На какой срок выбирают депутатов госдумы. Сколько депутатов в Государственной думе? Полномочия Государственной думы Российской Федерации. Исторический результат и конституционное большинство

Количество депутатов в Государственной думе определяет российская Конституция. За свое существование, а это более двух десятков лет, данный закон не претерпел значительных изменений. В то же время история российского парламентаризма куда длиннее. Давайте узнаем, сколько депутатов в Государственной думе России, а также некоторые другие нюансы функционирования данного органа и его историю.

Истоки российского парламентаризма

Перед тем как выяснить, сколько депутатов в Государственной думе, давайте окунемся в историю возникновения российского парламентаризма.

Первый парламент у нас в стране, который так и назывался - Государственная дума, возник ещё во времена Российской империи. Его основание было своеобразной уступкой монархии народу, который требовал право участвовать в управлении страной, что и привело к неоконченной революции 1905 года. Тогда же император Николай II издал указ об учреждении Государственной думы. Правда, её решения носили не обязательный, а только рекомендательный характер.

Уже в декабре 1905 года первый созыв данного парламентского органа заработал. Число депутатов в составляло 448 человек. Большинство из них состояли во фракциях Конституционных демократов (153 человека), трудовиков (97 человек) и автономистов (63 человека). 105 депутатов не состояли ни в какой партии. Первое заседание Думы этого созыва датируется апрелем 1906 года, но проработала она всего 72 дня и в июле была распущена согласно императорскому указу.

Дума второго созыва работала в первой половине 1907 года. На этот раз общее количество депутатов в Государственной думе составило 518 человек. Теперь большинство было у трудовиков (104 депутата), а у кадетов только 98 депутатов. Отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в июне 1907 года, когда парламентский орган был распущен под предлогом подозрения в попытке некоторых его членов осуществить государственный переворот.

Дума третьего созыва проработала с 1907 по 1912 год. В ней было представлено 446 депутатов. В этот раз большинство было у октябристов - 154 человека.

Сколько депутатов в Государственной думе последнего, четвертого, созыва, которая работала с 1912 по 1917 год? В её деятельности принимало участие 442 депутата. Больше всех опять было октябристов - 98 человек. Она была распущена уже после Февральской революции в октябре 1917 года, когда были назначены выборы в Учредительное собрание. Но дальнейшие перспективы российского парламентаризма так и остались неосуществленными, так как в стране произошла Октябрьская революция 1917 года.

Уже после законодательным органом РСФСР, а затем и Российской Федерации стал Верховный Совет. Он осуществлял законодательную функцию с 1938 по 1993 год.

Образование Государственной думы Российской Федерации

Поводом к образованию нового парламентского органа стала попытка значительной части депутатского корпуса Верховного Совета во главе с его спикером Русланом Хасбулатовым в октябре 1993 года осуществить государственный переворот. Попытка успехом не увенчалась, но она послужила поводом для роспуска Верховного Совета.

В том же году президент России Борис Ельцин издал указ о формировании нового парламентского органа - Государственной думы. Выборы в Думу были осуществлены уже в декабре 1993 года.

Функции Госдумы

Теперь давайте узнаем, в чем состоит деятельность депутатов Государственной думы.

Государственная дума является высшим законодательным органом в России. То есть главной обязанностью депутатов является Этот парламентский орган имеет статус нижней палаты Федерального Собрания, верхней палатой которого является Совет Федерации.

Права и обязанности членов парламента указаны в Законе о статусе депутата Государственной думы. К примеру, этот закон гарантирует депутатскую неприкосновенность, а также ряд других привилегий народных избранников.

Срок полномочий депутатов

Первоначально, во время переходного периода сразу после учреждения Государственной думы, депутаты первого созыва получили свои полномочия всего на срок два года. Но уже со следующего созыва планировалось увеличить данный термин до четырех лет. Так и было сделано, поэтому с 1995 по 2011 год депутаты со второго по пятый созыв получали полномочия на срок четыре года.

Но с 2011 года срок депутатских полномочий был увеличен до пяти лет. Именно на этот период была дана возможность выполнять свои обязанности депутатам шестого созыва. Это было сделано в целях экономии бюджетных средств на проведение выборов.

Следующие выборы в депутаты Государственной думы назначены на сентябрь 2016 года.

Механизм проведения выборов

Что же представляет собой система выборов депутатов Государственной думы? Как говорилось выше, если ранее выборы депутатов проводились раз в четыре года, то теперь они проводятся раз в пять лет.

В России существует смешанная система выборов. То есть половина депутатов избирается по одномандатному избирательному округу, а другая половина - по партийным спискам. Таким образом, в первом случае избиратели голосуют за конкретного человека, который в случае победы в округе станет депутатом, а во втором случае - за партию. Именно данный подход позволяет максимально обеспечить как интересы конкретных регионов, так и электоральных предпочтений избирателей.

Численность депутатов

Теперь давайте все-таки выясним, сколько депутатов в Государственной думе. На указанный вопрос четкий ответ даёт Конституция Россия, в которой прописана численность парламента.

На данный момент в Государственной думе 450 депутатов. При этом указанная численность не менялась с самого образования данного парламентского органа в 1993 году.

Состав Государственной думы

Мы узнали, сколько в Государственной думе РФ депутатов. В то же время не менее важно знать, какие же силы на данный момент представляют народные интересы. Полный список депутатов Государственной думы на 450 человек из-за его громоздкости представить тут не получится, но мы можем изучить структуру парламента, узнав количество представителей от фракций в нем.

