Фандрайзинг в социальной рпаботе. Что такое фандрайзинг в России: виды и источники Основные инструменты фандрайзинга в сфере социального предпринимательства

Государственное автономное учреждение города Москвы
«Институт дополнительного профессионального образования работников
социальной сферы»
Кафедра теории и технологии социальной работы
Модуль 2. "Административно-организационные основы социальной работы и
социального обслуживания населения»
дисциплина
«Технологии фандрайзинга в системе социального
обслуживания»
Материалы к лекции
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Социальная работа и развитие организаций системы социальной защиты»
Хухлина Валентина Владимировна– кандидат
социологических наук, доцент кафедры теории и технологии
социальной работы ГАУ ИДПО ДТСЗН г. Москвы

Введение/Описание курса

Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим и значимым
для организаций разной ведомственной подчиненности.
Фандрайзинг – деятельность некоммерческой организаций, которая
базируется на ее уникальной миссии и стратегии. Это эффективный и
продуктивный способ пополнения ресурсов, необходимых для
реализации социальных программ и достижения стоящих перед НКО
целей и укрепления благополучия общества в целом.
Фандрайзинг всегда связан с поиском ресурсов на решение конкретной
проблемы. Это долгосрочные отношения с людьми в рамках ст. 28
Межведомственное взаимодействие, №442 –ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12. 2013г.
Вступивший в силу 442-ФЗ дает четкое указание на то, что финансовое
обеспечение социального обслуживания может и должно быть
осуществлено в том числе и за счет благотворительных взносов и
пожертвований.

Цели и результаты

Цели
формирование у слушателей знаний о видах и формах
фандрайзинга в деятельности организаций разной
ведомственной подчиненности при оказании
социальных услуг населению
Результаты
уметь самостоятельно выражать, анализировать,
обосновывать и применять в научной и практической
деятельности свою позицию по вопросам фандрайзинга
в оказании социальных услуг населению
Выработанные навыки
Решение проблем получателей социальных услуг на основе
регламента межведомственного взаимодействия с
использованием технологий, методов и видов фандрайзингаСущность и характерные черты
фандрайзинга
Профессия фандрайзера
Технологии фандрайзинга –технологии НКО
Методы и механизмы фандрайзинга
Региональные особенности фандрайзинга
Источники фандрайзинга
Участие НКО в разгосударствлении социальных
услуг

введение

Специалистам в рамках реализации ФЗ №442
«Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации»,
Закона города Москвы «Об основах
социального обслуживания населения города
Москвы»,
основных
требований
профессионального стандарта
необходимо
знание
способов
дополнительного привлечения внебюджетных
средств
для организации работы с
получателями социальных услуг во всех
формах социального обслуживания

введение

Сбор средств для организации - профессиональное
занятие, которому надо учиться. Это требует полной
отдачи сил. Социальная сфера, как никакая другая
нуждается в более организованном
финансировании из внебюджетных источников, в
более четкой и профессиональной организации
привлечения ресурсов спонсоров и доноров.
Внедрение и использования технологий фандрайзинга
позволит расширить финансовые и иные ресурсные
возможности организаций и, как следствие,
повысить качество оказываемых социальных услуг,
увеличить эффективность работы организаций.

введение

Межведомственное взаимодействие необходимо для
преодоления таких социальных проблем как бедность,
социальное сиротство, социальное исключение из
общества, повышение качества жизни пожилых людей
и людей с инвалидностью.
Фандрайзинг связан обычно с поиском средств под
некоммерческие проекты, которые в принципе не могут
быть реализованы в коммерческом режиме и когда
испытывается нехватка оборотных средств на
реализацию проектов и программ - не на создание
основных фондов, а на деятельность.
Таким образом фандрайзинг – это социальная
технология, свойственная для социальной сферы.

Нормативно-правовая деятельности НКО в социальной сфере

1.Всеобщая декларация прав человека. ООН, 1948 г.
2. Декларация социального прогресса и развития, 1969 г.
3. Международная программа действий в интересах
пожилых людей, 1995 г.
4. ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г.
5. Дорожная карта" "Поддержка доступа
негосударственных организаций к предоставлению
услуг в социальной сфере".
6. Закон РФ от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросу поддержки
социально ориентированных некоммерческих
организаций»

10. Понятие фандрайзинг

Фандрайзинг или фандрейзинг (fund - фонды,
ресурсы, rising - поднятие, восхождение) – это
деятельность некоммерческой организации,
базирующаяся на ее уникальной миссии и
стратегии,
использующая эффективные и продуктивные
способы получения ресурсов,
необходимых для реализации ее программ и
достижения стоящих перед ней целей,
обеспечивающая желаемую удовлетворенность
дарителю (источнику ресурсов)
имеющая конечным результатом укрепление
благополучия общества в целом

11. Понятие фандрайзинг

Фандрайзинг - специально организованный
процесс сбора пожертвований для
некоммерческих и благотворительных
организаций или для обеспечения социально
значимых программ
Фандрайзинг - это творчество, потому что
проектов много, а денег всегда ограниченное
количество, и чем оригинальнее будет
обращение за помощью, тем выше шансы эту
помощь получить

12. Основные понятия, касающиеся фандрайзинговой деятельности

Ресурсы – финансовые средства, информация,
специалисты, оборудование, материалы и
иные материальные и нематериальные
объекты, необходимые для реализации
проекта или осуществления деятельности
Благотворительность - добровольное
бескорыстное пожертвование физических и
юридических лиц в форме предоставления
получателям минимальной финанасовой,
организационной и иной благотворительной
помощи

13. Основные понятия, касающиеся фандрайзинговой деятельности

Меценат – физическое лицо, оказывающее
материальную, финансовую,
организационную и иную благотворительную
помощь на бескорыстной добровольной
основе.
Спонсор - юридическое или физическое лицо,
оказывающее на добровольной и
бесприбыльной основе материальную
поддержку благотворительной деятельности в
целях популяризации исключительно своего
имени (названия), торговой марки

14. Основные понятия, касающиеся фандрайзинговой деятельности

15. Основные понятия, касающиеся фандрайзинговой деятельности

Донор - юридическое или физическое лицо,
оказывающее материальную, финансовую,
организационную и иную благотворительную помощь
неприбыльным организациям на добровольной
бескорыстной основе.
Грант - благотворительный взнос или пожертвование,
имеющее целевой характер, предоставленное
физическими и юридическими лицами в денежной и
натуральной формах.
Бесприбыльный (некоммерческий) проект – комплекс
запланированных мероприятий, объединенных общими
задачами, целью которого является достижение
социально значимого эффекта, а не получение прибыли.

16. Насколько вы довольны фандрайзингом в вашей организации?

Оцените, насколько вы
довольны тем, как
привлекаются средства в вашей
организации
(1 - совсем не доволен, 5 абсолютно доволен)

17. Откуда сведения?

