Наградной лист мас. Повышая статус Приблизительный поиск слова

Глава 1. Анализ существующего состояния хозяйства информатизации и связи железнодорожного транспорта

1.1. Постановка задачи

1.2. Анализ существующего состояния сети связи железнодорожного 14 транспорта

2.1. Организационно-экономические предпосылки реформирования информатизации и связи на РЖД

2.2. Этапы проведения реформ хозяйства информатизации и связи российских железных дорог

Глава 3. Основополагающие положения определения экономической эффективности реорганизационных мероприятий

3.1. Финансово-математические основы определения стоимости денег во времени

3.2. Основные критерии эффективности инвестиционного проекта и методы их расчета

3.3. Методика оценки эффективности реформирования хозяйства информатизации и связи на основе отраслевых показателей

Глава 4. Определение наиболее экономически эффективного варианта реформирования хозяйства информатизации и связи железнодорожного транспорта

4.2. Оценка экономической эффективности реформирования хозяйства связи Департамента информатизации и связи (вариант 91 №4)

4.3. Оценка экономической эффективности реформирования хозяйства связи по варианту № 4 102 Заключение 105 Библиография

Рекомендованный список диссертаций

  • Экономическая эффективность создания цифровой системы радиосвязи на железнодорожном транспорте 2002 год, кандидат экономических наук Марцинковская, Анна Владимировна

  • Управление затратами железных дорог в условиях информатизации отрасли 2002 год, доктор экономических наук Быкадоров, Сергей Александрович

  • Совершенствование структуры управления перевозочным процессом в современных условиях 2003 год, кандидат технических наук Мишура, Александр Анатольевич

  • Эффективность управления вагонным хозяйством железнодорожного транспорта России в условиях его реформирования 2003 год, кандидат экономических наук Кирьянова, Ольга Николаевна

  • Повышение эффективности работы структурных подразделений железнодорожного транспорта на основе совершенствования системы экономических нормативов на предприятиях железной дороги 2001 год, кандидат экономических наук Панова, Наталья Валерьевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экономическая оценка эффективности реформирования хозяйства связи на железнодорожном транспорте»

На основе постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" осуществляется реформирование железнодорожного транспорта с целью:

Повышения устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

Формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

Удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Выполнение поставленных целей обуславливает широкомасштабное внедрение на всей сети железных дорог информационно-управляющих и телекоммуникационных технологий, базирующихся на едином информационном пространстве и взаимоувязанной сети связи.

К приоритетным направлениям внедрения достижений научно-технического прогресса в области информации и связи на железнодорожном транспорте выступает реализация "Концепции создания цифровой сети связи МПС России", предусматривающей поэтапное развитие связи на железных дорогах на период 1997-2005г. Внедрение прогрессивных систем связи отвечает экономической политике на железнодорожном транспорте, важнейшими задачами которой выступают увеличение доходов за счет роста объемов грузовых и пассажирских перевозок, повышения безопасности движения поездов и ресурсосбережения, сокращения эксплуатационных расходов в результате улучшения использования основных фондов и повышения производительности труда работников отрасли. Реализация Концепции создания цифровой сети связи базируется на использовании волоконно-оптической линии связи (ВОЛП), предназначенной в первую очередь удовлетворить потребность в каналах связи самих железных дорог (технологический сегмент), а при наличии свободных каналов связи предоставлять коммерческие услуги связи населению и юридическим лицам с различной организационно-правовой формой деятельности (коммерческий сегмент).

К настоящему моменту введено в эксплуатацию более 45 тыс. км магистральных волоконно-оптических линий передачи информации с установкой аппаратуры систем передачи синхронной цифровой иерархии (SDH).

Важнейшей проблемой использования реализованных мероприятий и дальнейшего развития волоконно-оптической линии связи (ВОЛП) на железнодорожном " транспорте выступает технико-экономическое обоснование экономической эффективности инвестиционных затрат на внедрение ВОЛП. Оценка экономической эффективности внедрения волоконно-оптической связи на Российских железных дорогах является сложной проблемой, требующей комплексного рассмотрения влияния ВОЛП на функционирование как в целом железнодорожного транспорта, так и отдельных его структурных и функциональных подразделений при взаимоувязки с автоматизацией управления в технологической, экономической и социальной сферах деятельности отрасли.

