Понятие статистического наблюдения и требования, предъявляемые к нему. Требования, предъявляемые к статистическим данным. Формы и виды статистического наблюдения Основные требования предъявляемые к статистическому наблюдению

Чтобы получить информацию о состоянии и развитии экономики страны или другие данные, характеризующие культурный и материальный уровень общества, осуществляют статистическое исследование. Последнее состоит из трех последовательных этапов: статистическое наблюдение сведения и группировки собранных материалов и анализ результатов сводки.

Статистическое наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования.

Статистическое наблюдение - это планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации по заранее разработанной программе наблюдения. В процессе статистического наблюдения получают первичную статистическую информацию, которая нужна для осуществления функций статистики.

Так, при статистическом наблюдении, например, аграрных арендных предприятий в области регистрируются данные об их числе, состав работников, производимую продукцию, распределение доходов, поголовье скота, размер посевных площадей и т. Д. Или другой пример: при изучении некоторых явлений общественной жизни оказывается недостаточной наличие данных учета и отчетности, поскольку они не всегда могут дать полную и точную картину любого явления или процесса. Возьмем, например, определение численности и состава населения в стране. Этот вопрос имеет большое государственное значение. А между тем, отчетности, которая бы давала точный ответ по численности и состава населения, нет. Поэтому возникает потребность в организации специального наблюдения. Или такой пример: уровень цен на сельскохозяйственном рынке. Наблюдение за уровнем цен -вопрос государственной политики и представляет большой интерес для экономического анализа. В то же время необходимой отчетности, по этому вопросу не существует.

Во всех подобных случаях осуществляется специально организованное статистическое наблюдение. Последнее считается фундаментом статистического исследования, ведь в процессе его осуществления формируется информация, которая на следующих этапах исследования подлежит обработке и анализу. Информация статистического наблюдения должна быть объективной и качественной, а значит, обеспечиваться правильной научной организацией ее получения, надлежащим исполнением самого наблюдения.

Задача статистического наблюдения обусловлено задачами, которые ставятся перед исследованием определенных процессов и явлений и вытекающие из потребностей управления ими. Суть их заключается в получении в кратчайшие сроки полной и достоверной информации об исследуемых факты. То есть важнейшей задачей статистического наблюдения является вероятно, объективное отражение наблюдаемых (исследуемых) явлений и процессов общественной жизни. Задача статистического наблюдения (как и цель) следует четко формулировать согласно результатам исследования и с учетом объекта наблюдения.

Научная организация статистического наблюдения приводит соблюдения определенных требований для его осуществления. Назовем их.

1. Явления, которые подлежат наблюдению, должны иметь определенное народнохозяйственное значение, а также научную или практическую ценность.

2. Поскольку общественные явления находятся в постоянном изменении и развитии и имеют разный качественное состояние, статистическое наблюдение должно обеспечивать сбор массовых данных. в которых отражается вся совокупность фактов. Неполнота сведений о изучаемые процессы приведет к ошибочным выводам по результатам анализа.

3. Сложный взаимосвязь и взаемопереплетиння экономических явлений приводит ориентацию статистического наблюдения на сбор не только информации, непосредственно характеризует исследуемый объект, но и такой, что способствует изменению его состояния. Итак, данные наблюдения должны быть полными. Под полнотой данных понимают полноту пространственного охвата единиц изучаемой совокупности, существенных сторон явлений, а также полноту охвата во времени.

4. Информация, получаемая по результатам статистического наблюдения, должна быть достоверной. То есть наблюдаемые данные подлежат тщательной и всесторонней проверке со стороны их качества. Особенность указанного требования заключается в том, что в случае получения недостоверной информации, нельзя устранить ее дефекты в процессе дальнейшей обработки, что затрудняет принятие научно обоснованных решений. Понятно, что статистическая информация считается качественной, если она правдива, вероятно и точна.

5. Статистическое наблюдение осуществляется на научной основе по заранее разработанной программе, которая обеспечивает научный подход к решению методологических и организационных вопросов.

6. Данные статистического наблюдения должны быть, сравниваемые. Только в таком случае обеспечивается их обобщения и сопоставления в пространстве и времени.

В случаях, когда статистическая информация необходима для осуществления управленческих функций, к ней относится такое требование, как своевременность. Понятно, что статистические данные, даже если они достаточно точные (или вероятные), но поступают несвоевременно, не могут быть использованы для принятия управленческих решений.

Кроме краткости вопросов, одна из важных требований заключается в соблюдении их последовательности, поскольку определенные ответы должны контролировать друг друга. Например, при проведении переписи населения в формуляре не случайно стоит вопрос о возрасте раньше, чем об образовании, занятия, источники средств существования. Сведения о возрасте контролируют правильность ответов.

Научная организация статистического наблюдения предполагает определение объекта и единицы наблюдения, разработку и отработку программы. Осуществляется статистическое наблюдение в соответствии с организационного плана его проведения.