Из опроса
«Тенденции
в современном
российском
фандрайзинге»
Май 2014
22 эксперта дали
интервью
75 фандрайзеров и
доноров
из 34 регионов – онлайнопрос
44 вторичных источника

18. Благодарности

Филиалу некоммерческой организации
«Эволюшн энд Филантропи» в Российской
Федерации
Платформе
WizardForum
Команде
Центра РНО

19. Умение быть благодарным – основа фандрайзинга

20. Что такое фандрайзинг?

Под фандрайзингом понимается привлечение
средств (денежных либо натуральных) на
социальные цели
Средства могут привлекаться из различных
внешних источников:
конкурс
грант
субсидия
средства компаний
частные пожертвования

21. Что происходит с профессией фандрайзера? Ваше мнение:

1.Быстро развивается
2. Развивается
3. Стоит на месте, стабильна
4. Сокращается, уходит

22. Мнение участников опросов

Профессия фандрайзера в России сейчас…
развивается – так считают больше половины
опрошенных
4 % - Быстро развивается
62 % Развивается
8% - Остается на том же уровне развития,
что и несколько лет назад
1% Не развивается, а «уходит»,
сокращается

23. Что мы наблюдаем - профессия

Появляются ставки – но от фандрайзера
ждут чудес
Люди называют себя фандрайзерами
«Моя мама выучила это слово» но только
мама
Растет подготовка – но еще не идеал
Есть площадки – но мало

24. Что с этим делать?

25. Внедрение технологий, используемых организациями некоммерческого сектора в деятельность государственных и коммерческих структур

Фандрайзинг понимается как увеличение ресурсов и
сбор денежных средств;
деятельность по привлечению ресурсов на
некоммерческие проекты;
сбор пожертвований для некоммерческих и
благотворительных организаций или для обеспечения
социально значимых мероприятий;
методика поиска источников финансирования, т.е.
объединяющая деятельность по привлечению и
аккумулированию внешних источников
финансирования;
поиск и привлечение финансовых ресурсов «под
проект»;
привлечение материальных, человеческих, технических
и временных ресурсов

26. Что сейчас модно в российском фандрайзинге?

27. Что сейчас модно в российском фандрайзинге?

Краудфандинг-интернет-соцсети
Смс-мобильные устройства
Благотворительные мероприятия
Креатив, нестандартная подача
Корпоративное волонтерство
TV-благотворительность
Волонтеры
Группы для сбора на конкретного ребенка в соцсетях
Регулярные пожертвования Частные пожертвования
(Не) противоречить государству, что бы под этим ни понималось
«Президентские» гранты
Соцпредпринимательство

28. Методы и механизмы фандрайзинга

Какие методы
привлечения средств
и
механизмы их
перечисления активно
используются в вашей
организации?

29. методы привлечения средств

Ко
Подача
проектов
на
конкурс
Личные
переговор
ы
Ящики
для
пожерт
вовани
й
Мероп
риятия
и акции
брендинг
Сайт и
соцсети
Краудф
андинг

30. механизмы перечисления средств

Лично в
руки,
квитанция
Безнал,
банковские
Ящики,
терминалы,
смс
карты,
интернет-
банкинг,
электронны
е деньги

31. Методы фандрайзинга

Краудфандрайзинг – сбор средств с использованием
интернет, социальных сетей, мобильной связи.
Телефандрайзинг (telefundraising) - обращение к
потенциальным донорам и благотворителям по телефону и
по факсу.
Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) - обращение к
потенциальным донорам и благотворителям по почте.
Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) -
персональное обращение к донорам и благотворителям в
личной беседе.
Солофандрайзинг (solo fundraising) - приобретение
поддержки.
Событийный фандрайзинг (events fundraising) - сбор
средств при проведение различных мероприятий

32. Что с этим делать?

33. Кто будет более успешным: онлайн- или офлайн-фандрайзеры?

1. Онлайнеры
2. Офлайнеры
3. Те и другие
4. Те, кто совмещает
онлайн и офлайн

34. Кто будет более успешным: онлайн- или офлайн-фандрайзеры?

6%
онлайнфандрайзеры
1%
офлайнфандрайзеры
80%
совместители
и онлайн

35. Региональные особенности фандрайзинга

Москва:
головные офисы компаний, много денег,
много людей, много НКО и конкуренции
много частных доноров, они моложе и
больше любят интернет
добраться до них сложнее, мало времени

36. Региональные особенности фандрайзинга

Нестоличные регионы:
больше времени, меньше денег
роль личности и связей
роль доверия и репутации
больше офлайна
лучше и проще доступ к людям
меньше конкуренция

37. Какие источники средств в России сейчас особенно актуальны

1. Бизнес
2. Гос. средства
3. Средства
негосударственных
фондов
4. Частные
Пожертвования
5. Членские взносы

38. Какие источники средств в России сейчас особенно актуальны

43 % Средства коммерческих компаний
42% Российское
государственное
Финансирование
28% Средства
негосударственных фондов
51% Частные пожертвования

39. Социальные услуги

Социальные услуги
действие или действия в сфере
социального обслуживания
по оказанию постоянной, периодической,
разовой помощи, в том числе срочной
помощи,
гражданину в целях улучшения условий
его жизнедеятельности
расширения его возможностей
самостоятельно обеспечивать свои
основные жизненные потребности

40. Государственные источники – растут

больше конкурсов, шире тематика, больше
денег
ужесточение условий участия
чрезмерный контроль за расходованием
средств
серьезные вопросы к прозрачности конкурсов
высокая коррупционная составляющая
наличие
среди
крупных
получателей
неизвестных и непрозрачных организаций
идеологизация господдержки

41. Корпоративные источники

Стабильны или растут
Корпоративное волонтерство, рост числа и
качества программ
Больше инициативы со
стороны компаний, объемов средств
Больше участвует малый и средний бизнес
Корпоративные фонды

42. фонды

Так же или сокращаются
Доля российских растет, зарубежных –
падает
Растет разнообразие тем и конкурсов
Упрощаются (технически) процедуры
подачи заявок
По сравнению с «золотым веком» –
меньше фондов, меньше денег
Неравномерный охват регионов

43. Частные пожертвования

Растут
Важны позитивный имидж НКО, развитие
банковских карт и электронных платежей
Больше доноров, денег, доверия, постоянства
Онлайн-инструменты
Крупные доноры
Адресная помощь в критической ситуации –
многих тем не видят
Мошенничество

44. Что с этим делать?

45. Считаете ли вы, что ситуация в российском фандрайзинге в целом…

1. Улучшается
2. Остается на том же
уровне
3. Ухудшается

46. Считаете ли вы, что ситуация в российском фандрайзинге в целом…

56%
улучшается
(сказали ¾
опрошенных)
11%
ухудшается
8%
остается
на прежнем
уровне

47. Что мы наблюдаем?

Развивается благотворительность
Популярна адресная помощь
Фандрайзинг через телевидение
Активно развиваются частные пожертвования
Процветает мошенничество под видом
привлечения частных пожертвований
Происходит «оцифровывание» фандрайзинга
Фандрайзинг через краудфандинг и сайтыагрегаторы

48. Что мы наблюдаем?