Кроме того, " отсутствие достаточно научно-обоснованной методологической и нормативной базы для определения экономической эффективности использования цифровой системы связи на основе ВОЛП на железнодорожном транспорте, особенно в технологическом сегменте, усложняют производство расчетов по выявлению экономических эффектов от использования волоконно-оптической связи и расчетов показателей экономической эффективности инвестиционных затрат на создание и развитие ВОЛП на железных дорогах.

Для выполнения данной диссертационной работы произведен значительный объем по сбору и обработке технико-экономической информации в МПС России, ТрансТелеКом"е, на железных дорогах, ГипротрансТЭИ МПС России, Гипротранссигналсвязи МПС России, Мосгипротрансе, ВНИИУП"е, ВНИИЖТ"е и других производственных и научных организациях. Это потребовало привлечения широкого круга специалистов МИИТ"а, ВНИИЖТа, ЛИИЖТ"а, Московской, Октябрьской Дальневосточной и других железных дорог, проектных организаций Мосгипротранса и Мосжелдорпроекта.

Таким образом, исследование, посвященное проблемам реформирования хозяйства информатизации и связи на Российских железных дорогах и разработке методики, позволяющей получить максимально надежную и полную оценку сравнительной эффективности всех возможных вариантов реформирования, с надлежащим качеством исполнения намеченных целей, приобретает значительную актуальность.

Основной целью представленной работы является разработка и практическое применение методики оценки экономической эффективности реформирования хозяйства связи на железнодорожном транспорте.

Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи: анализ существующего положения в хозяйстве связи железнодорожного транспорта для выявления организационных недостатков и путей повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности хозяйства;

Анализ существующих методов и подходов к оценке эффективности реорганизационных мероприятий с целью определения возможности их использования и развития с учетом специфики функционирования железнодорожной связи;

Разработка методики расчета экономического эффекта, возникающего в результате реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта;

Определение величины единовременных затрат, необходимых для реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта;

Комплексная оценка экономической эффективности реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта по вариантам его реформирования;

Расчет сроков окупаемости единовременных затрат по намеченному варианту организационно-правовой формы эксплуатации связи.

Методы исследования. Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды специалистов в области экономики железнодорожного транспорта: Абрамова А.П., Баркова H.H., Белова И.В., Болотина A.B., Волкова Б.А., Галабурды В.Г., Гибшмана А.Е., Ефанова А.Н., Иванова В.Р., Лисенкова В.М., Терешиной Н.П., Толкачевой М.М., Трихункова М.Ф., Хачатурова Т.С., Шишкова А.Д., Шульги В.Я., и др.

Объект исследования - хозяйство связи железнодорожного транспорта.

Предмет исследования - экономическая эффективность реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта.

Научная новизна диссертационной работы состоит в: разработке и обосновании комплекса критериев оценки экономических результатов реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта; разработке методики комплексной оценки экономической эффективности реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта;

Определении наиболее эффективного варианта организационно-правовой формы функционирования хозяйства связи в условиях реформирования железнодорожного транспорта;

Практическая ценность заключается в возможности применения результатов данной работы при выборе варианта реформирования хозяйства связи и оценке его экономической эффективности.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования нашли применение в совершенствовании организационной структуры управления служб информатизации и связи на Горьковской и Московской железных дорогах. Основные положения диссертации были представлены на 1-й и 2-й Межведомственных научно-практических конференциях «Телекоммуникационные технологии на транспорте России», (Сочи, 2003, 2004гг.), Четвертой научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», (Москва, 2003г.), а также были обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Экономика строительного производства» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа).

