вступительным баллам . В июле-августе стипендию нынешний 4 курс получать не будет.

РЗ = 0,9*РС + 0,1*РД,

де РС – середній бал успішності (за стобальною шкалою оцінок) студента за результатами останнього семестрового контролю (бали, отримані за екзамени, диференційні заліки, захист курсових робіт (проектів) і практик);

РД – додатковий бал (за стобальною шкалою оцінок) за участь у науковій, науково-технічній діяльності (творчій активності для мистецьких спеціальностей), громадському житті та спортивній діяльності.

Это ответ на самый популярный вопрос: «А будут ли зачеты влиять на стипендию». В рейтинговый балл вносятся только экзамены, практики, курсовые и дифзачеты. Однако, при спорном моменте при одинаковом рейтинговом балле стипендию будет получать тот, у кого зачеты сданы лучше. Также зачеты влияют на получение дипломов с отличием (на должно по зачетам быть ниже чем 75).

Количество повышенных стипендий определяется стипендиальным фондом и в данный момент сложно сказать как выбрать правильнее достойных. Деканат и стипендиальная комиссия готовы выслушать ваши предложения (то того как будет принято решение).

УДК 378.091.27:630

JI. Н. Рожков, профессор

ЭКЗАМЕН И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ: ТРЕБОВАНИЯ РАЗНЫЕ?

The analysis of results of certification of some subject matters of a speciality «Forestry» under forms is made: the examination, the differentiated offset in academic year projects, educational and to industrial practices. Divergences of estimations to two and more points are revealed. The attention to the question on expediency of the differentiated offset on educational experts is brought.

Введение. Качество знаний выпускника университета на постсоветском пространстве сегодня определяется средним баллом успеваемости. Последний рассчитывается как среднеарифметическая величина из оценок экзаменов и дифференцированных зачетов за весь период обучения. При этом оценки по дифференцированным зачетам по специальности «Лесное хозяйство», например, составляют 28% от их общего количества и тем самым существенно влияют на средний балл, вид диплома и, естественно, рейтинг молодого специалиста. Прием экзаменов поручают наиболее квалифицированным педагогам (профессорам, доцентам), к зачетам привлекаются все преподаватели (чаще ассистенты). Обоснованно ли придавать равнозначный статус оценкам экзамена и дифференцированного зачета -цель настоящего исследования.

Основная часть. Анализ экзаменационных сессий последних лет по 13 учебным дисциплинам, где предусмотрены наряду с экзаменом учебные практики и курсовые проекты (работы), свидетельствует о следующем (табл. 1).

Средний балл экзаменационных оценок составил 6,47 балла; в то время как по дифференцированным зачетам учебных практик - 8,20 и курсовым проектам (работам) - 7,07 балла; средний балл всех оценок составил 7,32 балла, т. е. на 0,85 балла выше экзаменационного. По курсовым проектам (работам) разница составляет +0,6 балла. Это несущественно, особенно учитывая, что курсовые проекты выполняются по-

сле экзаменов и зачетов по дисциплине. А вот экзаменационные оценки и зачеты по учебным практикам разнятся примерно на +2 балла в пользу последних (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные результаты аттестации экзамена и учебной практики

Учебные дисциплины Количество оценок по группам баллов, экзамен / учебная практика

9-10 6-8 4-5 Итого

Лесная метеорология М 160 176 230 176 25 415

Ботаника 56 120 93 73 59 15 208

Инженерная геодезия 19 88 92 107 97 13 208

Дендрология 16 171 96 108 110 279

Почвоведение 32 294 188 131 185 405

Механизация л/х работ 19 76 59 42 45 118

Лесная таксация 13 58 54 49 50 10 117

Лесные культуры 32 36 53 53 34 30 119

Лесоэксплуатация 13 25 31 39 33 13 77

Лесоводство 60 107 106 126 68 1 234

Лесозащита 18 50 50 66 60 12 128

Лесное охотоведение 40 70 68 53 15 123

Объяснить существенную разность оценок экзаменационной и учебной практики по одноименной дисциплине можно как разными требованиями к оценке, так и квалификацией преподавателя (к руководству учебными практиками широко привлекаются ассистенты). Анализ экзаменационных ведомостей (табл. 3) показывает, что в подавляющем большинстве отсутствуют оценки по учебной практике в 4-5 баллов; нередки результаты всех студентов группы только