Развивается корпоративная
благотворительность и КСО
Почти ушли иностранные доноры
Почти не состоялись в качества фандрайзингисточника местные частные фонды
Увеличилась роль государства как источника
финансирования НКО
Активизировались государственные усилия по
регулированию третьего сектора, в том числе
через возможности в сфере фандрайзинга

49. Что мы наблюдаем?

Развивается
профессия
фандрайзера
Повышается
системность
фандрайзинга
Государственные
учреждения
становятся
фандрайзерами

50. Будущее фандрайзинга

51. Будущее фандрайзинга

Системность и масштаб
Профессионализм
Высокая конкуренция
Мошенничество и борьба с ним
Актуальность регионального разделения
Развитие корпоративного фандрайзинга
Развитие благотворительности
Расширение тематики частных пожертвований
Доминирование онлайн-технологий – или
возвращение к наличным деньгам
Развитие мобильных технологий
От технологий – к новому уровню коммуникаций

52. Насколько надо верить тенденциям?

53. Напутствие от Стивена Кинга – ловите ветер

«Человек, который почувствовал
ветер перемен,
должен строить не щит от ветра, а
ветряную мельницу»
Онлайн-книга «Тенденции в современном
российском фандрайзинге»

54. Практики фандрайзинга

55. Москва Ресурсный центр по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер» 24.02.2016

Ресурсному центру «Мосволонтер» исполнилось два
года. За это время центр открыл 9 направлений
волонтерства, реализовал 60 крупных проектов и обучил
более 7300 волонтеров
В свой день рождения 24.02.2016 Ресурсный центр
«Моволонтер» подвел итоги работы за два года.
Центр создан в 2014 году при поддержке Департамента
культуры города Москвы для популяризации и развития
добровольческой деятельности в столице
Центр предлагает 9 направлений волонтерства:
спортивное, экологическое, культурное, корпоративное,
социальное, событийное,
волонтерство в сфере донорства, медиа и общественной
безопасности

56. Благотворительный детский фонд «Виктория» начинает новый курс в Школе принимающих семей

Школа принимающих семей «Арбат» работает с
2011 года и является уполномоченной
организацией Департамента социальной защиты
населения г. Москвы
По окончанию подготовки кандидаты в
приемные родители получают свидетельство об
окончании, необходимое для предоставления в
органы опеки при оформлении документов
Все выпускники могут продолжить общаться с
психологами фонда: переписываться,
консультироваться и получать необходимую
психологическую поддержку

57. Заключение/Выводы

Таким образом, знание специалистами по
социальной работе, социальными
работниками основ фандрайзинга, методов
привлечения внебюджетных средств
обеспечивает профессиональное выполнение
трудовых функций, содействует мобилизации
ресурсов и социального окружения граждан в
устранении причин, ухудшающих условия
жизнедеятельности граждан, снижения их
возможностей самостоятельно обеспечивать
свои основные жизненные потребности,
снижает нагрузки бюджетной сферы

58. Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятия «фандрайзинг»
2. Назовите основные методы фандрайзинга
3. Какие методы фандрайзинга используются
в вашей организации?Дорожная карта" "Поддержка доступа
негосударственных организаций к
предоставлению услуг в социальной сфере".
Журнал «Стратегия», выпуск 1 (15), март, 2014.
Технология социальной работы. Под редакцией
Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. Учебник для
бакалавров. – М., 2012.
Хухлина В.В. Некоммерческий сектор,
добровольчество и волонтерство в системе
социального обслуживания населения.
Методическое пособие.-М., 2016.

60. Информация о авторе курса

Хухлина Валентина Владимировна–
кандидат социологических наук, доцент
кафедры теории и технологии социальной
работы ГАУ ИДПО ДТСЗН г. Москвы

8 (495) 607 05 68

КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ КАЗАХСТАНА

Учебно-методическое обеспечение

Специальности 050905 «Социальная работа»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"фандрайзинг в СОЦИАЛЬНой РАБОТе "

специальность - 050905 «Социальная работа»

Вице-Президент Ассоциации социальных работников Казахстана,

Член национальной ассоциации психологов Казахстана,

Член Всероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги

кандидат философских наук,

доцент философии, профессор КазАТиСО

Галина Геннадьевна Судакова

Рецензенты:

Доктор социологических наук, профессор социологии

Мансия Сапаргалиевна Садырова

Доктор социологических наук, профессор КазНУ им. Аль-Фараби

Кожамкулова Ляззат Тулегеновна

Фандрайзинг в социальной работе. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов специальности 050905 «Социальная работа», специализация «Практический психолог». Г. Алматы, 2006 – 14 с.

Учебный курс «Фандрайзинг в социальной работе» для студентов специальности 050905 «Социальная работа» в рамках вузовского компонента Государственного стандарта по высшему профессиональному образованию по указанной специальности, утвержденного МОН РК.

В учебно-методических материалах при разработке основных тематических и содержательных позиций использован опыт практического поля фандрайзинга в социальной работе в Казахстане в контексте внедрения социальных проектов с уязвимыми группами населения, проводимых автором в сотрудничестве с Департаментом социальных программ г. Алматы, Министерством труда и социальной зашиты РК, при поддержке Корпуса Мира, ПрООН, посольств США, Германии, Японии, Нидерландов.

Теоретическими основаниями базовой проблематики курса послужили современные аналитические исследования в сфере менеджмента и экономики социальной работы, проводимые ведущими научно-исследовательскими центрами ближнего и дальнего зарубежья.

Казахская Академия труда

и социальных отношений, 2006

Краткое описание содержания курса:

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном казахстанском обществе, вызывают насущную необходимость изучения теоретических и практических вопросов организации, управления и администрирования в условиях рыночной экономики, одним из действенных факторов которой является фандрайзинг. Особое значение приобретает он и в социальной сфере в силу её многообразных связей фактически со всеми сторонами жизни общества.

Целью и задачами курса “ Фандрайзинг в социальной работе ” является рассмотрение культурных и социальных истоков поиска инвесторов в социальной работе в сравнении с зарубежным опытом; история развития фандрайзинга на протяжении существования суверенного Казахстана; теоретические и методологические вопросы изучения возможностей гуманитарной, благотворительной и предпринимательской деятельности в отечественных и зарубежных исследованиях; определение специфики условий формирования и эволюции казахстанской модели фандрайзинга в социальной работе; анализ современных отечественных и международных бизнес-структур ; типизация основных категорий предпринимателей, их ценностные ориентации и социально-психологические особенности; культура фандрайзинговой деятельности, основные формы её функционирования в казахстанском обществе.

Обучающий фактор: Контактные часы проводятся в классическом формате: лекции, семинары и в интерактивном формате: дискуссии, деловые игры , ролевые тренинги, «кейс-стади», видео-класс, супервизии. СРСП проходят в форме индивидуальных консультаций, консультаций в малых группах, а также в креативном групповом формате (1 из указанных далее видов в процессе изучения курса в рамках СРС – СРСП) – в форме семинаров, интеллектуальных и ролевых игр, кейс-стади, видеоаналитических тренингов, познавательных викторин и научных конференций. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются вопросы, требующие дополнительной углубленной работы. Именно эти вопросы изучаются в процессе самостоятельной работы студента – СРС.