Публикации. По теме диссертации в открытой печати опубликовано 7 научных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Содержание изложено на 116 машинописных листах, в том числе в работе 6 рисунков и 9 таблиц. Список литературы содержит 85 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

  • Железнодорожная реформа в России и странах Запада: сравнительный анализ 2008 год, кандидат экономических наук Сысоева, Елена Александровна

  • Многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов 2004 год, доктор технических наук Розенберг, Ефим Наумович

  • Оценка экономической эффективности ресурсосберегающих технологий в хозяйстве сигнализации и связи железных дорог 2000 год, кандидат экономических наук Комарова, Майя Евгеньевна

  • Повышение экономической эффективности контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте 2003 год, кандидат экономических наук Фабер, Светлана Владимировна

  • Методические и организационные основы антикризисного управления предприятиями железнодорожного транспорта: На прим. Зап. ж. д. РК 1998 год, кандидат экономических наук Нарегеев, Бекболат Койжанович

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Маневич, Петр Юлианович

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Теория и практика применения на российских железных дорогах симметричных проводных линий передачи информации показывает, что к концу 1994 г. они исчерпали свой сетевой ресурс не только для внедрения современных информационно-управляющих технологий XXI века, но и для оперативного управления железнодорожным транспортом на основе передачи простейших телефонных и телеграфных сообщений, особенно из-за низкого их качества (по показателям разборчивости, достоверности, надежности и т.п.).

2. Создание на Российских железных дорогах цифровых первичных и вторичных сетей связи с широким использованием современных волоконно-оптических, радиорелейных и спутниковых линий передачи в сочетании с цифровым передающим и коммутационным оборудованием подтвердило правильность выбранного направления модернизации ведомственной сети связи. Это создало необходимые предпосылки для кардинального расширения номенклатуры услуг потребителям информации и обеспечило условия для внедрения на железнодорожном транспорте суперсовременных информационных технологий для его эффективного управления.

3. Система технической эксплуатации цифровой сети связи на основе единого централизованного управления позволяет обеспечить высокие качественные показатели устойчивого функционирования сети при минимизации эксплуатационных расходов. Для СТЭ ВОЛП МЦСС разработаны и применяются на практике современные нормативы по её техническому обслуживанию и предоставлению услуг связи (коэффициент готовности Кг > 0,9995, время восстановления Твосст < 2 ч при наличии резервных обходов и < 6 ч без них), что по объективным причинам отсутствует на аналоговой сети связи.

4. Все предлагаемые преобразования, связанные с реформированием хозяйства связи, осуществляются при следующих условиях:

Непревышение лимитов численности технического персонала и эксплуатационных расходов отрасли;

Безусловного обеспечения требований безопасности движения поездов и правил производства работ;

Возможности получения дополнительных источников доходов от коммерческой деятельности и реинвестирования части прибыли в модернизацию существующих средств связи ОАО "РЖД";

Повышения социального благосостояния работников хозяйства связи.

5. Для выбора экономически эффективного варианта реформирования хозяйства связи предложена методика, позволяющая максимизировать чистый дисконтированный доход и оценить срок окупаемости единовременных затрат.

Для различных вариантов реформирования хозяйства связи приведены зависимости определения годовых операционных эффектов, учитывающих функционирование как аналоговой, так и цифровой систем связи на железнодорожном транспорте.

6. На основании предложенной методики оценки и выполненных расчетов установлено, что наиболее экономически эффективным вариантом реформирования хозяйства связи является создание единого оператора связи (ЕОС), создаваемого на базе ЗАО «Компания ТрансТелеКом» или в ОАО «РЖД», когда ЗАО «КТТК» вливается в его состав.

Срок окупаемости единовременных затрат в создание ЕОС составляет 3,5 года, что меньше средней величины сроков окупаемости инвестиционных проектов (7-8 лет), реализуемых на железнодорожном транспорте.

7. Приведенные экономические расчёты показывают, что реформирование хозяйства связи по изложенному принципу и внедрение новой организационно-управленческой модели на АЦСС позволит к концу 2005 года:

Улучшить качество телекоммуникационного обеспечения перевозочного процесса;

Сократить численность эксплуатационного персонала;

Снизить на 10-15 % затраты на эксплуатацию;

Довести уровень цифровизации сети связи ОАО «РЖД» до 65-70 % эксплуатационной протяженности РЖД - в значительной степени за счет экономии на затратах по технической эксплуатации и прироста доходов от операторской деятельности на АЦСС.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Маневич, Петр Юлианович, 2004 год

1. Андреев В.К., Степанюк J1.H., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие. - М.: Бухгалтерский учет, 1996.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. "Как управлять капиталом?". М.: Финансы и статистика, 1995.

3. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: пер. с англ. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: АОЗТ "Интерэксперт", Инфра-М, 1995.

4. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. / Под ред. Л.П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

5. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев, МП «ИТЭМ» Лтд, «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995.

6. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е.- М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 29. Чаган -Экс-ле-Бен, 1978.

7. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории: учебное пособие. М.: высшая школа, 1993.

8. Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1993.

9. Будунова H.H. Эффективность капитальных вложений и реконструкция в промышленности.- М.:Стройиздат, 1978.

10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. A.B. Власова. М.: Финансы и статистика, 1986.

11. П.Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики. -СПб, 1995.

12. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. -М.: «Дело», 1998.

13. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп". - М.: Дело, 2002.

14. Волков Б. А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. М.: Транспорт, 1996.

15. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.1617.Волков Н.Г. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. М.: Финансы и статистика, 1994.

16. Воронцовский A.B. Методы обоснования инвестиционных проектов в условиях неопределенности. М.: "Алане", 1995.

17. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. / Пер. с датского А.Н. Чеканского, О.В. Рождественского. М.: Высш. шк., 1994.

18. Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 21.03.94 №220 с последующими изменениями и дополнениями.

19. Гибшман А.Е. Определение экономической эффективности проектных решений на железнодорожном транспорте 2-е изд. перераб. и допод. -М.: Транспорт, 1985.

20. Гиляровская Л.Т., Кеворкова Ж.А. Аудит финансовых результатов. Методология и методика. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997.

21. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: пер. с англ. В. Лукашевича и др. / под общ ред. В. Лукашевича. -Л., 1991.

22. Долан Э.Дж., Лидсней Д. Рынок: Макроэкономическая модель: пер. с англ. В. Лукашевича и др. / под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. -СПб., 1992.

23. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Учебное пособие для вузов / пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили 3-е изд. перер. и доп. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

24. Инвестиционное проектирование: . практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Под ред.

25. С.И. Шумилина. M.: АО "Фин-статинформ", 1995.

26. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег: пер.с англ. -М.:ИЛ, 1949.

27. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Издательство БЕК, 1996.

28. Когут А.Е., Бахаров С. Ю., Шопенко Д.В. Управление инвестиционной деятельностью на предприятии / под ред. A.A. Горбунова. СПб.: РАН ИСЭП, 1997.

29. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина E.H. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 1994.

30. Комплексная программа реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, организация ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава. Подпрограмма "Пассажирские вагоны" М.: МПС РФ, 2000.

31. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1997.

32. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: издательство БЕК, 1996.

33. Лишитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. -М.: «ДЕКА», 1996. пособие мастеру депо; Справочник/А.М. Нестеров, C.B. Колокольников, Е.М. Плохов.-М.:Транспорт,1988.

34. Луговой В.А. Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений. Методика. М.: АКДИ "Экономика и жизнь", 1994.

35. Люсов А.Н. Инвестиции и инвестиционная деятельность // Деньги и кредит. 1993.-№10.

36. Макконнелл К.Р, Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер с англ. 11-го изд.- М.: Республика, 1993.

37. Маневич П.Ю. и др. Экономическая эффективность инвестиций, обеспечивающих повышение безопасности движения поездов//Четвертая научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов», Москва, 2003г.

38. Маневич П.Ю. О реформировании хозяйства информатизации и связи на российских железных дорогах (в порядке обсуждения)//Ведомственные корпоративные сети связи 2003 г., № 6.

39. Маневич П.Ю., Волков Б.А. Определение экономических эффектов внедрения волоконно-оптических линий связи на железнодорожном транспорте//Ведомственные корпоративные сети связи, 2003 г., № 3.

40. Маневич П.Ю., Гаврил енков A.A. Определение экономической эффективности создания единого оператора связи//Ведомственные корпоративные сети связи, 2003 г., № 3.

41. Маневич П.Ю., Здоровцов И.А., Антонец В.Р. Методология оценки показателей надежности волоконно-оптических линий связиЮлектросвязь, 2004 г., № 1.

42. Маневич П.Ю., Ромашкова О.Н., Петров A.A. Модернизация и коммерческое использование телекоммуникационной сети участка железной дороги//Ведомственные корпоративные сети связи, 2003 г., №6.