Объект статистического наблюдения - это совокупность общественных явлений и процессов, подлежащих статистическому наблюдению. Например, при изучении сельского хозяйства объектом наблюдения является совокупность сельскохозяйственных предприятий.

Выделение объекта наблюдения - задача, как правило, сложное и ответственное. Массовые общественные явления и процессы наделены многими свойствами, они тесно связаны между собой. Поэтому выделение объекта исследования должно основываться на научных принципах его определения. Последнее должно давать основания для отделения данного объекта от смежных с ним объектов, которые представляют собой предмет самостоятельного исследования. Определение объекта статистического наблюдения должно иметь точные указания относительно его черт и свойств.

Например, будет недостаточным указать, что наблюдению подлежит совокупность сельскохозяйственных предприятий. Выделение сельскохозяйственных предприятий как объекта статистического наблюдения требует точного установления системы признаков сельскохозяйственного предприятия. В зависимости от задач наблюдения такими признаками могут быть: форма собственности, производственное направление, уровень технического оснащения, организационные формы хозяйствования и т. Д. Точное определение объекта наблюдения необходимо для получения сопоставимых данных, во избежание возможных случаев двойного учета отдельных фактов или пропуска определенной категории его элементов.

Для объекта статистического наблюдения характерно то, что его нельзя изучать непосредственно в целом, для этого требуется выделение в его составе отдельных единиц.

Единица статистического наблюдения - это составной элемент объекта исследования, который является основой счета и носителем существенных признаков и свойств, которые подлежат регистрации. Это первичный элемент объекта исследования. Единицу наблюдения устанавливают исходя из задач наблюдения и сложности объекта исследования.

Поэтому в каждом конкретном статистическом исследовании массовых фактов принимается одна или несколько единиц наблюдения. Так, при переписи населения единицей наблюдения, как правило, является человек. Но если исследованию подлежит и семья, то в этом случае устанавливаются уже две единицы наблюдения: человек и семья.

При статистическом исследовании отрасли сельского хозяйства в разных случаях и в зависимости от задач исследования могут быть приняты различные единицы наблюдения. Например, при изучении производительности труда и его оплаты единицей наблюдения будет отдельный работник: при изучении структуры сельского хозяйства по размерам предприятий единицей наблюдения будет каждое отдельное предприятие, то есть отделена административно-хозяйственная единица. К последней относятся коллективные сельскохозяйственные предприятия, госхозы, арендные предприятия, фермерские хозяйства, подсобные хозяйства работников аграрного сектора и др.

Правильное определение единицы наблюдения имеет существенное значение для организации и проведения статистического исследования. Этим в значительной мере обусловлено объективность полученных результатов.

Таким образом, определение объекта и единицы статистического наблюдения должна основываться на научных принципах - это надо хорошо представлять каждому, кто участвует в его организации и проведении.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 5 5 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

ВВЕДЕНИЕ

Статистическое наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования. Важность этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

За последнее время подходы к организации статистического наблюдения за социально-экономическими явлениями жизни не претерпели существенных изменений.

Во всем мире возрастает интерес к статистике. Количественная характеристика социально-экономических процессов в непосредственной связи с их качественной сущностью невозможна без глубокого статистического исследования. В настоящее время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранения и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автоматизированных систем управления, создания автоматизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д.

Статистическая работа состоит в том, чтобы собрать числовые данные о массовых явлениях, обработать их, представить в форме, удобной для анализа, проанализировать и интерпретировать полученные результаты. Собирание данных лежит в основе всего исследования. От качества используемых данных, от их достоверности и точности зависит достоверность результатов анализа.

Кем бы и когда бы ни проводилось статистическое наблюдение, оно должно быть организованно по определенным правилам, соблюдение которых позволяет обеспечить надежную основу статистического исследования.

Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

1. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО

НАБЛЮДЕНИЯ

1.1. Понятия и требования статистического наблюдения

Статистика - это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Статистическое наблюдение - первая стадия статистического исследования, представляющего собой научно-организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во - первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

1) полноты и практической ценности статистических данных;

2) достоверности и точности данных;

3) их единообразия и сопоставимости.

Наблюдение является фундаментом статистического исследования. В процессе наблюдения формируются данные, которые на последующих этапах исследования подвергаются обработке и анализу. Организация статистического наблюдения предполагает определение объекта и единицы наблюдения, разработки программы и организационного плана проведения наблюдения.

Объект статистического наблюдения - это совокупность общественных явлений и процессов, которые полежат данному статистическому наблюдению. Изучение объекта статистического наблюдения предполагает выделение в его составе отдельных единиц.

Единицей статистического наблюдения является составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации в процессе данного наблюдения. От единицы наблюдения следует отличать отчетную единицу, являющуюся источником сведений о единицах наблюдения.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, по которым нужно получить сведения в отношении каждой исследуемой единицы в процессе наблюдения.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.) - необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.