Политика курса

Ответственность студентов и требования

Ресурс организационных требований включает в себя креативный и исполнительский форматы.

В креативном формате от студента ожидается качественное выполнение заданий, полученных в процессе аудиторных занятий при максимуме самостоятельности, последовательно, в полном объеме и творчески. Важны показатели степени включенности студента в поисковые уровни доступа к рекомендуемым источникам (или студент ограничивается литературой библиотеки КазАТиСО, или он работает в фондах научных библиотек Алматы с более широким спектром профессиональной литературы). Особое место занимает качество его выступлений на коллоквиумах , диспутах, семинарах.

Исполнительский формат включает в себя ожидания в отношении сроков предоставления самостоятельных работ, и организационной дисциплины на занятиях: пропуски без уважительной причины крайне нежелательны и не полезны. Не позитивны пропуски. Корпоративные этические требования к студенческой группе направлены на развитие личности каждого студента и всей группы в целом. Коммуникативные помехи, вызываемые фактором отвлечения внимания на факт опоздания, разговора по мобильному телефону наносят ущерб целостности всего занятия. Поэтому сотовые телефоны переводятся в беззвуковой режим для фиксации поступающих звонков и sms. Просмотр полученной информации – только после окончания занятия. Приветствуются все вопросы, обращения, пожелания и инициативы, направленные на учебные цели и личностный профессиональный рост студента.


Контроль сроков выполнения заданий, качества работы, спектр поисковой работы с библиографическим массивом ведется преподавателем в демократическом режиме без жесткого авторитарного давления и напоминаний. Работы, не выполненные в срок, не засчитываются в общий рейтинг. Сам студент должен быть заинтересован в своем личном рейтинге и следить за сроками и качеством представляемых к проверке работ.

В целях овладения приемами и техниками современных интерактивных методов работы в группе каждому студенту желательно иметь «Рабочий комплект модератора». В него входят фломастеры, маркеры, тест-маркеры, скотч, канцелярские ножницы, флиппчарты, линейка, папка на 30 файлов.

Обязательно наличие ручки и тетради.

Процедура оценки:

Рейтинговые баллы набираются в процессе работы в семестре и включают в себя оценивание всех видов деятельности студента в креативном и исполнительском форматах. Подробная рейтинговая сетка группы разрабатывается корпоративно: преподаватель обсуждает со студентами приоритетные и дополнительные виды работ и из рейтинговый ценз. В группе из числа студентов выбирается супевайзер, который, под руководством преподавателя, ведет рейтинговые карты исполнительского формата и фиксирует уровень исполнительского рейтинга студентов. Качественные показатели в рейтинговом формате оценивает только преподаватель. Ежемесячно подводятся итоги рейтингового статуса. Студенты, пропустившие занятие, в течение последующей недели берут у преподавателя индивидуальное задание и восполняют пропуск. Копирование текстов лекций у коллег по обучению не рекомендуется. Тема восстанавливается на основе самостоятельной работы с рекомендованной преподавателем литературой.

Тема 1. Социальная природа

фандрайзинговой деятельности

Понятие и сущность фандрайзинга с позиций социологии и менеджмента. Две формы деловой активности (предпринимательство и менеджмент): их сходство и различия. Социальные агенты двух видов деловой активности. Основные трактовки и концепции предпринимательской деятельности (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Б. Карлоф,). Основные признаки предпринимательской деятельности и их различия в деловом мире Запада и Востока. Международные доноры и инвесторы в РК. Миссия и сферы ивестирования. Субъекты инвестирования. Роль НПО в фандрайзинговой деятельности.

Тема 2. Социально-коммуникационная основа фандрайзинга

Социальные коммуникации как основа общения и делового взаимодействия. Семантическая природа социальных коммуникаций в сфере фандрайзинга. Невербальные средства коммуникаций. Основные способы вербальной коммуникации в сфере фандрайзинга. Невербальные средства коммуникации в управленческой среде и предпринимательстве. Роль и место навыков социального проектирования в фандрайзинговых технологиях в СР.

Тема 3. Общение и деловое взаимодействие как социальные виды деятельности в сфере фандрайзинга в СР

Социологические аспекты общения и делового взаимодействия в управленческой среде и деловом мире. Основные характеристики процесса общения (целенаправленность, нормативность, результативность). Критерии результативности общения в сфере управления. Деловые переговоры как основная форма взаимодействия и общения в сфере фандрайзинга в СР.

Тема 4. Этносоциальная природа

фандрайзинга в социальной работе

Менталитет как этносоциальная основа национальной модели экономического поведения людей. Пассионарная теория образования этносов и ее значение для объяснения и понимания “духа предпринимательства и деловой активности”. Концепция конвергенции как вероятная модель развития мирового сообщества (Дж. Гэлбрэйт, Э. Фурастье). Коэволюционная теория развития человечества (). Ноосферная концепция развития общества (В. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден).

Тема 5. Исторические пути развития европейско-американского и казахстанского обществ: точки пересечения в фандрайзинговой деятельности

Индивидуализация личности – историческая линия развития западного общества. Особый путь американского общества как воплощение идей и духа протестантизма. Государство и личность. Различие ценностных ориентаций в европейско-американском и российском обществах и их влияние на деловую активность социальных субъектов.

Тема 6. Современное состояние казахстанского предпринимательства и формирование системы современного казахстанского фандрайзинга в сфере социальной работы

Особенности современного казахстанского предпринимательства и менеджмента в сфере социальной работы. Современная структура казахстанского предпринимательства и менеджмента. Общественное мнение о новых казахстанских предпринимателях. Основные черты современного предпринимательства по результатам социологических исследований . Основные ценностные ориентации современных казахстанских предпринимателей. Социальная база формирования и пополнения нового казахстанского предпринимательства.

Тема 7. Предпринимательство и фандрайзинг в СР

Основные казахстанские центры и учебные заведения по подготовке в сфере фандрайзинга в социальной работе: желаемое и действительное. Роль и миссия международных организаций на фандрайзинговой поле социальной работы в РК. Роль и миссия неправительственных общественных на фандрайзинговой поле социальной работы в РК. НПО и фандрайзинг в практическом поле социальной работы в РК.

Тема 8. Социальное проектирование и фандрайзинг

Приоритетные направления международного инвестирования в социальной работе. Зарубежное образование по направлениям социальной работы и грантовая поддержка. Отечественная грантовая поддержка и фандрайзинг в СР. Бизнес-структуры РК и фандрайзинговые технологии СР. Фандрайзинговые проекты в сфере ювенальной юстиции. Фандрайзинговые проект в сфере социального сиротства. Фандрайзинговые проекты в сфере гендерологии и феминологии

Тема 9. Фандрайзинговый ресурс государственных правительственных организаций в РК

Фандрайзинговая деятельность в сфере геронтологии. Фандрайзинговая деятельность в сфере социальной работы с детьми-инвалидами. Фандрайзинговая деятельность и религиозные миссии в РК. Фандрайзинговая деятельность в сфере гражданского образования. Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с военнослужащими. Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с трудовыми мигрантами. Фандрайзинговые проекты в сфере этнической конфликтологии.