Таблица 1

Сравнительные результаты аттестации экзаме на и курсовых проектов (IV курс ЛХФ)

Учебные дисциплины Количество оценок по группам баллов, экзамен / КП

9-10 6-8 4-5 Итого

Лесоводство 28 33 57 55 34 31 119

Лесоэксплуатация 13 16 31 29 33 32 77

Лесные культуры 32 35 53 64 34 20 119

Механизация л/х работ 19 34 59 65 45 24 123

на 9-10 баллов. Для ряда учебных дисциплин традиционны такие соотношения. Экзамен с 9- 10 баллами - 16 чел., учебная практика с 9-10 баллами - 171 чел; далее соответственно: 19 и 129, 19 и 88, 32 и 294 и т. д. Экзамен с 4-5 баллами - 185 чел., учебная практика - нет, т. е. все оценки >6 баллов; далее соответственно: 110 и нет, 45 и нет, 68 и 1, 97 и 13 и т. д.

Среди привлеченных к руководству учебными практиками преподавателей 78% (14 чел.) не заметили студентов, продемонстрировавших удовлетворительные навыки на практических приемах выполнения лесохозяйственных работ. С этим нельзя согласиться. Равно как и оценки в 9-10 баллов вызывают сомнения в их объективности. Об этом свидетельствуют нередкие

нарекания производственников, отмечающих недостаточную практическую подготовку выпускников высших учебных заведений.

Примерно та же ситуация и с оценкой производственных практик. Весьма примечательны соотношения оценок студентов текущего (2009 г.) выпускного курса специальности «Лесное хозяйство» по защите отчетов производственной практики и ГЭК по специальности. Разница в сроках этих аттестаций - чуть более недели. Защита и экзамен проводятся в комиссиях. Программа производственной практики и программа государственного экзамена, можно сказать, идентичные.

По итогам производственной практики на 9-10 баллов оценены 53 студента, по итогам ГЭК - 28; соответственно на 4-5 баллов - 4 и 27; один студент получил неудовлетворительную оценку на госэкзамене. Расхождения в сторону снижения оценки на 2 балла составили 20% случаев, на 3 балла - 17%, 4 балла - 3% и 5 баллов - 2%. Заметим, что оценки по госэкзамену у 35% студентов специальности «Садово-парковое строительство» оказались на 1-2 балла выше, чем по производственной практике; по специальности «Лесное хозяйство» - всего у трех студентов.

Заключение. Выполненный анализ сравнения балльных оценок по экзаменам и дифференцированным задачам двенадцати учебных дисциплин, выставленных более чем тремя десятками преподавателей, не указывает на проблемность в этом плане по одной или нескольким дисциплинам. Это говорит о проблеме в целом, когда налицо разное содержание оценок экзамена и оценок по дифференцированным зачетам. Объективно возникает проблема необходимости углубленного научно-методического анализа аттестации итогов учебных и производственных практик. Правомерен вопрос о целесообразности дифференцированного зачета по учебной практике. При расчете среднего балла успеваемости по итогам обучения, определении при этом вида выдаваемого диплома, целесообразно исходить только из экзаменационных оценок.

Таблица 3

Сравнительные результаты аттестаций учебных практик отдельными преподавателями ЛХФ

Преподаватели Количество оценок по группам баллов

9-10 6-8 4-5 Итого

№9 88 92 - 180

№ 10 57 29 - 86

№ 11 118 62 - 180

№ 12 69 36 105

№ 13 59 41 100

№ 14 94 87 14 195

№ 15 43 20 2 65

№ 16 48 29 2 79

№ 17 42 33 - 75

Добрый день, уважаемые коллеги! В последнее время стали поступать вопросы о выставлении годовых оценок: выводим ли мы их, какую оценку записываем студенту в диплом, стоит ли выставлять семестровые оценки при наличии зачета и экзамена? Давайте с вами во всем этом разберемся.

Годовая оценка не выводится . Стипендия студенту начисляется по результатам семестровой деятельности и успеваемости. Обратите внимание на то, что в журнале даже не предусмотрены графы для годовых оценок в сводных ведомостях. Смело говорим о том, что годовая оценка - это пережиток прошлого.