Признаки, которые отдельные единицы совокупности могут отличаться одна от другой, могут носить разный характер. Они могут быть количественными (возраст, стаж, вес и т.д.) и тогда отдельные единицы отличаются друг от друга по времени данного признака, наличием или отсутствием того или иного признака. Признаки могут быть качественными (пол, семейное положение, занятие), и тогда отдельные единицы наблюдения отличаются друг от друга наличием или отсутствием того или иного качества.

При составлении программы особое внимание надо обращать на формулировку вопросов. Они должны быть сформулированы четко, ясно и не вызывать различного толкования. Чем конкретнее вопрос, тем больше гарантии правильного его понимания и получения точного ответа.

Заполнение любого статистического документа осуществляется в соответствии с инструкцией. Инструкция содержит письменные указания и разъяснения по выполнению программы наблюдения. В инструкции отражаются цель и задачи статистического наблюдения, сведения об объекте и единице наблюдения, о времени и сроках проведения наблюдения, об оформлении результатов и сроках их представления в соответствующие организации, даются указания, как следует понимать тот или иной вопрос программы, приводятся примеры возможных ответов и порядок заполнения формуляра.

Вопросы программы и ответы на них фиксируются в особых статистических формулярах, которые могут носить различное наименование (анкета, опросный лист, форма, бланк, список).

Статистические формуляры встречаются двух видов – индивидуальные и списочные. В первом случае формуляр заводится на каждую единицу наблюдения отдельно. Во втором случае один формуляр составляется на несколько единиц.

Организационные вопросы плана статистического наблюдения включают в себя такие важные моменты, как определение субъекта наблюдения, места и времени, формы и способа наблюдения.

Определение субъекта наблюдения сводится к ответу на вопрос: кто будет осуществлять статистическое наблюдение? В одних случаях это могут быть органы статистики со своими кадровыми работниками. Если речь идет о широкомасштабном наблюдении (переписи населения), то к статистическому наблюдению могут привлекаться дополнительно широкие круги общественности. Иногда к наблюдению может быть привлечено само население.

1. 2. Формы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение может быть осуществлено посредством отчетности и посредством специально организованных обследований. Это – основные организационные формы статистического наблюдения. В российской статистике используются 3 основные организационные формы статистического наблюдения:

Статистическая отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);

Специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты и обследования);

Регистры.

В первом случае статистические сведения получают от отдельных предприятий по установленным формам в установленные сроки. Заполнение отчетности производится каждым предприятием на основе данных оперативно-технического или бухгалтерского учета. Различают отчетность по периодам времени: суточную, декадную, месячную, квартальную, полугодовую, годовую. В практике хозяйственной и коммерческой деятельности отчетность подразделяется на общегосударственную и внутриведомственную. Общегосударственная отчетность может представляться как в головную организацию, так и непосредственно в соответствующие органы государственной статистики. Внутриведомственная отчетность представляется только в вышестоящие организации. Все эти виды отчетности кроме годовой объединяют одним названием – текущая.

Текущим (непрерывным) является такое наблюдение, которое ведётся систематически. При этом регистрация фактов производится по мере их свершения, например регистрация актов гражданского состояния, учёт произведённой продукции, отпуска материалов со склада, выручки магазинов. При текущем наблюдении нельзя допускать значительного разрыва между моментом возникновения факта и моментом его регистрации.

По способу передачи отчетность делиться на почтовую и телеграфную, а также передаваемую через компьютерную сеть.

Однако нет необходимости постоянно учитывать все без исключения явления общественной жизни (стоимость основных производственных фондов, бюджет семьи). В таких случаях сбор сведений об интересующем явлении проводится через специально организованное статистическое наблюдение в форме переписей или специальных обследований. Сведения, полученные в результате специально организованного статистического наблюдения, дополняют собой данные отчетности, позволяют более детально изучать отдельные стороны общественной жизни.

Отчетность - это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений. Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.

Перепись - это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием; единство программы наблюдения; регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени. Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.

Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Цель последних состоит в установлении численности и размещения населения по территории страны, характеристики его состава по полу, возрасту, занятиям и другим показателям. Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г., а последняя - в 1989 г.

В период подготовки всеобщей переписи для уточнения и апробации программно-методических и организационных вопросов наблюдения проводят пробную перепись. Например, такая перепись была осуществлена в декабре 1986 г. Это обследование охватило не все, а только пять процентов населения страны. Запись сведений при переписи населения всегда проводится на основе его опроса (без требования предъявить какие-либо документы, подтверждающие правильность ответа).

Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности бюджетные обследования, которые характеризуют структуру потребительских расходов и доходов семей.

Регистровая форма наблюдения . Регистровое наблюдение - это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи - представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

Регистр населения - поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.

Информация в регистр заносится на каждого родившегося и прибывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоянное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства сведения по единице населения передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем, что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в государствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в основном это европейские страны).

Необходимо отметить, что регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков. Поэтому ведение регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.

Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации предприятия), его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.