Тема 10. Фандрайзинговый ресурс

международных общественных организаций в РК

Фандрайзинговое проектирование в сфере социальной работы с безработными . Фандрайзинг в области социального проектирования по проблематики лиц без определенного места жительства. Фандрайзинг в социальной медицине. Фандрайзинговая обеспеченность социальной работы с осужденными. Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с наркозависимыми. Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с алкогольнозависимыми Фандрайзинг в социальной терапии игромании

Тема 11. Фандрайзинговый ресурс международных дипломатических представительств в РК

Фандрайзинговое проектирование в сфере социальной работы с безработными. Фандрайзинг в области социального проектирования по проблематики лиц без определенного места жительства. Фандрайзинг в социальной медицине. Фандрайзинговая обеспеченность социальной работы с осужденными. Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с наркозависимыми. Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с алкогольнозависимыми. Фандрайзинг в социальной терапии игромании.

Перспективы развития фандрайзинга в социальной работе в РК. Фандрайзинговые проекты в сфере ювенальной юстиции. Фандрайзинговые проект в сфере социального сиротства. Фандрайзинговые проекты в сфере гендерологии и феминологии.

Практический интерактивный модуль

Формы практических занятий СРС и СРСП представлены в интерактивном и креативном форматах,:

семинары, брейн-ринги, презентационные тренинги, ролевые игры, видео-класс, социальное проектирование.

Базовая подготовка – индивидуальная работа с источниками в библиотеке, читальном зале, с электронными ресурсами.

Методические указания по подготовке СРС

Уважаемые студенты, вам следует выбрать по своему желанию и в соответствии с вашим познавательным интересом один из тематических проблемных вопросов, предложенных в пункте «Вопросы для подготовки СРС» и подготовить его в формате авторской творческой работы.

Первая часть "Базовое содержание темы" – это подробное изложение выбранной вами темы на основе подобранного вместе с тьютором источника (учебник, журнал, монография, нормативный акт , справочник, этический кодекс).

Текст набирается на компьютере, через 1 интервал шрифтом "Times new Romans", кегль 14. Поля: левое - 3см, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1 см.

Объем задания по первой части на 1 СРС (по часовому объему кратно 3 часам работы студента) включает примерно 3 "разворота" источника – то есть 6 страниц из базового текста источника (учебника, монографии, научной статьи из журнала), набранного согласно указанным выше требованиям. Учебные цели по первой части работы направлены на формирование у вас элементарных навыков скоропечатания на компьютере, на развитие навыков аналитического чтения и аналитического мышления. Не прибегайте к сканеру. Этим вы не разовьете в себе тех качеств, которые обязательны на современном рынке труда. Сканер не актуален на данном этапе вашего обучения.

Уважаемые студенты, обратите внимание на то, что при написании первой части СРС подстрочные сноски обязательны. Научитесь оформлять сноску через услугу компьютера. Только в таком виде (со сносками!) будет приниматься ваша работа.

Вторая часть – креативная творческая часть: формирование тематических и прямых вопросов.

Вы самостоятельно формулируете к уже набранному тексту пять вопросов тематических. Тематический вопрос не предполагает вопросительного знака в конце предложения. Это вопрос-тема, вопрос-проблема. Его аналог вы видели неоднократно в школьных учебниках как подпараграфы, в экзаменационных билетах как вопрос, требующий подробного, комплексного ответа. Сформулировав тематический (проблемный) вопрос вы даете на основе этого же набранного текста подробный ответ. Затем – вы формулируете прямые вопросы. Это вопрос с наличием вопросительного знака или предлагающий назвать имя, дату, дать определения понятия.


Третья часть – креативная творческая часть: тестовые вопросы .

Вы самостоятельно задаете к изученному и набранному тексту вопросы, и на каждый даете пять вариантов ответа, один из которых правильный. За основу Вы также берете материал данной темы в целом.

Тема, выбранная для авторской творческой работы, оформляется в виде письменной работы по стандартному образцу. Сначала – титульный лист. Затем – содержание работы. Далее – все составные части работы: Базовая часть (набранный материал с обязательными сносками на каждой странице), вторая кретивная творческая часть: тематические и прямые вопросы обязательно с ответами, третья креативная творческая часть: тестовые вопросы обязательно с ответами.

Одна из тем СРС готовится для презентации перед группой.

Для подготовки к успешной презентации Вам необходимо обеспечить наглядность и доступность предлагаемой для аудитории информации, заинтересовать аудиторию при своем выступлении: текст не читается, а передается в формате свободного рассказа. Обязательна "обратная связь" после выступления. Это мониторинг усвоения материала, который вы предложили своим коллегам по обучению. Именно в этой части вы проверите качество своих тестовых вопросов, прямых вопросов. Эти вопросы будут дополнять тот содержательный материал, который вы изложите перед группой через проблемные (тематические вопросы). Для обеспечения наглядности вам понадобятся Флиппчарты. Это современный, широко используемый в корпоративном обучении на бизнес-пространстве РК прием установления диалога с группой. Для всех специалистов в сфере коммуникативного поля обязательны навыки грамотного убедительного публичного выступления с применением современных приемов организационного и технического сопровождения. Именно эти навыки и отрабатываются в процессе СРСП презентационного формата. Презентация предполагает на только эффектность и убедительность вашего говорения, вашей вербальной культуры, но и вашу внешнюю, невербальную убедительность. Поэтому презентация предполагает соблюдение этических стандартов внутриофисного общения наряду со стандартами внутриофисной одежды и стиля. Оценка этих параметров будет производиться всей группой и тьютором курса. Презентация – это ответственное, интересное и полезное для вас мероприятие. Вы сможете увидеть и прочувствовать свои возможности в работе с людьми, понять, в чем вы более успешны, а с чем есть еще время поработать. На презентацию Вы можете пригласить свою "группу поддержки" – друзей, младших братьев, сестер, и, конечно, родителей. Им будет приятно и интересно посмотреть на Вас, на ваших сокурсников, познакомиться с тьютором и иметь собственное впечатление об учебном процессе, который вы успешно осваиваете. Самостоятельная работа студента – это самый важный этап в вашем личностном росте и приобретении вами настоящей профессиональной компетенции. Подробное консультирование по особенностям организации и проведения СРС вы получаете в процессе индивидуальных консультаций тьютора курса в формате занятий "СРСП" – самостоятельная работа с преподавателем.