43. Маневич П.Ю., Ромашкова О.Н., Петров A.A. Планирование и управление затратами при внедрении современных информационных технологий//Ведомственные корпоративные сети связи 2004 г., № 1.

44. Массе П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. Пер. с франц. М.: Статистика, 1971.

50. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстрой России Министерство экономики РФ Министерство финансов РФ Госкомпром России от 31 марта 1994 г. N 7-12/47).

51. Министерство Путей Сообщения Российской Федерации. Статистический отчёт о работе железных дорог за 2002 год. Москва, 2003 г.

52. МПС России. Статистический отчёт о работе железнодорожного транспорта за 2001 год. г. Москва, 2002 г.

53. Новиков Ю.С. Инвестиции в регионе: проблемы теории и практики. -Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998.

54. Павлова JI.H. Финансовый менеджмент: Управление денежным оборотом предприятия. М.: ЮНИТИ, 1995.

55. Показатели и коэффициенты для расчета производительности труда в структурных единицах пассажирского хозяйства (МПС РФ утв. зам. ЦЛ A.A. Колесовым 03.12.98).

56. Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94). Утверждено приказом Минфина России от 20.12.94 №167.

57. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Письмо Министерства финансов РФ от 30 декабря 1993г. №160.

58. Попов О-В, Чичагов П.К., Ковальская М.И. Об экономических перспективах структурной реформы. // Экономика железных дорог.-2003, №8, с. 10-15.

59. Предложения по разработке программы совершенствования системы управления эксплуатационной работой сети железных дорог на 20012010 гг. (основание Указание министра путей сообщения РФ Н.Е. Аксененко от 28.12.2000 №328 - у). - М.: МПС РФ МЖД, 2001.

60. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нидлз, X. Андерсон, Д.Колдуэлл: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1993.

61. Программа укрепления материально-технической базы и социального развития Московской Железной дороги на период 2000-2005 гг. М.: МПС РФ, 1999.

62. Смышляева JI.M. Структура капитальных вложений и их экономическая эффективность. М.:Наука, 1970.

63. Старостенков Н.В. Железнодорожный транспорт и обороноспособность Российской империи (вторая половина XIX века -1914 год)/ Под. ред. Г.И. Колытько М.:Русь - Стиль XXI век, 2002.

64. Схема развития и размещения железнодорожного транспорта М.: ГИПРОТРАНСТЭИ, 2000.

65. Управление инвестициями: в 2-х т. Т. 1. / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. М.: высшая школа, 1998.

66. Фатхутдинов P.A. Разработка управленческого решения: учебное пособие. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез"", 1997.

67. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 № Зб-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ.

68. Хачатуров Т.С. Основы экономики железнодорожного транспорта. -М.: Трансжелдориздат, 1946.

69. Храковский Ю.И., Ковалев А.Г. Капитальные вложения в расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующихпредприятий. М.: Стройиздат, 1984.78.1Пахунянц Г.М. Технико-экономические расчеты в путевом хозяйстве. М.: Трансжелдориздат, 1939.

70. Экономика / учебник под ред. A.C. Булатова. М.: Бек, 1994.

71. Экономика железнодорожного транспорта / И.В. Беленький, В.А. Дмитриев, А.И. Журавель и др. под ред. В.А. Дмитриева и Ф.П. Милютина.- М.: Транспорт, 1985.

72. Экономика железнодорожного транспорта: учебник для вузов /И.В. Белов, В.Г. Галабурда, В.Ф. Данилин и др.; под ред. И.В. Белова. М.: Транспорт, 1989.

73. Экономика железнодорожного транспорта: учебник для вузов ж.-д. трансп./ И.В. Белов, Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда и др., под редакцией Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. М.: УМК МПС России,2001.

74. Экономика и планирование на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов ЖДТ / И.В. Белов, Т.Н. Бондарева, В.Г. Галабурда и др. под ред. И.В. Белова, М.Ф. Трихункова, Ю.Д, Петрова 2-е изд. перераб. и допол. - М.: Транспорт, 1984.

75. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан, Б.И. Доменко. М.:Лазурь, 1994.

76. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений: Учебник / Под ред. С.Б. Барнгольц и Г.М. Тация. 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. На основе постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" осуществляется реформирование железнодорожного транспорта с целью повышения устойчивости его работы, доступности, безопасности и качества предоставляемых услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития; формирования единой гармоничной транспортной системы страны; снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов; удовлетворения растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Достижение поставленных целей обусловливает необходимость широкомасштабного внедрения на всей сети железных дорог информационно-управляющих и телекоммуникационных технологий, базирующихся на едином информационном пространстве и взаимоувязанной сети связи.

Приоритетным направлением внедрения достижений научно-технического прогресса в области информации и связи на железнодорожном транспорте является реализация "Концепции создания цифровой сети связи МПС России", предусматривающей поэтапное развитие связи на железных дорогах на период 1997-2005 г. Внедрение прогрессивных систем связи отвечает экономической политике на железнодорожном транспорте, важнейшими задачами которой выступают увеличение доходов за счет роста объемов грузовых и пассажирских перевозок, повышение безопасности движения поездов и ресурсосбережения, сокращение эксплуатационных расходов в результате улучшения использования основных средств и повышения производительности труда работников отрасли. Реализация Концепции создания цифровой сети связи базируется на использовании волоконно-оптических линий передачи (ВОЛП), предназначенных в первую очередь для удовлетворения потребностей в каналах связи самих железных дорог (технологический сегмент), а при наличии свободных каналов связи для предоставления коммерческих услуг связи населению и юридическим лицам с различной организационно-правовой формой деятельности (коммерческий сегмент).

Для создания наиболее эффективной системы управления и установления

организационно-правовой формы эксплуатации связи на железнодорожном транспорте в

современных условиях необходима научно-обоснов азг~мстояоло г ичес и

СПет*»ург ^ 03 20ОЧ»«Л

нормативная база экономической оценки путей реформирования хозяйства связи с

учетом ее развития на базе ВОЛП.

Актуальность задачи, решаемой в диссертационной работе, определяется наличием отраслевой потребности в комплексной экономической оценке реорганизационных мероприятий по реформированию хозяйства связи для обеспечения эффективного использования сетей связи железнодорожного транспорта.

Основной целью представленной работы является разработка и практическое применение методики оценки экономической эффективности реформирования хозяйства связи на железнодорожном транспорте.

Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:

Анализ существующего положения в хозяйстве связи железнодорожного
транспорта для вьшвления организационных недостатков и путей повышения
эффективности производственно-хозяйственной деятельности хозяйства;

анализ существующих методов и подходов к оценке эффективности реорганизационных мероприятий с целью определения возможности их использования и развития с учетом специфики функционирования железнодорожной связи;

Разработка методики расчета экономического эффекта, возникающего в
результате реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта;

определение величины единовременных затрат, необходимых для реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта;

комплексная оценка экономической эффективности реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта по вариантам его реформирования;

расчет сроков окупаемости единовременных затрат по намеченному варианту организационно-правовой формы эксплуатации связи.

Методы исследования. Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды специалистов в области экономики железнодорожного транспорта: Абрамова А.П., Баркова Н.Н., Белова И.В., Болотина А.В., Волкова Б.А., Галабурды В.Г., Гибшмана А.Е., Ефанова А.Н., Иванова В.Р., Лисенкова В.М., Терешиной Н.П., Толкачевой М.М., Трихункова М.Ф., ХачатуроваТ.С, Шишкова А.Д., Шульги В.Я, и др.

Объект исследования -хозяйство связи железнодорожного транспорта.

Предмет исследования - экономическая эффективность реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта.

Научная новизна диссертационной работы состоит в:

разработке и обосновании комплекса критериев оценки экономических результатов реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта;

разработке методики комплексной оценки экономической эффективности реформирования хозяйства связи железнодорожного транспорта;

Определении наиболее эффективного варианта организационно-правовой формы
функционирования хозяйства связи в условиях реформирования железнодорожного
транспорта;

Практическая ценность заключается в возможности применения результатов данной работы при выборе варианта реформирования хозяйства связи и оценке его экономическойэффективности.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования нашли применение в совершенствовании организационной структуры управления служб информатизации и связи на Горьковской и Московской железных дорогах. Основные положения диссертации были представлены на 1-й и 2-й Межведомственных научно-практических конференциях «Телекоммуникационные технологии на транспорте России», (Сочи, 2003, 2004гг.), Четвертой научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», (Москва, 2003г.), а также были обсуждены и одобрены па заседании кафедры «Экономика строительного производства» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа).