На данный момент больше всего в Думе депутатов от проправительственной фракции "Единая Россия" - 238 человек. Затем следуют депутаты от КПРФ - 92 человека. Следом за ними идут представители фракции "Справедливая Россия" - 64 человека. Меньше всего в парламенте депутатов от ЛДПР - 56 человек. Это количество депутатов обосновано оптимально потребностью представительства различных округов России, а также политических сил.

Структура парламента

Теперь давайте узнаем, как структурирована Государственная дума и какова её внутренняя организация. Ведь 450 депутатов - это все-таки немалое число людей, и каждый из них, кроме основной функции законотворчества, должен исполнять ещё дополнительные задачи в парламенте.

О фракционном делении депутатов мы в общих чертах сказали выше. Стоит лишь сказать, что фракции - это группы депутатов, объединенные единой долгосрочной целью и общим видением дальнейшего пути развития страны. Чаще всего фракции формируются вокруг отдельных партий или создаются из объединения нескольких партий.

Первым лицом в Государственной думе является председатель. В его обязанности входит руководство работой парламентом во время сессионной деятельности, а также представление его во взаимоотношениях с другими государственными структурами, а также зарубежными парламентскими органами. избирается депутатами путем тайного голосования, как правило, на первой сессии созыва. Кроме того, избирается первый заместитель и заместители. В их обязанности входит помощь председателю в ведении сессии, кроме того, первый заместитель должен его заменять, в случае отсутствия по каким-либо причинам. На данный момент председателем Госдумы является член проправительственной партии "Единая Россия" Сергей Нарышкин.

Главной задачей аппарата Госдумы является обеспечение бесперебойного функционирования российского парламента. Данный орган обязан следить за материально-техническим, информационным, финансовым, организационным обеспечением деятельности депутатов. Начальствует над этой структурой руководитель аппарата Госдумы. На данный момент данную должность занимает Джахан Реджеповна Поллыева.

Конкретными направлениями законотворческой деятельности занимаются комитеты Госдумы. В них состоят депутаты, организованные в группы по отдельным сегментам, зачастую согласно партийной квоте. В настоящее время основными комитетами являются:

  • по конституционному законодательству;
  • по бюджету;
  • по труду и соцполитике;
  • по экономической политике;
  • по вопросам собственности;
  • по энергетике;
  • по промышленности;
  • по охране здоровья;
  • по образованию.

Кроме того, существует и ряд других комитетов. В данных структурных подразделениях парламента разрабатываются и обсуждаются конкретные законопроекты, согласно профильному направлению комитета. Деятельностью комитетов руководят председатели, у которых имеются первые заместители и заместители.

Очень похожа на работу комитетов деятельность комиссий. Главное отличие в том, что в задачи данных структур входит не законотворческая деятельность, а контроль по какому-либо направлению функционирования. Иногда комиссии специально формируются для контроля за выполнением конкретно поставленной задачи. В настоящее время в российском парламенте существует шесть комиссий:

  • по контролю за достоверностью сведений о доходах;
  • по вопросам депутатской этики;
  • счётная комиссия;
  • по строительству зданий для парламентского центра;
  • по контролю обеспечения развития ОПК России;
  • по контролю за расходом средств из бюджета, направленных на обеспечение нац. безопасности.

Во главе каждой комиссии стоит председатель.

Ещё одним структурным органом российского парламента является Совет Госдумы. Именно данный орган подготавливает конкретные законопроекты для рассмотрения их на сессии, и планирует работу парламента во время сессионной процедуры. То есть это тот орган, который проводит предварительную работу над готовыми законопроектами перед вынесением их на всеобщее рассмотрение депутатов.

Руководит Советом председатель Госдумы. Кроме того, в Совет входят его заместители и руководители парламентских фракций. А вот председатели комитетов имеют только право совещательного голоса в данном органе.

Таковой в общих чертах является структура организации Государственной думы Российской Федерации.

Роспуск Государственной думы

Возможность роспуска парламента предусмотрена Конституцией России. Эта процедура может быть осуществлена, если Дума трижды отклонила предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства или трижды выражает тому недоверие. В этом случае глава государства может воспользоваться своим конституционным правом на роспуск парламента. Но пока что в новейшей российской истории данная процедура роспуска Государственной думы не применялась. Единственный роспуск парламентского органа был осуществлен в 1993 году при президенте Борисе Ельцине. Но тогда он ещё назывался Верховным Советом, то есть это было ещё до учреждения Думы.

Кроме того, уже несколько раз отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в индивидуальном порядке. В этом случае парламент сам принимает решение об отстранении своих отдельных членов. Например, по такой процедуре был отстранен от деятельности в Госдуме депутат от фракции "Справедливая Россия" Илья Пономарев.

Значение парламентаризма

Значение Государственной думы в России трудно переоценить. Ведь это именно тот орган государственной власти, через который посредством института выборов, граждане реализуют свое конституционное право управлять страной. В его задачи входит принятие законодательных актов, а также выполнения ряда контрольных функций, и некоторых других задач. То есть, другими словами, именно от Государственной думы зависит принятие конкретных законов в стране.

Существующая численность депутатов в парламенте научно обоснована требуемым количеством представителей от всех регионов России, и различных политических сил, чтобы учитывались интересы всего населения страны. Именно поэтому и было решено остановиться на числе в 450 депутатов.

Конечно, как и любой институт власти, парламентаризм далеко не идеален. В то же время нужно заметить, что более эффективного органа управления, через который вся масса населения, имеющая гражданство конкретного государства, может влиять на государственную политику, в мире ещё не придумано. Кроме того, существование нескольких включая отдельно выделенную законодательную власть, функционирующую через парламент, позволяет контролировать другие ветви власти (исполнительную и судебную) и предотвращать узурпацию управления страной одной из них либо президентом.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Так сколько в России депутатов?