В нашей стране были разработаны три регистра: промышленных пред- приятий, строек и подрядных организаций. Внедрение их в статистическую практику сушественно повысило информационный и аналитический уровни статистики, позволило решить ряд экономико-статистических задач, для которых непригодны другие формы статистического наблюдения. В настоящее время ведутся работы по созданию единого регистра для жех хозяйственных единиц. Ему отводится важное значение во внедрении системы национальных счетов в статистическую практику.

Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение по ограниченному кругу статистических показателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других струкгур совокупности.

В регистр заносятся данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям и обьединениям независимо от их формы собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские учреждения, общественные обьединения и другие юридические лица.

1.3. Виды и способы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение различается по видам и способам проведения. Виды статистического наблюдения можно классифицировать по ряду признаков.

В зависимости от временного фактора наблюдение может быть непрерывным (текущим) и прерывным. Текущее наблюдение ведут непрерывно по мере возникновения изучаемого факта (статистическая отчётность). Прерывным (периодическим) называют такое наблюдение, которое повторяется через определённые промежутки времени. Прерывное, в свою очередь, подразделяется на единовременное, если наблюдение происходит от случая к случаю, по мере необходимости и периодическое, если оно повторяется через равные интервалы времени (год, 5 лет, 10 лет и т.д.). Переписи – пример прерывного наблюдения. Итоговые показатели за определенный период возможны лишь на основе текущего наблюдения (сведения о числе родившихся за год, о выпущенной продукции и т.д.).

В соответствии с охватом единиц наблюдаемого объекта различают сплошное и несплошное статистическое наблюдение. Сплошным называют такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (перепись населения). К несплошному наблюдению прибегают в тех случаях, когда физически невозможно осуществить сплошное наблюдение (бюджет населения), когда наблюдение влечет за собой порчу или уничтожение наблюдаемой единицы (исследование качества пищевых продуктов, проверка прочности деталей), когда есть ограничение во времени или средствах и др.

Различают следующие виды несплошного наблюдения: наблюдение основного массива, анкетное, выборочное, монографическое.

Наблюдение основного массива предполагает исключение из состава совокупности малозначимых единиц и исследование основной ее части (производство запасных частей к легковым автомобилям – сбор сведений по крупным предприятиям, исключая частные мастерские).

Анкетное наблюдение организуется следующим образом. Организация, поставив перед собой задачу изучить тот или иной вопрос, рассылает (или раздает) определенному кругу потребителей особые анкеты, в которых заключены вопросы. Заполнение и возврат анкет является делом добровольным. Кроме того, проверить достоверность собранного материала очень сложно. Поэтому такой способ наблюдения может применяться в тех случаях,когда не требуется высокая точность сведений,а нужны приблизительные характеристики. К нему прибегают при проведении социологических обследований, в статистике связи,в библиотеках для опроса читателей, в торговле для изучения спроса населения на отдельные товары и т.д.

Выборочное наблюдение – такой вид несплошного обследования, при котором из всей изучаемой совокупности путем жеребьевки или другим методом отбирается определенное число единиц, для которых регистрируются все интересующие исследователя признаки и исчисляются показатели, распространяемые затем на исходную совокупность.

Монографическое наблюдение представляет собой детальное, тщательное изучение и описание одной какой-то единицы (один рабочий, одна бригада, одно предприятие). Монографическим наблюдением занимаются, как правило, научные организации.

По тому, как организован сбор сведений статистических наблюдений, различают следующие способы сбора данных: экспедиционный способ, явочный, почтовый или телеграфный.

При экспедиционном способе наблюдения лица-регистраторы отправляются к единицам, о которых должны быть получены сведения и на месте получают необходимые сведения (счетчики осуществляют переписи населения).

Но можно обязать каждого человека явиться на переписной участок и там дать о себе необходимые сведения. Это явочный способ (сведения о родившихся, умерших и т.д.).

Почтовый (телеграфный) сбор сведений означает, что необходимые сведения запрашиваются и передаются при помощи соответствующих органов связи или непосредственно по телетайпу.

Регистрация необходимых сведений при статистическом наблюдении может производиться на основе разных источников. В тех случаях, когда необходимые сведения регистраторы получают путем непосредственного личного осмотра, измерения, взвешивания, говорят о регистрации на основе непосредственного наблюдения (подсчет остатков товарно-материальных ценностей на складах предприятий при инвентаризации).

В других случаях регистрация сведений проводится на основе опроса. Так, при переписи населения все сведения о каждом человеке записываются со слов опрашиваемого.

В некоторых случаях регистрация сведений производится только на основе данных, зарегистрированных в документе. Такой способ регистрации сведений называется документальным. Он лежит в основе заполнения отчетности (регистрация ребенка в ЗАГСе на основе справки из роддома).

При планировании статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени наблюдения (перепись населения проводится в зимний период). Далее решается вопрос о месте наблюдения (при переписи – это место жительства).

В плане статистического наблюдения должно быть решено, какое наблюдение будет применено по охвату (сплошное или несплошное), какое выбрано время для проведения наблюдения, как будет осуществлен сбор сведений, и на основании каких источников будет производиться регистрация сведений.