Пётр Маневич, генеральный директор Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД»: «Произошло укрупнение наших линейных предприятий – на смену 221 подразделению пришли 73 региональных центра связи. Это, безусловно, повысило эффективность управления хозяйством»

Центральная станция связи в год своего 90-летия становится филиалом ОАО «РЖД»

В этом году 90-летний юбилей Центральной станции связи (ЦСС) – филиала ОАО «РЖД» совпал с началом второго этапа реформирования хозяйства связи. Многие видят в этом определённый символизм. Ведь именно 1 апреля 2008 года начнёт функционировать полновесный филиал ОАО «РЖД», на который возложены задачи обеспечения услугами связи всех подразделений компании. Во главе новой структуры встанет ЦСС.
Об основных задачах второго этапа реформирования хозяйства связи и итогах предыдущего «Гудку» рассказал Пётр Маневич.

– Пётр Юлианович, завершается первый этап реформирования хозяйства связи. Как вы оцениваете его итоги?
– Думаю, что нам удалось достигнуть хороших результатов. Менее чем за два года был проделан огромный объём работ. В частности, на железных дорогах образованы новые хозяйствующие субъекты – дирекции связи. Произошло укрупнение наших линейных предприятий – на смену 221 подразделению пришли 73 региональных центра связи. Это, безусловно, повысило эффективность управления хозяйством.
Кроме того, с помощью Единой системы мониторинга и администрирования технологической сети связи (ЕСМА) было автоматизировано управление эксплуатационной работой, что позволило вывести её на новый качественный уровень. Благодаря ЕСМА, к которой подключено порядка 98% оборудования первичной сети, мы начали получать в оперативном режиме объективную информацию о состоянии наших ресурсов, их загруженности, действиях персонала и многом другом. Всё это становится серьёзной основой для дальнейшего анализа, прогнозирования и принятия наиболее эффективных управленческих решений.
Но главный итог – была подготовлена платформа для дальнейшего построения полномасштабной модели процессного управления системой эксплуатации сетей связи.
Важно и то, что в течение первого этапа реформирования мы не получили ни одного серьёзного нарекания со стороны пользователей наших услуг. Кроме того, практически в два раза снизилось количество задержанных по вине связистов поездов – если в 2006 году было зафиксировано 296 случаев, то в прошлом – немногим более 130.

– Что оказалось основным препятствием для более эффективного достижения целей первого этапа реформирования?
– Уровень подготовки персонала хозяйства связи, который был не готов к работе в новых условиях. Отчасти мы сумели решить эту проблему, обучив в течение 2006 – 2007 годов более 6 тыс. человек, и это уже принесло определённые результаты. Так, среднее время реакции связистов на сообщения ЕСМА об аварийных или информационных событиях, поступающих с сетевого оборудования, снизилось за последний год с 47 до 17 минут.
Тем не менее вывести на новый качественный уровень обслуживающий персонал по-прежнему остаётся одной из приоритетных наших задач. Практика показывает, что более четверти от общего числа отказов оборудования вызвано неквалифицированными действиями работников.

– Какие из поставленных целей не сумели достигнуть на первом этапе реформирования?
– Пока не удалось создать последнюю организационную структуру нашей процессной модели управления – ремонтно-восстановительные бригады (РВБ). Но надеюсь, что к 2009 году эта работа будет завершена. Сейчас разрабатывается методика наиболее рационального размещения РВБ по сети. При этом будут учитываться коэффициент готовности сети, состояние ресурсов на каждом конкретном участке, схемы резервирования каналов связи и множество других параметров.

