Совет федерации комитет по безопасности. Комитет по обороне совета федерации открыл осенний призыв. Как военный человек

Об итогах совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной...

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об итогах совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих"

Заслушав информацию председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности об итогах совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить рекомендации совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих" (прилагаются).

2. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проинформировать палату в период осенней сессии 2018 года о реализации указанных рекомендаций.

4. Направить указанные рекомендации в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказаний, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", акционерное общество "Дом. РФ".

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко

Приложение. Рекомендации совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах...

Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 28 марта 2018 года N 91-СФ

Рекомендации совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих"

Обсудив состояние и проблемы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), участники совместного заседания отмечают, что государство уделяет особое внимание совершенствованию жилищного обеспечения военнослужащих.

НИС является одной из основных форм улучшения жилищных условий семей военнослужащих. По состоянию на 1 января 2018 года участниками НИС являются 437 тысяч военнослужащих. В рамках НИС приобрели жилье 201 тысяча человек, в том числе за последние пять лет - 158 тысяч человек.

Наиболее острой проблемой является прогнозируемое после 2021 года образование по ипотечному кредиту участника НИС остатка не погашенной за счет государственного финансирования задолженности, которая согласно условиям кредитного договора подлежит погашению им за счет собственных средств.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Большинство из существовавших до 2018 года программ кредитования участников НИС основывалось на прогнозе роста взносов в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации.

В связи с расхождениями в заложенных в кредитных договорах прогнозных значениях взносов со взносами, фактически предоставляемыми из федерального бюджета, в графиках погашения платежей по ипотечным кредитам участников НИС образовывалась прогнозная задолженность к концу срока кредитования, не предусмотренная графиком при выдаче кредита. Как правило, кредитные организации при ежегодном доведении до участника НИС графика ежемесячных платежей относят такую задолженность на последний год кредитования.

Начиная с 2009 года фактическая потребность в бюджетных ассигнованиях на накопительные взносы в полном объеме не обеспечивается.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на функционирование НИС предусмотрено 91,1 млрд. рублей, или 49,2 процента от расчетной потребности, которая составляет 185 млрд. рублей. Прогнозируемый дефицит бюджетных ассигнований на 1 января 2019 года составит более 93,9 млрд. рублей.

Социальные гарантии военнослужащим являются существенным фактором привлечения кадров в Вооруженные Силы Российской Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти и государственные органы, в которых предусмотрена военная служба. Снижение уровня этих гарантий может негативно отразиться на морально-психологическом состоянии военнослужащих и качестве исполнения ими своих обязанностей.

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов вопрос о дополнительной индексации размера накопительного взноса, позволяющей осуществить частичное досрочное погашение ипотечных кредитов участников НИС, имеющих прогнозную задолженность;

принять постановление, предусматривающее возможность направления средств целевого жилищного займа на рефинансирование ранее выданных ипотечных кредитов.

2. Федеральным органам исполнительной власти, в которых проходят военную службу участники НИС, совместно с федеральным государственным казенным учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") своевременно информировать участников НИС о принимаемых мерах по снижению прогнозной задолженности после установленного в кредитном договоре срока.

3. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и ФГКУ "Росвоенипотека" подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего возможность направления средств целевого жилищного займа на рефинансирование ранее выданных ипотечных кредитов.

4. Министерству обороны Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека" проработать вопрос о возможности включения сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации в НИС.

5. Центральному банку Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об изменении подхода к оценке категории риска (качества) ипотечных кредитов участников НИС, по которым образуется прогнозная задолженность;

провести совещание с ФГКУ "Росвоенипотека", акционерным обществом "Дом. РФ" и кредитными организациями, участвующими в НИС, по обсуждению проблем ипотечного кредитования военнослужащих и путей их решения;

рассмотреть вопрос о создании условий, позволяющих кредитным организациям, участвующим в НИС, снижать процентную ставку по ипотечным кредитам для военнослужащих, в том числе за счет возобновления действия программы Центрального банка Российской Федерации по предоставлению ипотечных кредитов под залог закладных, оформленных по указанным кредитам.