Опрос- это наблюдение, при котором ответы на изучаемые вопросы записываются со слов опрашиваемого. К опросу, например, прибегают при проведении переписи населения.

В свою очередь, опрос может быть организован по- разному. В статистике применяют следующие основные способы опроса:

Экспедиционный(устный опрос);

Саморегистрации;

Анкетный;

Корреспондентский способ.

Экспедиционный способ заключается в том, что специально подготовленные работники, которых обычно называют счётчиками или регистраторами, сами устанавливают учитываемые факты путём непосредственного наблюдения на основании документов или опроса соответствующих лиц и сами заполняют формуляр наблюдения. Этот способ обеспечивает получение более доброкачественных материалов. Важнейшие статистические обследования населения проводятся экспедиционным способом.

При способе саморегистрации (самоисчислении) соответствующие документы заполняют сами опрашиваемые. Обязанность счётчиков(регистраторов) здесь состоит в раздаче бланков наблюдения опрашиваемыми, инструктаже их и затем в сборе заполненных формуляров которые при этом проверяются.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы,ведущие наблюдение, сообщают их корреспонденты. Этот способ не требует больших затрат, но он не обеспечивает высокого качества материалов, так как проверить точность сообщаемых сведений непосредственно на месте не всегда представляется возможным.

В связи с созданием автоматизированной статистической информационной системы (АСИС) во многом меняется организация сбора, обработки и доставки в статистические органы данных наблюдения. АСИС позволит обеспечить надёжной информацией потребности управления экономикой на отраслевом и региональном уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые отражаются с помощью специального статистического инструмента - статистического показателя. Показатели статистики играют важную роль при выявлении характеристик общества и экономики государства. Показатели необходимы при процессах социального планирования и управления, экономического развития.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

В связи с широким распространением в настоящее время средств современных информационных технологий, в первую очередь развитием и доступностью глобальной информационной сети Интернет, а также специализированных сетей Интернет, обеспечивающих конфиденциальность передаваемой информации, во многом меняется организация сбора, обработки, хранения и доставки в статистические организации данных наблюдений. Так бухгалтерские пакеты позволяют автоматизировать процесс подготовки предприятиями отчетности, представляемой в органы статистики.

Дальнейшее развитие необходимой инфраструктуры информационных сетей позволит обеспечивать потребителей более надежной и качественной статистической информацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Башина О.Э., Спирин А.А. «Общая теория статистики» Учебник. 5-е изд.,доп. и перераб.-М.: Финансы и статистика,2000.- 440 с.

2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. «Общая теория статистики» Учебник. 4-e изд., перераб. и доп. М. Финансы и статистика, 2001

3. Социальная статистика / Учебник / М: Финансы и статистика, 2001

4. Теория статистики: учебник / под ред. Шмойловой Р.А. - М.: «Финансы и статистика», 2000.

5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. «Общая теория статистики» Учебник. 4-e изд., перераб. и доп. М. Финансы и статистика, 2001

6. Социальная статистика / Учебник / М: Финансы и статистика, 2001

7. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

8. Чернова. Т.В. Экономическая статистика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999

9. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: учебное пособие.М.: «Финансы и статистика», 2000.

Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Статистическое наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

1) полноты и практической ценности статистических данных;

2) достоверности и точности данных;

3) их единообразия и сопоставимости.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы :

Подготовка наблюдения;

Проведение массового сбора данных;

Подготовка данных к автоматизированной обработке;

Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки . От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических вопросов необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав органов, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками. На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немало затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе, наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения.

Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации – наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно.

Объект статистического наблюдения - это определенное явление, которое подлежит наблюдению. Следует определить, что входит в состав объекта, а что не входит. Установить объект наблюдения - это значит точно определить состав и границы совокупности. Например, объектом переписи населения является совокупность всех живущих в данной стране лиц, объектом наблюдения при изучении промышленности по производству безалкогольных напитков - совокупность фирм, компаний, предприятий и т.д., производящих безалкогольные напитки.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Определение объектов наблюдения представляет собой сложную и ответственную задачу, потому что различные явления тесно связаны между собой и взаимно переплетаются. Недостаточно указать объект исследования, нужно дать ему четкое научное определение, которое позволило бы отграничить данный объект от смежных с ним. Определение объекта наблюдения должно содержать точные указания на его главные признаки и свойства. Например, мало сказать, что объектом наблюдения являются сельскохозяйственные предприятия и хозяйства, необходимо четко определить, к каким формам собственности они относятся (фермерские хозяйства, коллективные хозяйства и т.д.).

Следовательно, совокупность вопросов, которые необходимо выяснить в объекте наблюдения, должна быть точно определена, чтобы результаты наблюдения отвечали поставленной цели.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Единица наблюдения - единица, о которой записываются данные, составляющие программы статистического изучения. В каждом конкретном статистическом исследовании объектов наблюдения, а также в зависимости от тех задач, которые нужно разрешить в процессе наблюдения, определяется, сколько единиц наблюдения должно быть обследовано (одно или несколько). При переписи населения, например, единицей наблюдения является человек; если же изучению подлежат также и семьи, то устанавливаются две единицы наблюдения: отдельный человек и семья. Правильное определение единицы наблюдения имеет существенное значение не только для проведения самого наблюдения, но и для последующих стадий статистического исследования.