Что же тогда мы должны записать в диплом нашему студенту? По окончанию изучения курса определенного предмета обязательно происходит промежуточная аттестация, которая проводится или в форме дифзачета или в форме экзамена. Этот результат успеваемости есть конечным, итоговым, обобщающим весь курс обучения по данному предмету. Так вот именно этот результат и записывается в диплом. Какая форма промежуточной аттестации определена по вашей дисциплине, вы можете узнать в учебной части - все это запланировано и расписано в рабочих планах.

Теперь давайте рассмотрим конкретных пример. Дисциплина "математика" читается три семестра.

Первый семестр промежуточная аттестация не была запланирована, и мы выставляли семестровую оценку. Эта семестровая оценка влияет на стипендию наравне с зачетами по другим дисциплинам. Почему в первом семестре по математике не был запланирован зачет? Потому что количество зачетов на год фиксировано. Поэтому по всем предметам провести зачет не получается. Восполняем пробел за счет семестровой оценки.

Во втором семестре у нас стоит дифзачет по дисциплине. Поскольку часы зачета мы берем из часов предмета, то семестр будет заканчиваться 1-2 часами зачета и эти 1-2 часа войдут в поурочно-тематическое планирование. По окончанию семестра последняя запись будет "дифзачет". Семестровую оценку мы бы выставляли после записи о дифзачете. Но тогда она должна дублировать оценку по дифзачету. Не может быть семестровая оценка отличной от оценки по дифзвачету, поскольку дифзачет есть обобщающая, итоговая процедура оценивания учебных достижений. Стоит ли тогда делать лишние записи? Нет. При наличии зачета/дифзачета семестровую оценку мы не выставляем. Именно оценка по дифзачету влияет на стипендию.

Третий семестр оканчивается экзаменом по дисциплине. Часы экзамена идут вне часов предмета, поэтому сначала происходит полный вычит программы. Затем семестровую оценку мы не выводим, пропускаем клетку и выставляем экзаменационную оценку. Если бы мы выставляли семестровую оценку, а затем проводили экзамен, то нам стоило еще вывести и итоговую оценку. Прочитав внимательно требования к заполнению журнала (Письмо МОН ДНР №4619 от 14.10.15 "Об инструктивно-методических рекомендациях Министерства образования и науки" - найти это письмо можно на сайте МОН ДНР и на сайте УМЦ СПО), мы нигде не находим упоминаний об итоговых оценках. Следовательно, их не должно быть, а значит, нет и семестровой оценки в случае сдачи экзамена. Экзамен есть форма проверки знаний за весь курс изучения дисциплины. Эта оценка является обобщающей и конечной. Именно эта оценка пойдет в диплом, эта оценка и будет влиять на стипендию в третьем семестре.

В высшей школе существуют различные способы контроля и проверки знаний студентов. Это не только экзамены и зачеты. Существует еще и такое понятие, как дифференцированный зачет по дисциплине. Что это такое, как он проводится и чем отличается от иных форм контроля знаний - об этом и пойдет далее речь.

Терминология

Изначально надо разобраться с терминологией, с которой придется столкнуться. Итак, дифференцированный зачет - это одна из форм проверки усвоенного студентом материала. Нужно отметить, что такая форма контроля целесообразна и для оценки прохождения производственной и учебной практик. Если же говорить самыми простыми словами, то дифференцированный зачет - это тот же зачет, но только в результате проведения которого ставится оценка.

К примеру, если по итогам дисциплины следует зачет, то студент может получить две оценки: «з» - когда преподаватель отмечает, что материал усвоен и «н/з» - когда лектор недоволен теми знаниями, которые получил учащийся во время изучения дисциплины. Вся суть зачета в том, что если знания студента не отличны, но находятся в пределах нормы, то он может получить отметку «з». Дифференцированный зачет - это выставление преподавателем уже полноценной оценки за полученные студентом знания.

Понятие промежуточной аттестации

Нужно отметить, что дифзачет относится к одной из форм промежуточной аттестации. Суть ее в том, чтобы проверить усвоение студентами полученного материала. Кроме дифзачета, существуют еще такие формы контроля, как экзамен или зачет. Считается, что лучшей формой промежуточной аттестации является письменный контроль, ведь он считается наиболее объективной и комплексной проверкой изложенных знаний.

О нормах

Важно также отметить, что все формы контроля должны регламентироваться базовым учебным планом. Это главный документ, согласно которому работает любая кафедра. Это некий график, где содержится информация о том, в каком семестре будет изучаться определенная дисциплина, сколько на это отводится часов, какое распределение между лекционными, семинарскими и иными видами занятий предусмотрено. Также в учебном плане прописывается форма контроля, которая следует после завершения учебного курса.