6. Счетной палате Российской Федерации проинформировать в установленном порядке Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" , в том числе в ФГКУ "Росвоенипотека" и Министерстве обороны Российской Федерации.

7. ФГКУ "Росвоенипотека":

провести совместно с кредитными организациями, участвующими в НИС, и акционерным обществом "Дом. РФ" сверку объема задолженности участников НИС, включая участников НИС, направлявших собственные средства на погашение образовавшейся задолженности по ипотечным кредитам;

провести совместно с кредитными организациями, участвующими в НИС, и акционерным обществом "Дом. РФ" работу по внедрению программ рефинансирования и реструктуризации ранее выданных ипотечных кредитов, в том числе путем снижения процентных ставок по ним;

подготовить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для рассмотрения Правительством Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части предоставления ФГКУ "Росвоенипотека" права участвовать в рефинансировании и выкупе ранее виданных ипотечных кредитов;

проработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос о начислении упущенного инвестиционного дохода для военнослужащих, несвоевременно включенных в НИС;

продолжить работу по проведению частичного досрочного погашения ипотечных кредитов участников НИС за счет их инвестиционного дохода.

8. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности организовать работу по подготовке проекта федерального закона, направленного на регулирование предельного размера процентной ставки по ипотечным кредитам участников НИС.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Об итогах совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих"

Название документа:
Номер документа: 91-СФ
Вид документа: Постановление Совета Федерации
Принявший орган: Совет Федерации
Статус: Действующий
Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 02.04.2018, ст.1883
Дата принятия: 28 марта 2018
Дата начала действия: 28 марта 2018

30 января прошло совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Во время мероприятия обсуждались важнейшие вопросы прававого регулирования деятельности Негосударственной сферы безопасности. Совещание состоялось по инициативе Координационного совета НСБ России.

В мероприятии приняли участие: информационный партнер Журналистский контроль , председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель КС НСБ России Виктор Озеров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Дидигов Мухарбек, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Жамсуев Баир, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ Анатолий Выборный, статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Зубов Игорь, заместитель начальника Департамента по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации Управления Президента РФ по внутренней политике Александр Шубин, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, председатель Общероссийского Профсоюза Негосударственной сферы безопасности, заместитель председателя КС НСБ России Дмитрий Галочкин, начальник Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Леонид Веденов, начальник отдела организации деятельности в области частной охранной деятельности - заместитель начальника управления лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Рустам Хусаинов, заместитель директора Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Министерства здравоохранения РФ Сергей Полунин, начальник отдела организации охраны Департамента физической защиты Госкорпорации "Росатом" Николай Бортников, генеральный директор ФГУП "Ведомственная охрана Росатома" Андрей Флоринский, заместитель председателя Комитета по безопасности и предпринимательской деятельности ТПП РФ Анатолий Данилов, председатель подкомитета Индустрии безопасности, Президент СРО Ассоциация "Школа без опасности", председатель Совета Союза ОСО Сергей Саминский, член Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, исполнительный секретарь КС НСБ России, председатель исполкома Общероссийского профсоюза НСБ Сергей Хмелёв, заместитель председателя комитета по комплексной безопасности ТПП г. Москвы Владимир Балановский, президент некоммерческого партнерства "Ассоциация негосударственных структур безопасности Московской области" Валерий Аракелов, председатель Общероссийского отраслевого объединения работодателей НСБ, председатель правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александр Козлов, председатель СРО "Союз негосударственных предприятий безопасности", Председатель Союза подразделений транспортной безопасности "Транспортная безопасность" Валерий Мунько, пресс-секретарь КС НСБ России Маркелова Марина, генеральный директор ООО «Национальный аттестационный центр» Алексей Авдонов, руководитель рабочей группы при Президенте Российской академии наук по анализу риска и проблем безопасности РГ РАН "Риск и безопасность", член-корреспондент РАН Николай Махутов, заведующий кафедрой "Транспортная безопасность и мобилизационная подготовка" Владимир Денисов, члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Фото: Журналистский Контроль