От единицы наблюдения следует отличать единицу совокупности, т.е. первичный элемент объекта статистического наблюдения, признаки которого подлежат регистрации и который является основой ведущегося счета. Например, при учете племенного скота единицей наблюдения является каждое сельскохозяйственное предприятие (фермерское хозяйство, коллективное хозяйство и т.д.), а единицей совокупности - каждое животное; при переписи оборудования единицей наблюдения является каждое предприятие, а единицей совокупности - станок и т.д.

Таким образом, единица наблюдения является источником сведений, которые получают в результате наблюдения, а единицы совокупности - носителем признаков, подлежащих наблюдению.

Следует отметить, что единица совокупности и единица нападения могут совпадать. Так, например, при переписи населения единицей совокупности и единицей наблюдения является каждый житель страны, но при изучении спроса населения на различные продукты единицей совокупности будет каждый зарегистрирован случай спроса, как удовлетворенного, так и неудовлетворенного единицей наблюдения будет торговая фирма (предприятие, компания и т.д.), в которой это наблюдение производится. Четкое определение единицы совокупности и единицы наблюдения является важным элементом научной организации статистического наблюдения.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации.

Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.

К программе статистического наблюдения предъявляются некоторые требования. Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в первичном учете или при незаинтересованности отчетных единиц в представлении такой информации, так как она является предметом коммерческой тайны.

Вопросы программы должны быть точными и не двусмысленными, иначе полученный ответ может содержать неверную информацию, а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность . Логичный порядок в последовательности вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

Установление критического момента (даты) или интервала времени;

Определение срока (периода) наблюдения.

Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных. Выбор критического момента или интервала времени определяется, прежде всего, целью исследования.

Срок (период) наблюдения определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами - необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.

В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:

Отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);

Специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

Регистры.

Статистическая отчетность это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Во-вторых, она имеет обязательный характер; юридическую силу; документальную обоснованность.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.

Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности бюджетные обследования, которые характеризуют структуру потребительских расходов и доходов семей.

Регистровая форма наблюдения это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

Организация и ведение регистра невозможны без решения следующих вопросов:

Когда заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?

Какая информация должна храниться?

Из каких источников следует брать данные?

Как часто обновлять и дополнять информацию?

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак. Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.

Информация в регистр заносится на каждого родившегося и прибывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоянное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства сведения по единице населения передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем, что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в государствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в основном это европейские страны).

Регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков . Поэтому ведение регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.

Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации предприятия), его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.

Единый государственный регистр предприятий и организаций всех формсобственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение по ограниченному кругу статистических показателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других структур совокупности.

Сбор данных о единицах наблюдения осуществляется в процессе их государственной регистрации и последующего учета. При закрытии предприятия ликвидационная комиссия в десятидневный срок уведомляет об этом службу ведения регистра.

Статистическая информация может быть получена различными способами , важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т. д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения.

Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статистических формуляров документальный способ дает наиболее точные результаты.

Опрос это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента. Он предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих регистрации во время наблюдения, и используется для получения информации о явлениях и процессах, нс поддающихся непосредственному прямому наблюдению.

В статистике применяются следующие виды опросов: устный (экспедиционный), саморегистрации, корреспондентский, анкетный и явочный.

При устном (экспедиционном) опросе специально подготовленные работники (счетчики, регистраторы) получают необходимую информацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксируют ответы в формуляре наблюдения.

При саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики раздают им бланки опросного листа, разъясняют правила их заполнения, а затем их собирают.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов.

Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал является высококачественным, так как не всегда возможно непосредственно на месте проверить правильность полученных ответов.

Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно. Обычно обратно получают меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкетный опрос применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты, например при изучении общественного мнения о работе городского транспорта, торговых предприятий и т. д.

Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, разводов и т.д.

При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать: с какой точностью надо провести наблюдения; возможность практического применения того или иного способа; материальные возможности.

Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам :

Времени регистрации фактов;

Охвату единиц совокупности.

По времени регистрации фактов бывает непрерывное (текущее), периодическое и единовременное наблюдение. Притекущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления, например при регистрации рождений, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления.

Данные, отражающие изменения объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и называются периодическими . К такому виду наблюдения относятся переписи населения, которые проводятся через каждые 10 лет, регистрация цен производителей по отдельным товарам, которая в настоящее время проводится ежемесячно.

Единовременноеобследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. Повторная регистрация проводится спустя какое-то время (неопределенное заранее) или может не проводиться вообще. Сельскохозяйственная перепись 2006 года является единовременнымобследованием.