Сколько депутатов в Государственной Думе?

Всего в РФ, с учётом состава Госдумы, а также депутатов областных, городских, окружных, краевых и республиканских образований, получается 4 508 избранников.

При подсчёте не учитывались члены Совета Федерации, поскольку они уже были учтены при подсчёте по регионам.

По состоянию на 2018 год, в России проживает 146 880 432 человек. Следовательно, по России отыскиваемый коэффициент составит 32 582 чел. на 1 депутата.

Следует упомянуть также о том, что в составе каждого субъекта России имеются муниципальные образования, например, муниципальные районы, городские округа, в которых также присутствуют советы депутатов. Расходы на оплату труда депутатов муниципальных образований закладываются в муниципальный бюджет.

О депутатах в муниципальных образованиях

Муниципальных образований в России на 1 января 2015 года было почти 23 тысячи, согласно с данными Росстата. Вряд ли ситуация сильно поменялась к 2018 году. Таким образом, муниципальных депутатов ещё больше, чем депутатов федеральных и депутатов субъектов. Следует отметить, что местные бюджеты наполняются, в т.ч., за счёт земельного налога, налога на имущество физлиц, НДФЛ, а также многих других налогов.

Так вот, что касается муниципальных образований. Самое малочисленное МО России — Алеутский муниципальный район, на территории которого проживает 677 человек. У образования есть своя Дума, состоящая из одного депутата, бюджет, сайт и прочие признаки самостоятельности.

Самое густонаселеное МО — городской округ Новосибирск. Тут обитает 50 муниципальных депутатов, коэффициент получится где то 30 000 чел. на депутата. Но таких образований в стране не много.

По самым скромным подсчетам, если брать по 3 депутата на МО, общее количество муниципальных избранников будет около 70 тысяч. Это битком забитый стадион Санкт-Петербург, второй по вместимости после московских Лужников.

Вот такая картина получается. Как вы полагаете, много это или мало? Данные остаются актуальными на 2019 год. Таким образом, ответом на вопрос «сколько в России депутатов?» будет цифра — минимум 7.5 тысяч человек.

МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. "Единая Россия" одержала на прошедших выборах в Госдуму одну из самых своих убедительных побед, получив более 54% голосов избирателей и обеспечив себе конституционное большинство с рекордным количеством мандатов. Вместе с ней в нижнюю палату парламента проходят КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия".

Остальные партии не смогли преодолеть не только 5%-ный барьер, необходимый для попадания в Госдуму, но и 3%-ный, позволяющий претендовать на госфинансирование. Однако "Родина" и "Гражданская платформа" все же будут представлены в нижней палате — по одному из их одномандатников удалось победить в своих округах.

Опрошенные РИА Новости политологи считают, что "Единая Россия" может уступить часть руководящих постов оппозиции, а также поддерживать предложенные другими партиями законопроекты.

Исторический результат и конституционное большинство

Выборы-2016: регионы выбирают в парламенты "Единую Россию" "Единая Россия" со значительным отрывом обошла своих конкурентов на выборах в региональные законодательные собрания. Основная борьба развернулась за вторые и третьи места выборной гонки между ЛДПР и КПРФ.

"Единая Россия" получает в Госдуме 140 мест, которые причитаются партии за результат по общефедеральному списку, и еще 203 места для одномандатников. Таким образом, общее число мандатов "Единой России" составит рекордные для российской политической истории 343 депутатских кресла из 450.

В партии и ЦИК уже заявили, что ЕР будет располагать в Думе конституционным большинством — сможет менять ряд глав Конституции и преодолевать президентское вето.

Лучший результат по доле проголосовавших за нее избирателей "Единая Россия" показала на думских выборах 2007 года, когда под руководством президента Владимира Путина получила 64,3% голосов. Тогда она получила конституционное большинство, заняв 315 депутатских кресел — и стала первой российской партией, набравшей такую парламентскую силу. На выборах 2011 года ЕР набрала 49,3% — и получила 238 мандатов.

КПРФ и СР в проигрыше, ЛДПР набирает очки

Нарышкин: выборы-2016 состоялись, ЕР завоевала конституционное большинство По итогам подсчета чуть более 93% протоколов и по федеральному округу, и по одномандатным округам ЕР получает на думских выборах 343 мандата в нижней палате парламента.

По последним данным ЦИК после подсчета 93% протоколов, КПРФ отдали голоса 13,45% избирателей, ЛДПР — 13,24%, эсерам — 6,17 %. Кроме того, КПРФ и СР одержали победу в семи одномандатных округах каждая, ЛДПР — в пяти.

Таким образом, КПРФ получит 42 мандата, ЛДПР — 39, а СР — 23. Для коммунистов и справороссов это серьезное снижение их представительства в Думе — в 2011 году КПРФ досталось на 50 мандатов больше, а СР — на 41. Зато ЛДПР в выигрыше — они прибавили в Думе нового созыва 17 мест.

По итогам выборов в одномандатных округах, которые проводились впервые за последние годы, в Госдуму пройдут и по одному представителю "Родины" и "Гражданской платформы", а также один самовыдвиженец, Владислав Резник.

Единороссы отдадут оппозиции часть руководящих позиций в Госдуме в качестве жеста доброй воли, считает политолог Глеб Кузнецов. "Единая Россия" дала нам одномандатные округа и, в общем, многое делала для развития конкуренции на этих выборах, поэтому я полагаю, что какие-то руководящие должности в комитетах и в Госдуме в целом оппозиции будут отданы в рамках жеста доброй воли, что позволит создать такую достаточно интересную палату с точки зрения представительства", — отметил он.