Вопросы для самостоятельной работы студентов

Понятие и сущность фандрайзинга с социокультурных позиций. Основные трактовки и концепции предпринимательской деятельности (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Б. Карлоф, Р. Рюттингер и др.). Две формы деловой активности: их сходство и различие. Социальные агенты двух видов деловой активности. Основные признаки предпринимательской деятельности и их различия в западном и восточном деловом мире. Особенности казахстанского фандрайзинга и менеджмента в социальной работе. Современная структура казахстанского фандрайзинга и предпринимательства в социальной работе. Общественное мнение казахстанцев о новых казахстанских предпринимателях. Основные положительные и отрицательные черты казахстанского предпринимательства и фандрайзинга по результатам современных социологических исследований. Социальная база формирования и пополнения казахстанского предпринимательства и фандрайзинга в социальной работе. Основные ценностные ориентации современных казахстанских предпринимателей. Ценностные ориентации и устремления молодого бизнеса Казахстана. Ценностные предпочтения зрелого бизнеса Казахстана. Менталитет как основа национальной модели социального и экономического поведения. Концепция конвергенции как вероятная модель развития мирового сообщества (Д. Гэлбрэйт,). Особенности исторического развития западного общества и магистральная линия индивидуализации личности. Особенности исторического пути Казахстана: государство и личность. Зарождение предпринимательской деятельности в Казахстане. Зарождение фандрайзинговой деятельности в Казахстане Акционерная деятельность в Казахстане. Государственная политика в отношении предпринимательства и фандрайзинга. Экономическая ситуация в Казахстане к началу ХХ века. Представительские организации казахстанского предпринимательства. Современная система подготовки предпринимательских и менеджерских кадров в Каазахстане. Основные казахстанские центры и учебные заведения по подготовке в сфере фандрайзинга в социальной работе. Роль и миссия международных организаций на фандрайзинговой поле социальной работы в РК Роль и миссия неправительственных общественных организаций на фандрайзинговой поле социальной работы в РК НПО и фандрайзинг в практическом поле социальной работы в РК Социальное проектирование и фандрайзинг Приоритетные направления международного инвестирования в социальной работе Зарубежное образование по направлениям социальной работы и грантовая поддержка Отечественная грантовая поддержка и фандрайзинг в СР. Бизнес-структуры РК и фандрайзинговые технологии СР. Фандрайзинговые проекты в сфере ювенальной юстиции Фандрайзинговые проект в сфере социального сиротства Фандрайзинговые проекты в сфере гендерологии и феминологии Фандрайзинговая деятельность в сфере геронтологии Фандрайзинговая деятельность в сфере социальной работы с детьми-инвалидами Фандрайзинговая деятельность и религиозные миссии в РК. Фандрайзинговая деятельность в сфере гражданского образования Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с военнослужащими. Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с трудовыми мигрантами. Фандрайзинговые проекты в сфере этнической конфликтологии Фандрайзинговое проектирование в сфере социальной работы с безработными Фандрайзинг в области социального проектирования по проблематики лиц без определенного места жительства Фандрайзинг в социальной медицине Фандрайзинговая обеспеченность социальной работы с осужденными Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с наркозависимыми Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с алкогольнозависимыми Фандрайзинг в социальной терапии игромании Фандрайзинговый ресурс международных дипломатических представительств в РК Фандрайзинговый ресурс международных общественных организаций в РК Фандрайзинговый ресурс государственных правительственных организаций в РК Преспективы развития фандрайзинга в социальной работе в РК

Вопросы к экзамену:

Понятие и сущность фандрайзинга с социокультурных позиций.

Основные трактовки и концепции предпринимательской деятельности (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Б. Карлоф, Р. Рюттингер и др.).

Две формы деловой активности: их сходство и различие.

Социальные агенты двух видов деловой активности.

Основные признаки предпринимательской деятельности и их различия в западном и восточном деловом мире.

Особенности казахстанского фандрайзинга и менеджмента в социальной работе.

Современная структура казахстанского фандрайзинга и предпринимательства в социальной работе.

Общественное мнение казахстанцев о новых казахстанских предпринимателях.

Основные положительные и отрицательные черты казахстанского предпринимательства и фандрайзинга по результатам современных социологических исследований.

Социальная база формирования и пополнения казахстанского предпринимательства и фандрайзинга в социальной работе.

Основные ценностные ориентации современных казахстанских предпринимателей.

Ценностные ориентации и устремления молодого бизнеса Казахстана.

Ценностные предпочтения зрелого бизнеса Казахстана.

Менталитет как основа национальной модели социального и экономического поведения.

Концепция конвергенции как вероятная модель развития мирового сообщества (Д. Гэлбрэйт,).

Особенности исторического развития западного общества и магистральная линия индивидуализации личности.

Особенности исторического пути Казахстана: государство и личность.

Зарождение предпринимательской деятельности в Казахстане.

Зарождение фандрайзинговой деятельности в Казахстане

Акционерная деятельность в Казахстане.

Государственная политика в отношении предпринимательства и фандрайзинга.

Экономическая ситуация в Казахстане к началу ХХ века.

Представительские организации казахстанского предпринимательства.

Современная система подготовки предпринимательских и менеджерских кадров в Каазахстане.

Основные казахстанские центры и учебные заведения по подготовке в сфере фандрайзинга в социальной работе.

Роль и миссия международных организаций на фандрайзинговой поле социальной работы в РК

Роль и миссия неправительственных общественных на фандрайзинговой поле социальной работы в РК

НПО и фандрайзинг в практическом поле социальной работы в РК

Социальное проектирование и фандрайзинг

Приоритетные направления международного инвестирования в социальной работе

Зарубежное образование по направлениям социальной работы и грантовая поддержка

Отечественная грантовая поддержка и фандрайзинг в СР.

Бизнес-структуры РК и фандрайзинговые технологии СР.

Фандрайзинговые проекты в сфере ювенальной юстиции

Фандрайзинговые проект в сфере социального сиротства

Фандрайзинговые проекты в сфере гендерологии и феминологии

Фандрайзинговая деятельность в сфере геронтологии

Фандрайзинговая деятельность в сфере социальной работы с детьми-инвалидами

Фандрайзинговая деятельность и религиозные миссии в РК.

Фандрайзинговая деятельность в сфере гражданского образования

Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с военнослужащими.

Фандрайзинговый поиск в сфере социальной работы с трудовыми мигрантами.