С точки зрения полноты охвата фактов статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным.Сплошное наблюдение представляет собой полный учет всех единиц изучаемой совокупности.Несплошное наблюдение организуют как учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. К видам несплошного наблюдения относятся: способ основного массива, выборочные наблюдения, монографические описания .

Выборочное наблюдение . Это довольно распространенный вид, основанный на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. При правильной организации выборочное наблюдение дает достаточно точные результаты, вполне пригодные для характеристики всей исследуемой совокупности.

Численность выборочной совокупности зависит от природы (характера) исследуемого социально-экономического явления. В выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющиеся в исследуемой совокупности. В противном случае выборочная совокупность не будет точно воспроизводить пропорции и зависимости, характерные для совокупности во всем ее объеме.

Следующий вид несплошного наблюдения – это метод основного массива. При нем обследованию подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы изучаемой совокупности, которые по основному (для конкретного исследования) признаку имеют наибольший удельный вес в совокупности.

Монографическое обследование представляет собой вид несплошного наблюдения, при котором тщательному обследованию подвергаются отдельные единицы изучаемой совокупности, обычно представители каких-либо новых типов явлений. Оно проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии данного явления.

Монографическое обследование, ограничиваясь отдельными единицами наблюдения, изучает их с высокой степенью детализации, которой нельзя достигнуть при сплошном или даже выборочном обследовании. Таким образом, при монографическом обследовании статистическому наблюдению подвергаются отдельные единицы совокупности, причем они могут представлять собой как действительно единичные случаи, так и совокупности малого размера.

1. Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства.

2. Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.

3. При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

4. В программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме. Они могут быть закрытые и открытые.На открытые вопросы можно ответить практически бесчисленным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа. Например, «какие ценности являются для вас главными?».

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.

Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.

Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения,списочный - о нескольких единицах. Так, все формы статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Места и время наблюдения. Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.



Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

1. Установление критического момента (даты) или интервала времени;

2. Определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Если же надо проанализировать изменение объема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.

Выбор критического момента или интервала времени определяется прежде всего целью исследования.

Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Например, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась в течение десяти дней - с 14 по 23 февраля 1994 г.

49. Средняя хронологическая в статистике; способы её вычисления для интервальных и моментальных рядов динамики.

Динамическими рядами в статистической науке называют статистические данные характеризующие изменения явлений во времени, они строятся для выявления и изучения возникающих закономерностей в развитии явлений в различных сферах жизни общества.

В рядах динамики имеются два главных элемента:

1. показатель времени (t);

2. уровни развития изучаемого явления (у).

В рядах динамики в качестве показателей времени могут выступать определенные даты времени или отдельные периоды.

Уровни, образующие ряды динамики, определяют количественную оценку развития во времени исследуемого явления или процесса, они могут выражаться относительными, абсолютными либо средними величинами. Уровни рядов динамики в зависимости от характера исследуемого явления могут относиться к определенным датам времени или к отдельным периодам.

Динамический ряд состоит из сопоставимых статистических показателей. Для правильности построения динамических рядов необходимо, чтобы состав исследуемой статистической совокупности относился к одной и той же территории, к одному и тому же кругу объектов и был рассчитан по одной и той же методологии.

Данные динамического ряда должны выражаться в одних и тех же единицах измерения, а промежутки времени между значениями ряда должны быть по возможности одинаковыми.

Основной задачей государственной статистики является формирование государственных информационных ресурсов. Это достигается посредством статистического наблюдения. Адекватность отражения важнейших социально-экономических процессов, происходящих в стране, во многом зависит от используемых методов сбора и обработки первичных данных. В настоящее время нет стандартного определения качества данных, принято отмечать два основных требования к материалам статистического наблюдения: достоверность и сопоставимость.

Достоверность – это соответствие первичных данных фактическому положению. Исходя из практической потребности, достоверность обычно описывают в терминах ошибок. Для предупреждения ошибок наблюдения выявляют их виды и причины возникновения. Ошибки наблюдения подразделяют на два вида: ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации – это погрешности, которые возможны независимо от вида наблюдения. Они бывают случайными и систематическими (тенденциозными). Существуют преднамеренные ошибки, причиной которых становится сознательное искажение данных. Непреднамеренные ошибки, как правило, носят случайный характер, они могут возникнуть в результате низкой квалификации работников.

Ошибки репрезентативности присущи только выборочному наблюдению. Причина их возникновения заключается в том, что выборочная совокупность недостаточно точно отображает состав всей изучаемой совокупности. Подробнее о таких ошибках говорится в гл. 5.

Сопоставимость статистических данных рассматривается в разных аспектах:

  • 1) сопоставимость в рамках одного наблюдения;
  • 2) сопоставимость данных разных наблюдений;
  • 3) сравнимость с данными прошлых исследований.

Причины различий могут быть вызваны организационнометодологическими факторами, влияющими на изменение методики сбора данных, времени регистрации и т.п.