Естественно, что главным субъектом в системе обеспечения безопасности во всех свефрах деятельности является государство. Так же, как и в других государствах, в России существуют и другие системы обеспечения безопасности, но негосударственные. К ним относятся частные охранные организации, частные детективы, объединения граждан в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка, объединения добровольной пожарной охраны, казачьи общества.
Важным направлением НСБ является обеспечение экономической безопасности. Это обусловлено прошедшими за последние годы экономическими изменениями в стране.

Известно что структура собственности России изменилась:

Частная собственность составляет 77%

Государственная - 4%

Муниципальная - 6%

Иные формы собственности - 13%..

Представители МВД предоставили данные, из которых видно, что охранные услуги оказывают более 23 тыс. частных охранных организаций, а статус частного охранника имеют около 700 тыс. граждан Российской Федерации.

Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Фото: Журналистский Контроль

Другими направлениями деятельности НСБ являются участие в охране общественного порядка, в обеспечении пожарной безопасности и антитеррористической защищённости объектов.

НСБ действует в рамках: Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российского Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, федеральных законов.

Юридический статус частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации получила после принятия Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В данном Законе частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Виктор Озеров, Александр Чекалин Фото: Журналистский Контроль

В 2014 году Федеральным законом введён новый вид охранной услуги по охране объектов и имущества, а также обеспечению внутри объектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости. Закон позволяет частным охранным организациям осуществлять охрану таких объектов.
В целях реализации указанного закона Правительством Российской Федерации установлены лицензионные требования к новому виду охранных услуг, а также обеспечению внутри объектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости.
Федеральными законами от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и от 14.04.1999 г. №77-ФЗ «О ведомственной охране» регламентируются полномочия работников негосударственных подразделений транспортной безопасности. Основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутри объектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Важно знать, что постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила, в соответствии с которыми деятельность частной охранной организации регламентируется соглашением об обеспечении правопорядка, заключённым с соответствующим правоохранительным органом или его структурным подразделением. В настоящее время более 30 тыс. охранных организаций заключили с органами внутренних дел соглашения о взаимодействии. Кроме того, частные охранные организации могут заключать договоры с муниципальными органами на оказание содействия в обеспечении общественного порядка. Формы участия граждан в охране общественного порядка определены Федеральным законом от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». К ним относятся:

Содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам;

Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;

Внештатное сотрудничество с полицией;

Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (народных дружин).

За последние несколько лет народные дружины образовались во всех регионах Российской федерации. Однако, по мнению экспертов, наделение народных дружинников дополнительными полномочиями нецелесообразно, а оптимальным вариантом их деятельности является совместная работа с сотрудниками полиции.

Участие граждан в обеспечении пожарной безопасности регламентируется положениями Федерального закона от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О добровольной пожарной охране», который предусматривает создание добровольной пожарной охраны в целях профилактики, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений и в организациях.

Важная роль в охране общественного порядка отводится казачеству. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Александр Суворов, Анатолий Выборный, Дмитрий Галочкин Фото: Журналистский Контроль

К сожалению, как и в любой отрасли, отмечаются и проблемные вопросы в деятельности НСБ.

Во-первых, отсутствует единая государственная политика обеспечения сохранности собственности, а правовое регулирование НСБ не в полной мере отвечает потребностям современного состояния экономики.

Во-вторых, отмечается отсутствие концепции развития НСБ и института телохранителей; неопределённость в Перечне объектов, подлежащих государственной охране; отсутствие права для частных охранных организаций работать за рубежом; отсутствие единой методики расчёта стоимости суточного поста охраны для государственных и муниципальных объектов; отсутствие единых базовых требований к организации физической и технической защиты объектов.