Фандрайзинговые проекты в сфере этнической конфликтологии

Фандрайзинговое проектирование в сфере социальной работы с безработными

Фандрайзинг в области социального проектирования по проблематики лиц без определенного места жительства

Фандрайзинг в социальной медицине

Фандрайзинговая обеспеченность социальной работы с осужденными

Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с наркозависимыми

Фандрайзинговая стратегия в социальных проектах по социальной работе с алкогольнозависимыми

Фандрайзинг в социальной терапии игромании

Фандрайзинговый ресурс международных дипломатических представительств в РК

Фандрайзинговый ресурс международных общественных организаций в РК

Фандрайзинговый ресурс государственных правительственных организаций в РК

Преспективы развития фандрайзинга в социальной работе в РК

Литература:

Булгаков хозяйства. – М.: Наука, 1991. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопр. экономики. – 1993. -№3. – С.44-53. и др. Социальный портрет предпринимателя (Минск, весна 1992г.)// Социол. исслед. 1992.№10. С.53-62. Заславская -слой российского общества: сущность, структура, статус// Социол. исслед. 1996. №3.С.3-12. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека . – М.: Наука, 1994. – 494с. Деловая стратегия: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991. – 239с. , Дунаевский предприниматели и старая культура // Социол. исслед. 1993. №5. С.64-69. , Бабаев предпринимательства и приватизации: политика и общественное мнение // Социол. исслед. 1993. №1. С.7-18. Поляков успеха в бизнесе. Практическое руководство для российского менеджера. – Новосибирск: фирма “ЭКОР”. – 1993. – 127с. Родионова ориентации управляющих приватизированных предприятий // Социол. исслед. 1994. №2. С.111-114. Культура предпринимательства (Пер. с нем.). – М.: ЭКОМ, 1992. – 240с. Смальков как особый вид деятельности // Социол. исслед. – 1994. №2. С.15-22. , О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социол. исслед. 1993. №1. С.24-30. Шепель книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). – М.: Финансы и статистика, 1992.– 240с. Плотинский социальных процессов: Учебное пособие для вузов высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Логос, 20:ил. ISBN 5 -94Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и.н., проф. , д. и.н., проф. . - М: ИНФРА - М, 20с. - (Серия "Высшее образование"). Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И Холостовой. - М: Юристъ, 1с. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. . - М.: Юристъ, 1с. Основы социальной работы: Учебник / Под. ред. . - М.: ИНФРА, 19с. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 20С. - (Серия "Высшее образование"). Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. . - М.: ИНФРА, 20с. Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования / . - М.: издательский центр "Академия", 20с. , Студенова социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 20с. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. . - Москва-Белгород: Луч - Центр социальных технологий, 19с. , Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 20с Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под. ред. Ш. Рамон; Пер. с англ. Под. ред. . - М.: Аспект Пресс, 19Серия "Социальная работа в меняющемся мире"; Ред. серии Ш. Рамон). - (Программа "Высшее образование"). - ISBN -2. Холостова политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 20с. - (Серия "Высшее образование"). Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. и. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 19с. ISBN -5. Патриотизм в ракурсе истории. Учебное пособие. –Алматы, «Санат», 1996 –224 стр. Насынбаев Взаимопонимание.-Алматы: Главная редакция «Казак Энцеклопедиясы». 2001.-544с. А. Насынбаев, М. Машон, Ж.Мурзалин, А.Тулигулов. « Эволюция политической системы Казахстана». В 2-х томах. Алматы: Главная редакция « Казак Энцеклопедиясы», 2001 г. 1 том, -352 с. Политические репрессии в Казахстане в гг. Сборник докумен./ Отв. Демтаева.-Алматы: Казахстан, 1998.- С-336-(Архив Президента РК.) Ронтмахин политика в России: Уроки 90-х – М.: Гелос АРВ, 200с. , Дунаев и социальное государство. Алматы, 2004

Традиционно социальная сфера в нашей стране - это сфера деятельности государства, которое отвечает за реализацию социальной политики. В последнее время можно с определенной уверенностью говорить о заметной роли НКО на рынке социальных услуг и в осуществлении сотрудничества и финансовой помощи государственным учреждениям социальной сферы.

Реализация многих перспективных идей и инициатив с участием НКО зачастую сопряжены с наличием источников финансирования. Как правило, количество идей и предложений во много раз превышают финансовые возможности спонсоров и доноров. С поиском источников финансирования и реальных донорских средств, для реализации социально ориентированных и общественно-значимых проектов сталкиваются практически все некоммерческие организации и органы местного самоуправления, а также различные учреждения социальной сферы. Это извечная проблема, обеспеченности социально-значимых проектов источниками безвозмездного финансирования, наталкивает на осознанную необходимость нормирования некой целенаправленной стратегии поиска средств организации - фандрайзинга.

Область фандрайзинга - практически новая для нашей страны сфера деятельности. Она развита в США, где разработана разнообразная система льгот и поощрений вкладчикам в социальную сферу, будь то коммерческие структуры, фонды или частные лица.

Традиции свободного рынка США поощряют филантропию. Поиск субсидий или денежных средств - фандрайзинг - вырос в отдельную профессиональную управленческую область. Появились первоклассные специалисты, умеющие пополнять бюджет. Сейчас в США более 50 миллионов американцев предоставляют некоммерческому сектору либо свое время, либо свои деньги.

Социальная сфера, как никакая другая нуждается в более организованном финансировании из внебюджетных фондов, к более четкой и профессиональной организации привлечения ресурсов спонсоров и доноров.

Актуальность темы курсовой роботы обусловлена достаточно высокой значимостью технологий фандрайзинга для развития социальной сферы. Привлечение внимания к данному виду социальных технологий необходимы на сегодняшний день для большинства субъектов и объектов социальной сферы. Внедрение и использования технологий фандрайзинга позволит расширить финансовые и другие возможности учреждений социальной сферы и как следствие увеличить эффективность ее функционирования.

Проблема исследования: недостаточная изученность методов и технологий фандрайзинга в современной России и необходимость внедрения этих технологий на практике.

В процессе написания курсовой работы мной были использованы исследования о фандрайзинге О. Алексеевой ("Тактика поиска средств у частных лиц", "Привлечение пожертвований российских компаний");А. Дымниковой («Фандрайзинг как особый вид предпринимательской деятельности в культуре»); Г. Тульчинского («Фандрейзинг. Привлечение средств на некоммерческую деятельность», «Некоммерческий маркетинг (маркетинг в сфере культуры)»), В. Панькова ("Особенности национального фандрайзинга"), Дж. Александера и К. Карлсон («Основные принципы фандрейзинга:Секреты привлечения денежных средств для неприбыльных организаций») и других.

Следует сказать, что на сегодняшний день переведенной на русский язык литературы для изучения данной проблемы явно недостаточно. Российские же авторы в основном изучают фандрайзинг как деятельность, являющуюся исключительно прерогативой НКО.

Объект: фандрайзинг как инструмент привлечения ресурсов в социальной сфере.

Предмет: технология фандрайзинговой кампании, как инструмент привлечения ресурсов для конкретного социально значимого проекта.

Цель: изучить и описать технологии фандрайзинга в социальной сфере.

  • 1. Определить сущностно-содержательные характеристики фандрайзинга.
  • 2. Проанализировать историю становления и современное состояние фандрайзинга в России.
  • 3. Изучить роль НКО в области фандрайзинга.
  • 4. Обосновать и описать технологию организации и проведения фандрайзинговой кампании по сбору средств на реализацию акции в поддержку детей-инвалидов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы проблема, цель, основные задачи.

Первая глава «Сущность современных технологий фандрайзинга» состоит из трех параграфов.