– Какие структурные изменения ожидаются в рамках второго этапа реформирования хозяйства связи?
– С 1 апреля 2008 года дирекции связи выйдут из состава железных дорог и станут структурными подразделениями ЦСС – филиала ОАО «РЖД». Департамент связи и вычислительной техники будет упразднён, а все его функции переданы ЦСС. И именно Центральной станции связи предстоит продолжить те реформы, которые уже начаты. В первую очередь речь идёт о внедрении процессного подхода управления хозяйством связи, который является одним из важнейших элементов системы менеджмента качества.
Процессный подход позволит с наибольшей эффективностью достичь основной нашей цели – повышения качества обслуживания клиентов, обеспечения технологического процесса ОАО «РЖД» услугами связи более высокого уровня и предоставления новых видов сервисов.

– Какие новые услуги могут появиться на сети железных дорог уже в ближайшее время?
– В этом году на Московской, Западно-Сибирской и Приволжской железных дорогах завершится опытная эксплуатация нового вида ремонтно-оперативной связи с использованием спутниковых технологий и услуг крупнейших мобильных операторов.
Ноу-хау придёт на помощь линейному персоналу, которому в силу должностных обязанностей необходимо постоянно оставаться на связи с диспетчерским аппаратом или руководством. Новая технология объединила в себе основные функции сотового телефона и радиостанции. А встроенный приёмник спутниковой системы глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS позволит решить одну из немаловажных для многих хозяйств задачу: контроль в режиме реального времени за местонахождением персонала и отчасти за его действиями. В конечном счёте это не только выведет на новый качественный уровень обслуживание инфраструктуры, но и повысит оперативность реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.
Сегодня также проводится целенаправленная работа на получение полосы радиочастот для стандарта GSM-R – общепринятого на участках с высокоскоростным и скоростным движением на территории всех западноевропейских стран. Параллельно осуществляется тестирование опытной зоны цифровой радиосвязи GSM-R на Калининградской железной дороге.
Кроме того, у нас существует отдельная инвестиционная программа, направленная на создание мультисервисных сетей, которые позволяют предоставлять наряду с телефонной связью услуги Интернета, конференц-связи и ряд других. Некоторые из них пока ещё не востребованы ОАО «РЖД», но уже в ближайшем будущем с развитием новых технологий перевозочного процесса необходимость в них возникнет. И мы должны быть готовыми к этому.

– Какие основные задачи ставятся перед новым структурным подразделением ОАО «РЖД» на втором этапе реформирования?
– Во-первых, мы рассчитываем перейти к так называемой индивидуальной оценке качества предоставляемых сервисов каждому отдельному клиенту. Для этого уже сегодня проводится работа по классификации услуг связи, описанию их характеристик. Помимо этого, ведётся проектирование системы централизованного биллинга, которая по своим масштабам станет одной из самых крупнейших в России. При этом система будет учитывать как объёмы оказанных услуг, так и их уровень качества. Уже к 2009 году планируется перевести на систему биллинга часть сервисов и сетевого оборудования.
Одной из важных задач является дальнейшая цифровизация технологической сети связи, которой на сегодня охвачено менее 60% протяжённости железных дорог. Эксплуатируемые аналоговые системы не отвечают нынешним требованиям железнодорожного транспорта к пропускной способности, надёжности и безопасности телекоммуникационной среды. Высокая степень изношенности делает их крайне затратными в эксплуатации, вынуждает держать огромное число низкоквалифицированного персонала и при этом не позволяет оказывать весь спектр современных услуг.

– Пётр Юлианович, любые перемены на предприятии воспринимаются персоналом с опаской. Как отразятся нынешние преобразования хозяйства связи на его работниках?
– Мы твёрдо убеждены, что персонал – это главное достояние любой компании. Именно поэтому мы приложим максимум сил, чтобы сохранить коллектив связистов, обеспечить им достойный уровень социальной защищённости и зарплаты.

Справка «Гудка»

    В хозяйстве связи действует трёхуровневая вертикаль управления первичной цифровой сетью связи. На базе ЦСС функционирует главный Центр управления сетью связи ОАО «РЖД» (ЦУ ТСС), осуществляющий общее руководство эксплуатацией. На региональном уровне работает 17 центров технического управления (ЦТУ), которые ведут мониторинг и администрирование сети связи в пределах своей дороги. На зоновом уровне существует 73 центра технического обслуживания (ЦТО). В их функции, помимо контроля за состоянием сети связи, входит руководство работой ремонтно-восстановительных бригад (РВБ).

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.