Кроме того, подчеркнул Кузнецов, несмотря на конституционное большинство ЕР, в Думу избраны представители совсем малых партий, которые не прошли 5%-ный барьер, то есть Дума выглядит "достаточно полноценно".

На то, что ЕР будет сотрудничать с оппозицией, указывает и член Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. "Мы сможем наблюдать уже наработанный ранее опыт межпартийного сотрудничества в законодательной сфере, когда единороссы поддерживали некоторые законопроекты, разработанные оппозицией", — считает он.

Причин проигрыша много

Проигравшие партии — и те, кто значительно уступил "Единой России", и те, кто не прошел в Госдуму, — по-разному оценивают причины своего неуспеха. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов считает, что высокий результат ЛДПР связан с желанием избирателей проголосовать против всех. В связи с этим он выступил за пересмотр избирательного законодательства — отмену открепительных талонов, досрочного голосования и возвращение графы "Против всех" в бюллетени.

В ПАРНАС полагают, что не смогли убедить избирателей прийти на выборы, заявил РИА Новости зампред партии Константин Мерзликин, отметив, что выборы прошли при низкой явке. С ним согласились заместитель председателя партии "Коммунисты России" Сергей Малинкович и зампред партии "Патриоты России" Надежда Корнеева — они также считают невысокую явку одной из причин проигрыша.

Вместе с тем, по последним данным ЦИК, явка по России составила 47,81%, что является очень хорошим показателем для парламентских выборов.

Выборы легитимны, нарушений мало

По оценке главы ЦИК Эллы Памфиловой, состоявшиеся выборы легитимны, а нарушений было "на порядок — два порядка меньше", чем во время предыдущих кампаний.

"У меня нет никакой эйфории или шапкозакидательских настроений, давайте дождемся, но в любом случае уже есть полная уверенность, что все-таки выборы проходят вполне легитимно, и много мы для этого сделали", — сказала она.

По ее словам, нельзя сказать, что процент или уровень всякого рода злоупотреблений при голосовании зашкаливал и мог бы поставить под сомнение легитимность этих выборов.

Вместе с тем ЦИК все же зафиксировал три вброса бюллетеней в трех регионах, в частности в Нижегородской и Ростовской областях, а также в Дагестане. Итоги голосования на этих участках будут отменены. Также комиссия направила в Генпрокуратуру материалы на одного из кандидатов за возможное неправомерное ведение избирательной кампании.

Сколько депутатов в составе Государственной думы? Чем определяется это число? От чего оно зависит, может ли меняться? Чем регламентируется деятельность Государственной думы, давно ли существует этот госорган? Вопросы любопытные, но далеко не каждый знает на них ответ. В первую очередь ориентируются в этом юристы и политики, именно они могут сообщить, на сколько лет избирается Государственная дума (не будем держать интригу, расскажем сразу - на пять), как принято делить на группы всех включенных в ГД и какие ещё есть особенности функционирования госсистемы. Между прочим, если есть желание построить успешную депутатскую карьеру, эту информация нужно выучить назубок.

Ключевые сведения

ГД РФ представляет собой федеральный орган, палату ФС, то есть парламента державы. В настоящее время Конституцией декларировано, что в составе ГД 450 человек. У госинстанции есть право решать специфические вопросы, основным нормативным актом - Конституцией - отнесенные к области ее ведения. Есть специальные ФЗ (конституционные), в которых также регламентируют полномочия Государственной думы Российской Федерации.

Все основные аспекты рабочего процесса ГД перечислены в Конституции нашей державы. Дополнительно информацию относительно процедур, особенностей их реализации можно найти в ФЗ. Принят специальный регламент, где четко указаны термины, расшифровки, определения, правила, подчиняющие себе рабочий процесс ГД РФ. Держава управляется с учетом идей политмногообразия, а основной принцип построения ГД - многопартийность. Одновременно декларированы свобода обсуждения целевых вопросов, принятия решений по вынесенным на дискуссию темам коллективно. Это делает важным понятие форума, кворума. Некоторые вопросы обсуждаются только конкретным количеством участников, процент присутствующих относительно общего состава определяется нормативными актами.

Только специалисты!

Как декларировано регламентом ГД, все задействованные в госоргане лица - профессионалы, трудящиеся на постоянной основе. Недопустимо, чтобы хоть сколько депутатов в Государственной думе одновременно занимало бы госдолжности гражданского характера в пределах державы. Дополнительно ограничения вводятся на возможность разнообразной активности, за которую можно получать оплату. Впрочем, у депутатов есть право обучать других, вести научную деятельность либо быть творческой личностью, в том числе коммерчески успешной.

Выше указано, сколько депутатов в Государственной думе - 450, из них особенной важности - председатель, его первые замы, замы. На эти лица распространяются специфические нормативные правила, указанные как в Конституции, так и в ФЗ, регламентах. В частности, необходимо принимать решение о назначении на должности, рассматривая только 450 кандидатов, включенных в думу. Процедура избрания председателя ГД РФ предполагает соблюдение тайны и общее голосование. Процесс довольно традиционный: есть бюллетени с перечислением имен желающих, имеющих нужный уровень квалификации, все присутствующие обязаны выразить свое мнение. При наличии к тому оснований допускается проведение голосования открытого формата, если решение поддерживается квалифицированным процентом заинтересованных.

Откуда берется главный?