Также отмечается отсутствие конкуренции между частными охранными организациями и подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии и ФГУП «Охрана» при организации охраны объектов на коммерческой основе. Существующая система торгов, проводимых собственниками объектов бюджетного финансирования, делает охранные услуги непрозрачными, способствует коррупционным схемам.

Одной из главных проблем НСБ является недостаточная регламентация права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия частными охранниками.

Развитие НСБ осуществляется в рамках реализации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Основной задачей НСБ является интеграция сил и средств в общенациональную систему обеспечения общественной безопасности, движение в направлении строительства общественно-государственного и частно-государственного партнёрства.

Созданная Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации стала федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. В связи с этим создаются благоприятные условия для ревизии охранного законодательства и утверждения Концепции развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации.

Важную роль в укреплении взаимодействия охранных структур с правоохранительными органами играют предпринимательские объединения в сфере охраны. В настоящее время созданы и действуют Координационный совет негосударственной сферы безопасности России (КС НСБ РФ), отраслевой совет по техническим средствам безопасности (ТСБ)и Общероссийский профсоюз НСБ. Ежегодно проводятся Всероссийские совещания НСБ.

В октябре 2016 года создано Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» - ФКЦ РОС.В ближайших планах ФЦК РОС - создание региональных отделений во всех субъектах Российской Федерации и единого реестра ЧОП, который позволит равноправно участвовать в госзакупках.

Необходимо отметить важную роль в координации деятельности НСБ с государственными органами таких организаций как Общественная палата Российской Федерации и Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В рамках работы Общественной палаты Российской Федерации проводятся слушания и круглые столы, посвящённые месту и роли НСБ в системе обеспечения безопасности. При Торгово-промышленной палате Российской Федерации функционирует Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, главной целью которого является выработка идеологии защиты предпринимателей.

В настоящее время НСБ является динамично развивающейся отраслью экономики, непосредственно влияющей на безопасное и позитивное развитие других сфер экономики России.

Участниками совещания было отмечено, что в соответствии с действующим законодательством, охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защиту жизни и здоровья охраняемых. Необходимость своевременного совершенствования законодательства в сфере охраны диктуется, прежде всего, тем фактом, что запаздывание с принятием необходимых нормативных правовых актов создаёт серьёзные препятствия для создания цивилизованного рынка охранных услуг. Принятый в 1992 году закон «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности» к настоящему времени в значительной мере устарел, поскольку отражает реалии характерные для того времени, когда охранная деятельность находилась в стадии зарождения, отсутствовала практика, многие актуальные вопросы были не проработаны.

Необходима модернизация законодательства, учитывающая потребности современной охранной практики, научные разработки, положительный опыт и законодательство государств-участников СНГ в негосударственной сфере безопасности. При этом необходимо учитывать, что:

Действующий закон о ЧОДД включает в два самостоятельных, различных по своему содержанию, предпринимательских вида деятельности (обеспечение безопасности (частная охранная деятельность) и проведение расследований (детективы);

Необходимо унифицировать законодательство государств-участников СНГ, регулирующих охранную деятельность;

Актуально создание правовой основы для формирования единой государственной политики в сфере охраны;

Текущая обстановка в мире и в стране требует постоянного совершенствования законодательства в сфере охраны;

Требуется законодательство в охранной деятельности наиболее полно и отвечающее потребностям современной практики урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления охранной деятельности;

Возникает потребность более чёткого определения участников охранной деятельности, порядка получения ими соответствующего статуса, их прав и обязанностей;

Имеется необходимость совершенствования контроля и надзора за охранной деятельностью.