Фандрайзинг как любое профессиональное занятие имеет особый терминологический аппарат, следует рассмотреть некоторые из основных понятий, касающихся фандрайзинговой деятельности:

Ресурсы - финансовые средства, информация, специалисты, оборудование, материалы и иные материальные и нематериальные объекты, необходимые для реализации проекта или осуществления деятельности.

Благотворительность - добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финанасовой, организационной и иной благотворительной помощи. фандрайзинг финансовый инвалид некоммерческий

Меценат - физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе.

Спонсор - юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.

Донор - юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе.

Грант - благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.

Бесприбыльный (некоммерческий) проект - комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли. .

В настоящее время процессы модернизации социально­экономической
сферы в России актуализируют проблему привлечения спонсоров к
реализации социально­значимых проектов и программ.
Современный фандрайзинг в нашей стране начался в 90 годах и
развивался в самых неблагоприятных для создания национальных фондов
условиях.
Во многих западноевропейских странах и, особенно в США к деньгам и
к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца
обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги.
Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство никогда
не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем
решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в
финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора,
организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто
мысль о том, где взять деньги на социальный проект, приходит последней.
Финансированием занимается в основном государственные организации.
Проблема изыскания средств для организации или на реализацию
конкретных социальных проектов в настоящее время является одной из
основных, однако ее нельзя назвать хорошо разработанной, осмысленной в
теории и технологии социальной работы.
Сбор средств - профессиональное занятие, которому надо учиться, эта
технология имеет свои тонкости. Это занятие требует полной отдачи сил и
изучение практических способов применения технологии фандрайзинга.
Специалист по социальной работе, да и любой другой профессионал, который
заинтересован в карьерном росте и реализации своих умственных
возможностей, должен иметь в своем «багаже знаний» такую технологию как

привлечение и сбор денежных средств для реализации социального проекта
или программы.
Фандрайзинг (fund­raising) - (сбор средств) целенаправленный
систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления
социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально
значимых институтов/
Любая организация должна обладать определенным набором средств,
чтобы эффективно привлекать ресурсы. Минимум оборудования офиса
необходим для того, чтобы начать систематическую работу (компьютер,
телефон, интернет­связь, факс и копир). Важно понимать также, кто отвечает
за всю фандрайзинговую работу, организует и координирует ее. Данному
специалисту необходимо знать основы менеджмента, пройти обучение на
курсах или тренингах по фандрайзингу. Далее в организации необходимы
фандрайзинговые материалы: различные буклеты, брошюры, годовые отчеты,
маркированные конверты с логотипом и адресом организации и прочее - то,
что можно выставлять во время проведения акций.

Под «фандрайзингом» понимается деятельность, которая направлена на привлечение и аккумулирование средств из различных источников. Фандрайзинг представляет собой специально организованный процесс сбора пожертвований для благотворительных организаций или для обеспечения социальных программ. Эту деятельность можно рассматривать как творчество, ведь среди огромного числа проектов приходится выбирать наиболее значимые, поэтому, чем оригинальнее обращение за помощью, тем больше шансов на получение материальной поддержки.

Существуют следующие основные виды фандрайзинга.

Проектный фандрайзинг имеет задачей привлечение средств на реализацию конкретного проекта. Такой вид привлечения финансов является наиболее удобным для НКО или организации культуры и для финансирующей стороны. Это можно объяснить наличием четких целей использования средств, низкими расходами на фандрайзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.

Оперативный фандрайзинг подразумевает привлечение средств на покрытие текущих расходов. Это менее эффективная форма привлечения средств, так как они не имеют целенаправленного назначения и аккумулируются в текущем бюджете организации. Деньги могут пойти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, в результате чего заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании снижается.

Фандрайзинг практикуется в основном некоммерческими организациями, которые заинтересованы в донорах, спонсорах и благотворителях. Такое финансовое сотрудничество некоммерческого сектора и бизнеса широко распространено при решении проблем в социальной сфере, науке, образовании, культуре.

Фандрайзинг в социальной сфере направлен на оказание помощи незащищенным группам населения, малоимущим, пенсионерам, ветеранам и т.д. Это наиболее традиционная сфера спонсорской поддержки, которая осуществляется чаще всего соответствующими общественными и государственными организациями и фондами, имеющими правовые, финансовые и экономические льготы.

Фандрайзинг в науке открывает возможность для вхождения фирмы в среду разработок новых технологий, перспективных теорий. Фирма повышает свои шансы оказаться впереди конкурентов в научно-техником прогрессе. Кроме того, устанавливаются хорошие связи с квалифицированными экспертами в различных областях.

Фандрайзинг в образовании обращен на начальную, среднюю и высшую школы. Для спонсоров эта сфера обладает своими привлекательными чертами. Создается имидж заботы о подрастающем поколении, устанавливаются связи с молодыми перспективными специалистами.

Фандрайзинг в культуре направлен на поддержку в области изобразительного и музыкального искусства, литературы, театров, кино, музеев, библиотек. Бизнесменов привлекают в этой сфере не только широкие возможности для рекламы, но и формирование репутации фирмы в культурной среде, которая дает максимальный «выход на общество». Для зарубежных спонсоров это отличный способ прорваться на международный рынок, показав тем самым свой интерес к культуре данной страны. Таким образом, поддерживаются человеческие ценности и творчество.

Спонсоров также привлекают такие сферы, как здравоохранение, медицина, экология. В настоящее время эти области человеческой деятельности переживают экономический и социальный бум, им придают особое значение государство и общество.

В последнее время для проведения фандрайзинговой кампании привлекаются специально обученные люди, менеджеры по фандрайзингу, или даже целые фандрайзинговые агентства на договорной основе. Чтобы привлечь достаточное для решения поставленных задач средства, специалисты по фандрайзингу - фандрайзеры - устанавливают множество контактов, проводят многочисленные беседы.

Технология фандрайзинга должна опираться на общую стратегию конкретной фирмы, к которой обращается фандрайзер.

Этапы фандрайзинга примерно следующие:

1. Планирование - разработка содержательной программы, определение расходов, выбор видов фандрайзинга;

2. Реализация - выбор методов проведения, установление ответственности за проведение, выделение средств;

3. Контроль за ходом фандрайзинга, корректировка планов с учетом произошедших изменений;

4. Анализ - оценка результатов, определение эффективности.

Фандрайзинг широко практикуются для подготовки и проведения специальных мероприятий, таких как балы, званые вечера, конкурсы, марафоны, аукционы, презентации, конференции, обеды. Во время их подготовки и проведения привлекается внимание потенциальных доноров и одновременно собираются необходимые средства. Во время такого мероприятия важно отметить каждого из прибывших гостей, если необходимо, выделить конкретного гостя из остальной публики.

В заключении следует отметить, что фандрайзинг - не выпрашивание денег, а спланированная работа, которая направлена на получение пожертвований, сделанных осознанно. Сущность фандрайзинга - установление партнерских отношений, переход к стратегии сотрудничества с людьми и организациями, которые могут оказать материальную поддержку.