Смело можно сказать, что председатель - первое, наиболее значимое лицо ГД. В качестве кандидатов на эту должность могут выступать представители фракций. Далее следует процесс обсуждения, предваряемый получением согласия от всех выдвинутых кандидатур на участие в соревновании. Конечно, сколько депутатов в Государственной думе, столько и индивидуальных мнений, но в рамках предварительного собеседования формулируется список общих вопросов, на которые отвечает каждый претендент на должность председателя, и на основании этого общая масса народных избранников может прийти к единому решению относительно назначения на должность. Вопросы кандидатам задают участники ГД. Если от некоторой фракции выдвинут кандидат, все включённые в формирование участники вправе отдать свой голос в его пользу либо высказаться против. Как только все без исключения потенциальные председатели прошли собеседование, дискуссия закрывается.

Следующий этап - голосование. Сколько депутатов в Государственной думе, столько в идеале должно быть заполнено бюллетеней. Список содержит всех претендующих на должность, исключая оформивших самоотвод, принимаемый без дополнительного сбора мнений по этому волеизъявлению.

Всему голова

Председателем становится только такой участник собрания, за которого отдали свои голоса более чем половина от 450 человек. В качестве председателя может оказаться лицо, руководящее фракцией. По закону оно получает возможность одновременно занимать важный пост и продолжать прежнюю активность по контролю работы группы народных избранников.

Нередко на рассматриваемый пост претендует четыре и более кандидата. В такой ситуации есть вероятность, что ни у одного из возможных вариантов не наберется необходимого количества голосов поддержки. Это провоцирует необходимость организации второго тура. Участие принимают только претенденты, набравшие максимальное количество голосов. По правилам, каждый из 450 человек может отдать свой голос в поддержку одного из кандидатов, но нельзя выразить мнение дважды и более. Во втором туре должность председателя отходит такому участнику соревнования, который смог собрать более 225 голосов, если все места в думе заняты. При наличии пустующих необходимо получить поддержку более половины депутатов.

Никак не получается!

Известны и такие случаи, когда второй тур тоже не показал победителя. Регламентом установлено, что для разрешения ситуации требуется организации повторных выборов. Альтернативный вариант - проведение мероприятия, позволяющего выбрать первых замов, замов председателя. Если некий кандидат ранее уже пытался пройти на должность председателя, он может снова принять участие в соревновании.

Если было положено начать с выбора замов, официальное решение собрания депутатов относительно хотя бы одной должности позволяет еще раз приступить к выборам председателя. Чтобы принять решение о смене формата голосования, необходимо опросить всех депутатов, составляющих ГД. При наличии большинства голосов решение считается одобренным. Для оформления итогов выборов необходимо принять постановление. Его издание не требует никакого волеизъявления от депутатов. А вот при возникновении ситуации, когда встает вопрос об освобождении от должности, придется снова организовать сбор мнений: только при наличии большинства согласных от общего числа народных избранников председатель, его замы, в том числе первые, могут в принудительном порядке быть смещены.

Структурные особенности

В важнейшем органе ФС в настоящее время присутствуют комитеты. ГД РФ сформирована многочисленными отделениями. Каждое из которых отвечает за определенную сферу, строго очерченную регламентом активности госоргана. Выше было указано, сколько мест в Государственной думе - 450. Все занимающие их персоны распределяются в те или иные комитеты. В настоящее время есть образования, ответственные за бюджет, налогообразование, финрынок, госстрой, создание новых и корректировку, отмену старых законов, экономическую, соцполитику. Отдельные группы работают с ветеранами и защитой их прав, деятельность других посвящена инновациям, предпринимательству, промышленному сектору, энергетике. Есть комитет, отвечающий за природу: использование, сохранение ресурсов. Его область деятельности включает земельные правоотношения, аспекты права собственности.

Отдельные комитеты образованы для решения транспортных, строительных, оборонных, международных вопросов, связанных с СНГ. Специальное образование отвечает за предупреждение, наказание коррупции, его область деятельности - аспекты безопасности. Комитеты посвящены проблематике дальневосточных, северных регионов. В составе ГД присутствуют образования, ответственные за здравоохранение, научные, образовательные, аграрные, экологические, культурные аспекты. Определённая группа депутатов занимается женскими правами, детскими, другая - проблематикой окружающей среды. Есть образования, чья сфера ведения - национальности, граждобщество, объединения, собирающие сходно мыслящих людей по параметрам религии, общественной деятельности. Есть ответственный за спорт комитет, посвященный жилью, ЖКХ. Наконец, в структуре ГД есть образование, чья область ведения - ИТ, связь, информполитика государственного уровня.

Гибкость и возможности

Регламентом декларировано: кроме перечисленных направлений у входящих в состав ГД депутатов есть право формирования иных комитетов. Для правильного оформления процесса издается постановление, где рассматриваются аспекты создания, корректировки, устранения комитета. Нельзя создать комитет на больший срок, нежели длительность полномочий конкретного созыва ГД.

Фракции

Нельзя ответить на вопрос, сколько палат в Государственной думе: это образование просто не делится на такие категории, ГД фактически сама является одной из двух палат ФС наряду с Советом Федераций. Для подразделения ГД на категории введены другие понятия. Выше уже были рассмотрены комитеты, но это не единственный способ разбиения 450 депутатов на отдельные небольшие формирования, эффективно решающие вопросы и продвигающие сходную политику. Их принято называть фракциями. Сколько в Государственной думе таких образований, в каждом конкретном случае необходимо проверять: количество меняется. Так, на момент написания статьи действовало четыре фракции и некоторые депутаты, объединенные в одну группу, не принадлежали ни к одному из этих образований - фактически они составляли пятую группу.