После того, как все присутствующие докладчики высказались Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в лице председателя Виктора Озерова, поручил участникам совещания до 11 февраля 2017 года направить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы взаимодействия органов государственной власти и субъектов гражданского общества, имеющих право участвовать в обеспечении безопасности в различных сферах деятельности (частных охранных организаций, частных детективов, граждан, участвующих в охране общественного порядка в различных формах, в информационной безопасности).

Со своей стороны, Аппарат Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Подкомитет по безопасности и правоохранительной деятельности) обобщит полученную информацию для выработки конкретных предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы взаимодействия органов государственной власти и субъектов гражданского общества.

Сын шофера 15 лет рулит, пожалуй, самым таинственным (в смысле закрытости для публики) комитетом Совета Федерации - по обороне и безопасности. Для чиновной Москвы такое политическое долгожительство человека, приехавшего из глухой провинции, уже вызов. Не удивительно, что однажды его попытались убрать (в смысле освободить от должности). Затея провалилась. Говорят, после прямого вмешательства первых лиц государства, для которых, конечно же, не секрет, чем и как занимается сенатор от Хабаровского края Виктор Озеров на посту председателя Комитета по обороне и безопасности.

Рецепт от «звездной болезни»

Между тем, Озеров, несмотря на всю его понятную закрытость, личность в народе известная. Один из московских интернет-порталов опубликовал рейтинг популярности политиков по категории «Председатель», где хабаровский сенатор занимает 9-ю позицию, разместившись между председателем ВГТРК Добродеевым и Председателем КНР Ху Цзиньтао...

Когда я рассказал про это Виктору Алексеевичу, он расхохотался: «Да вы что?!». – «Точно-точно, впереди самого Ху Цзиньтао!»

Похоже, с юмором у бывшего замполита все в порядке. Отсмеявшись, Озеров припомнил по случаю историю. Года полтора назад Сергей Миронов, тогда еще возглавлявший СФ, предложил сенаторам определить путем тайного рейтингового голосования, кто более достоин занять освободившийся пост зам. председателя верхней палаты. Предлагался список из 21 кандидатуры, среди которых был и Озеров. Ну, так вот, - ему отдали большинство голосов. «Этот рейтинг для меня был действительно важен, - подытожил Виктор Алексеевич. – Оценка моих коллег!». Заместителем он тогда не стал, но приятное впечатление осталось.

Естественен вопрос об отношении политика к славе, известности. Ведь портит многих это обстоятельство!

Сегодня с утра, - отвечает Озеров, - я звонил в Хабаровск Александре Ивановне, которая была у меня секретарем, поздравил с 85-летием. До 74-х она со мной работала... Как-то раз Александра Ивановна принесла мне вырезку из газеты, почитать. Помню, заметка называлась «Рецепт от звездной болезни». Рецепт был очень простой: встречайся со старыми друзьями, только они тебе скажут, что ты значишь на самом деле. Не знаю, мне кажется, я не заболел этой болезнью. Наверное, лучше об этом спросить моих друзей. И потом, я же вырос в простой семье: папа – шофер, четыре класса образования, мама закончила семь классов... У нас было принято вести себя скромно. Думаю, то, что в детстве приобретается, вряд ли с годами может разрушиться.

В газетах еще пишут, что Озеров, если верить декларациям о доходах, самый бедный сенатор среди 18 представителей Дальнего Востока в Совете Федерации. Что, за эти 15 лет вы себе дворцов так и не построили, капиталов не заработали?

- (Смеется) По этому поводу моя жена, с которой мы прожили 34 года, обычно шутит: если ты такой умный, почему такой бедный?

- А ведь возможности были разбогатеть? Наверняка, добрые люди предлагали присоединиться к каким-нибудь...

- (Усмехается) Проектам?

- Проектам, да.