Дифзачет и промежуточная аттестация

Также хочется отметить, что дифференцированный зачет может быть и формой промежуточной аттестации в рамках одной дисциплины. Так, к примеру, годовая дисциплина «История» после окончания первого семестра может завершаться дифзачетом, а по окончании целого курса - через год - экзаменом. Однако рассматриваемая форма контроля может также быть и самостоятельной, конечной.

Цель проведения дифзачета

Поняв, что дифференцированный зачет - это форма промежуточной аттестации, хочется рассмотреть также цели ее проведения. Их существует несколько:

  • В первую очередь важно, конечно же, оценить уровень усвоенного материала студентом.
  • Понять, насколько студент усвоил теоретическую часть, имеет ли представление о практической ее стороне (если дисциплина это подразумевает).
  • Убедиться в том, что у студента развито образное и творческое мышление, которое просто необходимо при изучении определенных дисциплин.
  • Ну и, конечно же, нужно понять, умеет ли учащийся синтезировать знания и трансформировать их для применения на практике.

Кто принимает дифзачет?

Обязательно надо рассказать обо всех нюансах, которые важно учитывать, если предстоит дифференцированный зачет по МДК. В первую очередь, надо уяснить, что принимать у студентов дифзачет будет тот преподаватель, который «читал» курс. Это может быть как лектор, так и преподаватель, проводивший практические (семинарские) занятия. Это лучше всего, ведь учитель видит, кто из студентов и как работал на протяжении отведенного на изучение дисциплины времени.

Кто допускается к сдаче дифзачета

Если студенту предстоит дифференцированный зачет по истории или иной дисциплине, нужно понимать, что к нему еще необходимо получить так называемый допуск. Что же это такое? К примеру, если учащийся не ходил целый семестр на пары, и тем более не сдавал контрольные работы или рефераты, допуска у него точно не будет. В каких же случаях его можно получить? Если будут сданы все контрольные рубежи и задания, предусмотренные не только рейтинговой системой, но и рабочим планом определенной дисциплины.

Критерии оценки

Проведение дифференцированного зачета завершается выставлением оценки студенту, согласно его знаниям. Оценочная шкала практически всегда такая же, как и при сдаче экзаменов. То есть преподаватель имеет право поставить студенту «5» - отлично, «4» - хорошо и т.д., до «2» - что означает неудовлетворительно. Однако надо отметить, что некоторые кафедры дифференцированный зачет также выставляют в виде букв «з» - зачет, или «н/з» - то есть незачет (что, впрочем, бывает крайне редко). Форма оценки должна быть прописана в Положении о текущих и рубежных контролях, которые составляет каждая кафедра в отдельности.

Формы сдачи

Дифзачет может быть сдан в двух формах: устной и письменной. В первом случае оценку преподаватель должен огласить в день сдачи. Во втором - может быть оценка оглашена и через определенное время, которое может потребоваться на проверку написанных студентами работ. Важно: оценка должна оглашаться до дня сдачи ведомости в деканат, чтобы в случае необходимости можно было ее оспорить или уточнить.

Если студент не явился

Бывает так, что студент не является для сдачи дифференцированного зачета. В таком случае в ведомость проставляется отметка «н/я», что означает «не явился». Такая же отметка может проставляться в том случае, если студент желает попасть на пересдачу. Однако это должно быть прописано в вышеупомянутом Положении.

О ведомостях

Также надо отметить, что существует два вида ведомостей.

  1. Зачетно-экзаменационная. Где проставляются все оценки по результатам промежуточной аттестации. Сдается она в деканат. После этого исправление или внесение в нее дополнений невозможно. Важно: студент должен знать, с какой отметкой отправилась в деканат ведомость.
  2. Балльно-рейтинговая, куда заносится то количество баллов, которые получил студент во время сдачи промежуточного контроля.