А вот пятая дума первого созыва, чья деятельность протекала в период с января 1994 года по декабрь следующего, насчитывала до 14 фракций. Отличительная особенность этого созыва - его непостоянство, так как набор фракций и их количество часто менялись. Каждый очередной созыв может совпасть по структуре деления с предыдущим, но может иметь отличия. Предсказать заранее невозможно.

Зачем это нужно?

Фракции ГД существуют, чтобы группа депутатов, придерживающаяся сходного мнения, могла централизованно выразить позицию по рассматриваемому вопросу. Идея в организации совместной активности. Объединение обусловлено единством позиции касаемо только тех вопросов, которые входят в сферу ведения ГД и рассматриваются ею в настоящий момент. Образование, работа, расформирование фракций подробно рассмотрены в ФЗ, принятом в 1994 под третьим номером. Дополнительную информацию об особенностях фракционного распределения можно извлечь из регламента ГД.

Участники фракции меж собой должны принять решение о том, кого выбрать руководителем. Дополнительно назначают замов. Фракция имеет право формирования руководящих органов, а у главного лица могут быть помощники - до 30 человек, задействованных на общественных началах и отвечающих за определенные субъекты державы. Если фракция объединяет сто и более человек, внутри можно формировать дополнительные группы, причем в каждую такую входит 50 и более народных избранников. В качестве руководителя внутренней группировки выступает первый зам главного фракционного руководителя.

Какие еще деления депутатов есть?

Многих интересует, сколько партий в Государственной думе. Как и в случае с фракциями, величина меняется от созыва к созыву. Так, в настоящее время ГД представляет собой собрание из шести партий (в то время как в державе в целом их зарегистрировано 74).

А вот в пятом созыве, то есть ГД периода 2007-2011, было представлено четыре партии, как и созывом ранее. Определяется, какие из заинтересованных партий пройдут в ГД, проводимыми на территории державы выборами, по итогам которых подсчитывается процентное соотношение волеизъявления народа. При наличии семи и более процентов у какой-либо партии она получает право присутствия в ГД.

Временные формирования

Особенности формирования рабочей группы с ограниченными по времени полномочиями декларированы регламентом ГД. Здесь указано, что создаваться формирование может либо на основе президентского указа, обязующего созвать первое заседание госоргана ранее положенного времени, либо в общем порядке. Временная группа начинает функционирование на следующий день после издания указа либо за 14 суток до момента первого официального собрания нового созыва.

Основная задача коллектива - подготовить все необходимое для первого заседания. Участие могут принять народные избранники из числа получивших новый срок в ГД. Учитывается пропорциональное соотношение между количеством выдвинутых от партий. В расчет берутся только такие политически образования, у которых было право на депутатские мандаты. Временное формирование имеет право избрать руководителя - это будет кто-то из участников группы. Также допускается выбор зама или нескольких, если в этом есть необходимость.

Задачи временной группы

Анализируя особенности зала, в котором будет работать ГД, участники временной группы выбирают и утверждают схему, декларирующую распределение депутатов по помещению. Их задача - создать порядок, которому подчиняется первое заседание, утвердить лист документации, материалов, которые необходимо будет раздать перед началом работы нового созыва всем участникам, а также решить прочие организационные вопросы, связанные с подготовкой первого мероприятия для новой ГД.

Временная группа работает над федеральным списком, учитывая не только состав ГД, но и пропорции относительно количества кандидатов от каждой из партий. Дополнительно ведутся работы над предложениями по формированию Счетной палаты и ряда других организационных структур, включая временный секретариат.

Исторические вехи

Впервые ГД собиралась в 1993, мероприятие инициировалось президентским указом, подписанным Ельциным, когда распустили Съезд народных депутатов, ВС, а вместо него ввели ФС. Указ регламентировал особенности выборной системы, позволяющей стать участником ГД и в будущем использовался для формирования многих созывов - с первого по четвертый. Предполагалось избрание 450 человек, 225 из которых - одномандатники.

Первая ГД, собранная по обновлённым правилам, начала свою работу в 2007, а годом спустя отмечали юбилей - тысячное собрание.

Прошедшие выборы в нижнюю палату парламента признаны состоявшимся. "Единая Россия" одержала убедительную победу над своими оппонентами и получила в новом созыве Государственной Думы конституционное большинство. Явка избирателей, по оценке Центральной избирательной комиссии, составила 47,74%.

К настоящему времени обработано 99% итоговых протоколов избирательных комиссий. В отношении первого места "ЕР" сомнений не оставалось еще накануне вечером. С результатом 54,17% партия власти побила собственный рекорд девятилетней давности и получила 343 депутатских кресла из 450. Для конституционного большинства, которое позволяет одной фракции принимать конституционные законы без привлечения остальных политических сил парламента, было бы достаточно и 300 мандатов.

Основная интрига сместилась в сторону борьбы за второе место, которую вели КПРФ и ЛДПР. Всю ночь партии шли буквально нога в ногу, и второй еще до сих пор до конца не определен. Минимальное преимущество (13,37 против 13,17%) сохраняют коммунисты. Четвертое место досталось "Справедливой России", которая сумела набрать 6,21% голосов.

Ни одна из так называемых "малых" партий преодолеть необходимый думский барьер в 5% не смогла. На пятом месте расположились "Коммунисты России" с 2,30% голосов. Далее следуют "Яблоко" (1,95%), Российская партия пенсионеров за справедливость (1,75%), "Родина" (1,48%), Партия роста (1,26%), "Зеленые" (0,76%), "Парнас" (0,72%), "Патриоты России" (0,59%), "Гражданская платформа" (0,22%). Последнее место заняла "Гражданская сила": она набрала лишь 0,14% голосов.