Я вот недавно был в Абхазии и встретился с моим первым командиром роты Владимиром Олеговичем Васильченко. Он сейчас там 1-й заместитель министра обороны, начальник Генерального штаба. Посидели, повспоминали... Так Володя, будучи еще ротным, говорил мне, своему замполиту: Вить, самое главное, чтобы вот сюда (показывает ладони) ничего не прилипло, а все остальное в жизни простят. Действительно, нет у меня в собственности ни дачи, ни машины. И у жены нет. Ну, так получилось, не знаю. Я считаю, что нормально живем.

В Абхазию, кстати, Озеров ездил на парламентских каникулах не отдыхать, а в командировку от Совета Федерации – наблюдал за ходом местных президентских выборов. Не успел вернуться, официальная поездка в Кишинев – на празднование 67-й годовщины освобождения Молдовы от фашистских захватчиков и 20-летия независимости республики.

Рассказывает:

Есть в Молдове русскоязычная патриотическая организация «Вече», которая занимается восстановлением памятников воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. В свое время ее руководитель Николай Федорович Гуцул обратился ко мне как председателю комитета с просьбой о финансовой помощи. Я, в свою очередь, обратился за поддержкой к главам субъектов Российской Федерации, жители которых участвовали в освобождении Молдавии. Что называется, с миру по нитке набрали необходимые средства, и вот 28 августа состоялось открытие одного из мемориалов – там захоронено 1200 человек, погибших во время проведения Ясско-Кишиневской операции. В большинстве своем это россияне, белорусы, украинцы... Мы у себя в Хабаровском крае тоже, кстати, бережно относимся к воинским захоронениям, поэтому заброшенных, забытых памятников у нас нет, - заключает Озеров.

Но все ж основные заботы председателя сенатского комитета - о ныне живущих. Что делается хорошего для людей, связанных с обеспечением обороны и безопасности страны?

Реформа с человеческим лицом

Тут Озерову и его коллегам-законотворцам есть чем похвастаться. Главный козырь, бесспорно, - Закон о социальных гарантиях сотрудникам полиции, принятый под занавес весенней сессии. Виктор Алексеевич самым непосредственным образом участвовал в разработке эпохального документа. Значение его таково, что в правоохранительных органах России до сих пор не могут поверить в реальность произошедшего.

Когда в прошлом месяце я встречался в Переяславке с ветеранскими организациями района им. Лазо, - вспоминает Озеров, - и сообщил, что зарплата полицейских с 1 января 2012 года вырастет вдвое, а пенсии бывшим сотрудникам милиции увеличатся сразу на 60-70 процентов, одна пожилая женщина – подполковник милиции в отставке - воскликнула: «Да быть такого не может!». При большой аудитории – наверное, человек 100 было в зале. «Мать! – отвечаю. - Давайте договоримся так: если с 1 января следующего года вам меньше чем на 60 процентов повысят пенсию, то я буду доплачивать ежемесячно из своего кармана. Ну, а если больше, то вы будете со мной делиться! (смеется). После 1 января я обязательно заеду в Переяславку и встречусь с этой женщиной – вопрос ведь очень важный.

Плюс к зарплатам и пенсиям, говорит сенатор, новый закон предполагает выделение денежных субсидий для строительства или приобретения жилья сотрудникам полиции. Отслужил страж порядка добросовестно 10 лет – получи квартиру в собственность! Для участковых инспекторов жилье будут арендовать, опять же, за счет казны.

Понятно, что за год-два-три мы всех сотрудников МВД квартирами не обеспечим, но процесс пошел, очень большие деньги на это закладываются в федеральный бюджет.

Сколько сегодня нуждающихся полицейских в Хабаровском крае, и какие средства будут выделены на покупку им жилья в следующем году?

В очереди свыше тысячи человек. Что касается выделения денег, то называть конкретные цифры не буду, так как проект Федерального бюджета пока еще не внесен на утверждение парламента.

Хорошие новости от Озерова и для российского офицерства. Готовится к принятию закон о денежном довольствии военнослужащих. Первое чтение уже прошло.