Как проходит дифзачет

Очень часто студенты интересуются тем, как проходит дифференцированный зачет по математике или иной дисциплине. Особенно, если сдавать его приходится впервые. Тут все просто. Все проходит по принципу обычного зачета. Вот только лишь разница в том, что в результате студент получит оценку, а не просто отметку «з» или «н/з». Если дифзачет письменный, в аудитории будут находиться все студенты вместе. Каждый из них выберет себе билет, на вопросы которого и придется отвечать в письменном виде. Если же дифзачет устный, то студенты будут заходить в аудиторию по одному или по несколько человек. Тоже тянется билет с вопросами, далее следует время, отведенное на подготовку, после чего - изложение материала преподавателю. Считается, что письменная форма контроля дает возможность избежать субъективного отношения преподавателя к студенту. А устная разрешает понять, насколько глубоко и качественно учащийся усвоил предлагаемый материал.

Важна ли оценка?

Если окончено, к примеру, изучение дисциплины «Физика», дифференцированный зачет показывает уровень полученных студентом знаний. Но зачем ставить оценку, если можно просто получить «з»? Так, важно понимать, что данная отметка будет учитываться во время расчета всех «отлично» и «хорошо» для получения диплома с отличием. То есть надо понимать, что тройка по дифзачету может существенно подпортить картину.

О пересдаче перед получением диплома

В отдельных случаях студент имеет право пересдавать дифзачет, если он претендует, к примеру, на диплом с отличием. Однако это непростая процедура, которая предусматривает предварительное ходатайство декана факультета или заведующего кафедрой. В основном руководство разрешает пересдавать не более пары оценок для повышений рейтинга. Однако все эти нюансы должны быть прописаны в Положении.

О практике

Дифзачетом, в основном, заканчиваются все виды студенческих и учебных. В таком случае отметка должна выставляться до начала Отметка ставится комплексная: как усвоение теоретической, так и практической стороны.

Важные нюансы

Если студент заболел или по иным уважительным причинам пропустил сдачу дифзачета, сессия его может быть продлена. Альтернатива: могут быть установлены индивидуальные сроки сдачи промежуточной аттестации. Это все оформляется распоряжением декана факультета.

      Зачет с оценкой (дифференцированный зачет) - это форма оценки усвоения учебного материала дисциплин (разделов дисциплин), а также выполнения программ практик.

      Зачеты с оценкой (дифференцированные зачеты) принимаются преподавателями, проводившими практические занятия в группе, или лекторами потока.

      Результаты прохождения промежуточной аттестации для дисциплин, по которым в соответствии с учебным планом предусмотрена форма контроля «зачет с оценкой (дифференцированный зачет)», оцениваются отметками «зачтено» /«зачет» («отлично» / «хорошо» / «удовлетворительно»), «незачтено» / «незачет». Критерии оценок формируются кафедрами и отражаются в рабочих программах учебных дисциплин. Критерии перевода рейтинговой оценки в традиционную определены Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

      Результаты сдачи устных зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) и тестов объявляются студенту в день сдачи, результаты письменных зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) могут объявляться (и оформляться) позже, но не позднее дня сдачи ведомости в деканат.

      Положительные оценки заносятся в ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в зачетно-экзаменационной ведомости. При проставлении оценки допускается сокращения: «отл.», «хор.», «удовл.», «зач.», «незач.». Рядом с традиционной оценкой в зачетно-экзаменационной ведомости в скобках указывается количество набранных студентом рейтинговых баллов. В балльно-рейтинговую ведомость заносится количество набранных студентом баллов.

      В случае неявки студента на зачет или пересдачу против его фамилии преподаватель проставляет в зачетно-экзаменационной ведомости запись «не явился» («н/я»).

      Защита отчета по практике с проставлением зачета с оценкой (дифференцированного зачета) производится в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов.

      Зачетные ведомости сдаются в деканат на следующий рабочий день после проведения зачета с оценкой (дифференцированного зачета), если он проводится в устной форме или спустя два рабочих дня после его проведения, но не позднее дня окончания промежуточной аттестации (сессии), если он проводится в письменной форме.

      Прием зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) после окончания промежуточной аттестации (сессии) проводится по индивидуальной зачетно-экзаменационной ведомости. Индивидуальные зачетно-экзаменационноые ведомости выдаются в деканате преподавателям 4 .

      Оценки, полученные студентом по результатам сдачи зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) учитываются при расчете количества оценок «отлично» и «хорошо» для получения диплома с отличием». При получении оценок «удовлетворительно» по результатам сдачи зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) студент не может претендовать на получения диплома с отличием за исключением случаев, изложенных в п. 8.7. настоящего положения.