Еще более ощутимым оказалось преимущество "единороссов" в одномандатных округах. Кандидаты от партии власти гарантировали себе победу в 203 из 206 округов, где были выставлены их силы, и лишь в трех они уступили первые места представителям КПРФ. Среди победителей-одномандатников от "ЕР" такие известные люди и политики, как космонавты Максим Сураев и Елена Серова, знаменитая фигуристка Ирина Роднина, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Оксана Пушкина. В Алтайском крае уверенную победу по округу номер 39 одержал замгубернатора, "единоросс" Даниил Бессарабов, проходящий с 36,76% голосов избирателей. Его основной конкурент, представитель партии "Яблоко" Владимир Рыжков сумел набрать лишь 11,56% голосов.

От КПРФ и "СР" победы сумели одержать по семь одномандатников (примечательно поражение известного "справоросса" Олега Шеина в Астрахани), а от ЛДПР - пять. По одному мандату в округах получили партии "Родина" (Алексей Журавлев победил в Воронеже) и "Гражданская платформа" (Рифат Шайхутдинов сумел одолеть своих соперников в Башкортостане). Наконец, еще один мандат был завоеван самовыдвиженцем Владиславом Резником.

В ходе выборов было зафиксировано намного меньше нарушений, чем во время предыдущих кампаний

Общефедеральная явка, которая обеспечила получение этих результатов, составила, по оценке Центризбиркома, 47,81%. "Явка как явка", - коротко прокомментировала председатель ведомства Элла Памфилова.

Чрезвычайно важно то, что в ходе выборов было зафиксировано намного меньше нарушений, чем во время предыдущих кампаний. По оценке ЦИК, невозможно утверждать, что процент или уровень всякого рода злоупотреблений при голосовании зашкаливал и мог бы подвергнуть сомнению легитимность выборов. При этом Памфилова обратила внимание на то, что сотрудники избиркомов во многих регионах испытывали невероятное бюрократическое давление: "им буквально выламывали руки", из-за чего главе Центризбиркома пришлось работать "определенным пугалом". "А что делать? Я думаю, что именно эта жесткость и принципиальность дали свои результаты", - сказала она.

Столь же жестко и принципиально , которые поступили и будут поступать в ведомство по ходу и итогам кампании. "В день голосования наша "горячая линия" получила 620 обращений. В основном они касались вопросов законодательства по выборам - 356 обращений. По вопросам деятельности избирательных комиссий было 101 обращение, по предполагаемым, по мнению заявителей, нарушениям - 57 обращений, по незаконному, на взгляд заявителей, распространению агитационных материалов - 43", - перечислила глава ведомства. Примечательно, что эти данные касаются только работы "горячей линии", немало обращений поступило в комиссию и в письменном виде.

Элла Памфилова рассказала журналистам о некоторых наиболее примечательных случаях. Так, на одном из участков в Нижегородской области результаты выборов признаны недействительными, еще на трех участках в Ростовской области итоги находятся под сомнением. Нарушение было зафиксировано и на избирательном участке в республике Дагестан. "Во время голосования на выборах в селе Гоцатль Хунзахского района группа молодых людей ворвалась на участок № 1669 и разгромила его под предлогом того, что проводился массовый вброс бюллетеней в пользу одного из кандидатов", - сказала Памфилова. В результате был поломан ящик для голосования и порваны бюллетени, а избирком Хунзахского района принял решение считать результаты выборов на данном участке недействительными.

Что же касается якобы допущенных нарушений при голосовании на выборах в Алтайском крае, то эта информация, которой оппозиция явно пыталась привлечь к себе внимание, не нашла подтверждения. Отмечают это и наблюдатели на выборах в Госдуму из-за рубежа. "Мы прибыли в Алтайский край 16 сентября для наблюдения за процессом выборов. Мы не заметили никаких нарушений в день голосования. Кроме того, мы отмечаем открытый, демократичный процесс, высокий организационный уровень на избирательных участках и оснащенность их комплексами обработки бюллетеней - КОИБами", - сказал представитель Миссии наблюдателей от СНГ от Восточно-Казахстанской областной избирательной комиссии Жаныбек Шаянбаев.

Вместе с тем, ЦИК зафиксировал случаи недобросовестных действий членов участковых избирательных комиссий. В частности, по Ростовской области Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по фальсификации итогов голосования в отношении женщины, которая, являясь секретарем УИК с правом решающего голоса, самовольно вбросила избирательные бюллетени в урну. Вопиющий случай произошел и в Белгородской области, где местный избирком отменил результаты выборов на одном из участков из-за вброса бюллетеней членами участковой избирательной комиссии, которые воспользовались отсутствием избирателей. "Однако один из наблюдателей перед уходом оставил включенной видеокамеру и позже обнаружил запись на своем телефоне. Прокуратура сейчас проводит проверку. Чем больше у нас обоснованной и проверенной информации, тем больше мы имеем шансов избавиться от возможных недобросовестных членов комиссий. Такие есть, хотя и не в массовом порядке", - подчеркнула Памфилова.

Несмотря на то, что повлиять на легитимность выборов жалобы уже не смогут, сейчас наступает период, когда все недовольные имеют реальную возможность прийти в ЦИК с информацией, которая подтверждает их недовольство. "Будем вместе разбираться", - пообещала Элла Памфилова, добавив, что одна из важнейших составляющих работы нынешнего состава ЦИК - самостоятельность при принятии решений и отсутствие вводных "сверху". Позже ведомство обобщит всю информацию по нарушениям и представит соответствующий доклад президенту Владимиру Путину.