По этому закону с 1 января 2012 года, как мы считаем, где-то в 1,7 раза должно быть повышено денежное довольствие военнослужащих Минобороны и внутренних войск МВД, а с 2013 года на столько же поднимутся зарплаты остальных «силовиков» – ФСБ, ФСО и т.д. Соответственно вырастет пенсионное обеспечение, причем сразу для всех одновременно - с 1 января следующего года - независимо от силовой структуры.

Кроме того, по данным Озерова, Министерство обороны намерено в течение двух лет (!) обеспечить постоянным жильем всех (!) очередников-офицеров.

В прошлом и позапрошлом годах в России построено более 100 тыс. квартир для офицеров. Даже в советское время таких темпов не было. А за два следующих года мы рассчитываем полностью снять проблему с постоянным жильем. Так, в Хабаровском крае осталось построить всего 1900 квартир, и есть четкое понимание, что они будут построены: 950 – в этом году и 950 – в 2012-м. Следующая задача - строительство служебного жилья. Президентом дано на ее решение два года. То есть, к 2014 году в стране будет создан необходимый фонд служебного жилья. И этот фонд уже формируется. В том числе и у нас в крае. Например, в Волочаевском городке и на Красной речке мы определяем перечень квартир, которые будут носить статус служебных и передаваться офицерам по должности.

В едином ключе

Несколько дней назад губернатор края Вячеслав Шпорт утвердил порядок предоставления жилья бывшим военнослужащим – это как-то связано с перечисленными планами?

Это очень хорошее решение – как дополнение к тем мерам, что мы принимаем сегодня. Оно касается бывших военных, которые до 1 января 2005 года встали на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилье. Как вы понимаете, дождаться квартиры от муниципалитета в порядке общей очереди сегодня дело почти безнадежное, поэтому было решено в рамках программы «Жилище» выделить военных в отдельную очередь на уровне краев, областей и республик с соответствующим финансированием. Если не ошибаюсь, по стране на этот год из федерального бюджета выделено на эти цели 11 млрд. рублей.

Вы делегированы в Совет Федерации краевой Законодательной думой, которую прежде много лет возглавляли. А как складываются ваши отношения с исполнительной властью региона и лично с губернатором?

Когда 30 июля этого года я отчитывался в Хабаровске о своей деятельности, то откровенно сказал, что нахожусь в постоянном взаимодействии и с губернатором, и с законодательной думой. Я же представляю в верхней палате Хабаровский край, а значит, в меру своих возможностей обязан решать все его проблемы. Моя позиция: чем лучше в крае, тем лучше для меня. Поэтому с Вячеславом Ивановичем Шпортом работаем в едином ключе, по любым направлениям. Например, буквально два месяца назад занимались в Министерстве обороны вопросами Амурского судостроительного завода – прежде всего, связанными с достройкой корвета для ВМФ. Достигнуто понимание, что если в 2013 году комсомольчане спустят судно на воду и с высоким качеством, то строительство кораблей этой серии может быть заводом продолжено. Есть перспектива и по другим программам, включая подводное судостроение. Также мы решаем вопросы по загрузке оборонных производств в поселке Эльбан и городе Амурск. Удалось договориться с ФСБ об оплате выполненных работ на заводе в Николаевске-на-Амуре, где строился корабль для пограничников. Около 13 млрд. рублей выплачено, что позволило снять определенную социальную напряженность в коллективе. Это что касается моей «военной кафедры», но приходится совместно решать и многие другие задачи: будь то обеспечение чистой водой городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, передача детских садов муниципалитетам или дальнейшая судьба Хехцирского заповедника...

Без пистолета за пазухой

Среди вопросов, которые журналисты традиционно задают председателю сенатского комитета по обороне и безопасности – отношение к вооружению гражданского населения. Не удерживаюсь и я.

Виктор Алексеевич, знаю, что вы противник передачи в невоенные руки стрелкового оружия. Интересно, ваша позиция не изменилась после событий в уральском селе Сагра, когда местные жители встретили огнем заезжих бандитов?