В настоящее время устанавливается более широкое понятие качества статистических данных с точки зрения их адаптации к потребностям пользователей. К компонентам такого определения качества, наряду с сопоставимостью и достоверностью, относятся востребованность, своевременность, доступность, интерпретируемость.

Достижение необходимого уровня качества результатов статистической деятельности требует соблюдения научно разработанных методик сбора, обработки и распространения статистических данных (включая соответствие принятым международным стандартам).

Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования, представляющая собой организованный по единой программе сбор данных о социально-экономических явлениях и процессах путем регистрации их существенных признаков с целью получения первичной статистической информации.

Различают формы организации и виды статистического наблюдения, источники получения первичных данных и способы сбора данных.

К формам организации относятся:

  • – отчетность;
  • – специально организованное наблюдение.

Виды наблюдения делят:

  • – по времени регистрации фактов на непрерывное (текущее), периодическое и единовременное;
  • – охвату единиц па сплошное и несплошное.

Источниками получения первичных данных являются:

  • – непосредственное наблюдение;
  • – документальный способ;
  • – опрос.

К способам сбора данных относятся:

  • – экспедиционный;
  • – саморегистрация;
  • – корреспондентский.

Организация статистического наблюдения предполагает решение определенных программно-методологических вопросов:

  • конкретизация цели и формулировка задач статистического исследования;
  • составление программ наблюдения и разработки полученной статистической информации;
  • ограничение обследуемой совокупности (установление ее рамок);
  • создание статистической основы (для выборочного наблюдения – основы выборки), определение ее единицы и единицы наблюдения;
  • выбор метода наблюдения (для выборочного наблюдения – установление оптимального процента отбора);
  • формирование выборочной совокупности;
  • сбор и редактирование первичной информации, включающие логический и арифметический способы контроля, основанные на соотношениях между связанными пунктами вопросника и допустимыми значениями статистических признаков, представленных респондентами.

Организационный план статистического наблюдения содержит не только методологические, но и практические указания по сбору и обработке данных. Знание общего решения проблемы является недостаточным. Необходимо принимать во внимание квалификацию персонала, стоимость различных операций и их возможную эффективность, так как в практической деятельности всегда нужно учитывать ограниченность бюджета обследования и сроки его проведения. Выбор метода проведения статистического наблюдения неоднозначен. К основным факторам, которые необходимо учитывать при его определении, относятся следующие:

  • – материальные и трудовые ресурсы, имеющиеся в наличии у организатора;
  • – состав решаемых статистических задач;
  • – количество единиц наблюдения;
  • – необходимая точность получаемых результатов.

Например, Всероссийская перепись населения проведена с 14 по 25 октября 2010 г. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" Федеральная служба государственной статистики подвела предварительные итоги переписи населения в отношении численности переписанного населения, в том числе мужчин и женщин, с разбивкой на городское и сельское население.

Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 896 "О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года" подведены на основе автоматизированной обработки сведений о населении, содержащихся в переписных листах:

  • – до 30 июня 2012 г. – в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;
  • – до 31 декабря 2012 г. – в отношении миграции населения, жилищных условий населения, рождаемости, а также демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей.

Методы статистического наблюдения при изучении предпринимательской деятельности различают в зависимости от типа предприятий и наблюдаемых показателей. Для малых предприятий в основном применяют выборочные методы наблюдения, для крупных и средних – сплошные методы, а для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, – методы оценок, основанные на косвенных данных.

Количество наблюдаемых показателей более значительно для крупных и средних и ограничено для малых предприятий. Для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, осуществляют оценку небольшого числа важнейших показателей. Общие экономические показатели (стоимостные объемы производства и продаж, инвестиций и т.п.) и показатели деловой активности предприятий более пригодны для выборочных методов наблюдения, тогда как показатели выпуска и продажи отдельных видов продукции, а также бухгалтерской отчетности коммерческих организаций предпочтительно наблюдать в сплошном режиме.

В настоящее время для наблюдения за состоянием экономики страны и ее отдельных секторов предусматривается определенная система формирования информационной базы государственной статистики: проведение один раз в 5–10 лет сплошных обследований – экономических переписей, в промежутках между которыми будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем. В зарубежной статистической практике накоплен огромный опыт проведения переписей, особенно в США, где они начали осуществляться с 1810 г. Из истории отечественной статистики известно, что перепись в качестве основного метода наблюдения применялась с 1920-х гг., восполняя отсутствие достаточно стабильной статистической отчетности. В дальнейшем была введена периодическая отчетность практически по всем аспектам экономической деятельности.

Становление многоукладной экономики, с одной стороны, и усиление требования соблюдения конфиденциальности данных – с другой, при снижении отчетной дисциплины определили необходимость возрождения экономических переписей на новом организационно-техническом уровне. Основными этапами проведения Всероссийской экономической переписи являются перепись индивидуальных предпринимателей и перепись хозяйствующих субъектов – юридических лиц.

Экономическая перепись позволит уточнить основные параметры состояния экономики России и регионов, а также дополнить информацию о всех действующих резидентах рынка для создания основы выборочных обследований.