Центризбирком отмечает наиболее высокий уровень прозрачности прошедших выборов в Госдуму по сравнению с предыдущими кампаниями

В целом Центризбирком отмечает наиболее высокий уровень прозрачности прошедших выборов в Госдуму по сравнению с предыдущими кампаниями - в том, что касается работы комиссий и хода голосования. "В большинстве регионов наши коллеги этот уровень прозрачности обеспечили", - констатировала Памфилова. В среднем по пять представителей политических партий и общественности следили за ходом голосования на избирательных участках. По информации Памфиловой, из 310 тысяч заявленных наблюдателей присутствовали 264 тысячи человек. Кроме того, на участках находились порядка 151 тысячи членов избиркомов с совещательным голосом и около 10 тысяч представителей СМИ. "То есть на одном избирательном участке присутствовало в среднем по пять представителей политических партий и кандидатов, которые следили за законностью процедур голосования и подсчета голосов", - уточнила председатель ЦИК.

С тем, что выборы в Госдуму были открытыми, конкурентными и более прозрачными, чем предыдущие, согласился глава миссии международных наблюдателей от СНГ Владимир Гаркун. "Действительно можно вести речь о большей демократичности. Мои слова не штампы, я в роли наблюдателя был и в 2011 году. Тогда мы имели возможность проводить точно такой же мониторинг по выборам, и, безусловно, у меня есть возможность сравнивать", - заявил Гаркун. По его словам, центральная и нижестоящие избирательные комиссии в полной мере обеспечили реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление, а наблюдатели не зафиксировали существенных нарушений, которые могли бы повлиять на ход голосования в целом.

Высокую оценку работе Центризбиркома дала и глава наблюдательной миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Мариетта Тидеи. "Госпожа Памфилова использовала все инструменты в распоряжении ЦИК, чтобы продемонстрировать, что у всех действий есть свои последствия", - сказала она, добавив, что переход на смешанную систему и включение независимых кандидатов свидетельствует о том, что политика возвращается на региональный уровень.

Стоит отметить, что количество международных наблюдателей на выборах в Госдуму седьмого созыва оказалось существенно большим, чем на предыдущих думских выборах 2011 и 2007 годов. Всего же на выборах в Госдуму седьмого созыва из 10 международных организаций и 63 стран. Для сравнения: на выборах в нижнюю палату парламента пятого и шестого созывов количество международных наблюдателей составляло 299 и 688 человек соответственно.

По оценке Эллы Памфиловой, уровень прозрачности нынешних выборов самый высокий по сравнению с предыдущими кампаниями. Фото: REUTERS

Расширилась и география представительства международного наблюдения: международные наблюдатели на выборах представляли 63 государства из Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки. "Это тоже заметно больше, чем на выборах депутатов Госдумы пятого и шестого созыва в 2007-м и 2011-м годах. Тогда, соответственно, к нам прибывали международные наблюдатели из 45 и 53 стран", - уточнил член ЦИК Николай Левичев. В целом же комиссия отмечает, что рост числа международных наблюдателей и стран, представленных ими, свидетельствует о повышении интереса к выборам в России и за рубежом. "И, наверное, не только к выборам, но и в целом к жизни в России", - отметил Левичев.

Представители политических партий, которые прошли в нижнюю палату парламента, дали сегодня первые пресс-конференции, на которых не подвергали сомнению легитимность прошедших выборов. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин ("ЕР") шагом в развитии демократических институтов в России и напомнил, что ранее неоднократно призывал кандидатов в депутаты вести свою кампанию достойно, проявляя уважение к политическим оппонентам и не допуская использования грязных технологий. "Я благодарен всем, кто так и поступал - таких оказалось подавляющее большинство. Не все еще готовы к добросовестной, честной конкуренции, но можно сказать, что в целом сделан шаг вперед в развитии демократических институтов", - сказал он. А секретарь Генсовета "ЕР" Сергей Неверов сообщил, что партия власти планирует обсуждать со всеми избранными депутатами структуру нового состава Госдумы, в том числе в связи с распределением постов глав комитетов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в свою очередь дал слово, что партия будет последовательно выполнять все свои предвыборные обещания. "Хочу поблагодарить всех избирателей, которые поддержали нашу команду. У нас прошли в Думу Иван Мельников и Владимир Кашин - люди с блестящей репутацией и великолепными знаниями", - отметил лидер коммунистов.

В том, что обстановка в новом созыве Госдумы будет благоприятнее, чем в предыдущем, убежден лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который выразил удовлетворение прошедшими выборами и обновлением фракции либерал-демократов в нижней палате на 75%. А председатель "СР" Сергей Миронов в свою очередь пообещал, что его партия проведет отдельную работу по изучению того, "почему избиратель, который постоянно поддерживал нас во время избирательной кампании, что было видно по реальной социологии, остался дома". Он также предположил, что состав фракции в новом созыве Госдумы обновится примерно на 40%, хотя она и сохранит свой костяк.

Окончательные итоги выборов в Госдуму седьмого созыва будут подведены на этой неделе в пятницу, когда ЦИК официально завершит свою трудоемкую работу. Однако каких-либо существенных изменений в итогах голосования, по словам Эллы Памфиловой, ожидать не стоит. "Какие-то, конечно, небольшие корректировки могут быть, но в целом картина довольно ясная и определенная", - резюмировала она.


ИНФОГРАФИКА РГ/ ЛЕОНИД КУЛЕШОВ/ АЛЕКСАНДРА БЕЛУЗА