Нет, я по-прежнему к этому отношусь отрицательно.

- Как военный человек?

И как военный человек, и как человек, который дружит с головой. Я думаю, мы еще не достигли того уровня менталитета, который бы позволял свободный оборот оружия. Не готовы к этому люди.

У полковника в запасе Озерова, между тем, пистолет имеется. Наградной. Однако держит он его не в кобуре за пазухой, а в сейфе бывшего командующего Дальневосточным военным округом. Ныне пенсионер и заядлый охотник Юрий Николаевич Якубов любезно согласился принять на хранение «ствол» хабаровского сенатора и выдает ему в руки разве что для чистки и смазки...

Стимул для солдата

О призыве в армию. Еще одна больная тема. Молодежь не хочет служить, а многие родители готовы всеми правдами-неправдами оградить своих чад от солдатской доли, способствуя в меру финансовых возможностей росту коррупционности в наших военкоматах. Так может согласиться с предложением одного из депутатов от ЛДПР, который выступил с любопытной законодательной инициативой: платишь государству миллион рублей – освобождаешься от воинской обязанности?

Озеров, конечно, против подобных сделок. У него диаметрально другой подход. Необходимо стимулировать ребят, чтобы они добровольно шли в армию, считает он. Один из стимулов – сохранение за молодым человеком рабочего места. Виктор Озеров уже и законопроект соответствующий подготовил.

Почему многие ребята бегут от армии? – размышляет сенатор. – Не обязательно потому, что боятся дедовщины или из опасения потратить год понапрасну, а потому, что страшно потерять имеющуюся работу, которая дает им и их семьям перспективу жизни. Вот, мы знаем, что за женщинами по беременности и родам рабочее место сохраняется в течение трех лет, а солдат идет служить на год – и все теряет. Это неправильно. Поэтому я предлагаю закреплять рабочее место за человеком на весь период службы по призыву. Такое правило, кстати, уже действует в отношение государственных и муниципальных служащих. Будет справедливо распространить его на всех граждан.

Если этот «призывной» законопроект Виктора Озерова пока проходит непростую стадию обсуждения, то другая инициатива хабаровского сенатора уже нашла свое законодательное воплощение: начиная с 2011 года, выпускники средних школ, достигшие к моменту окончания учебного заведения 18 лет, получают отсрочку от армии до осени. Раньше ведь могли вручить повестку сразу после выпускного бала. А теперь у парней хотя бы открылась возможность поступить летом в вуз. Поступил – учись дальше, нет – ступай на призывной пункт. Наверное, правильно.

- А почему вы против альтернативной гражданской службы?

Я за, если выполняются условия, предусмотренные законом. Да у нас в России это не приживается - с 2007 года воспользовались правом на альтернативную гражданскую службу всего 1977 человек.

«Мы движемся туда, куда должны»

Ваше отношение к религии в армии? И вообще, кто должен отвечать за воспитательную работу среди военнослужащих – поп или замполит?

Одно другому не мешает. Однажды я министру обороны в достаточно жесткой форме высказал, что мы систему воспитательной работы загубили в армии. Мне в свое время пришлось много побороться за сохранение Новосибирского политического училища, которое я заканчивал – слава богу, оно осталось. Если кому-то режет ухо замполит, пускай будет воспитатель, зам. командира по работе с личным составом – назвать можно как угодно! Но я глубоко уверен, что такой человек в армии нужен. Если еще будут помощники по работе с верующими военнослужащими, это тоже не помешает. Единственное, здесь не должно быть ущемления других религий и вероисповеданий.

Я так понимаю, вы оптимистично настроены по поводу хода реформы Вооруженных Сил и правоохранительных органов?

С целями я согласен. Что солдат не метет плац, не борется за урожай – это правильно. Что интенсивность боевой учебы возросла, больше летаем, больше стреляем – это хорошо. Но я всегда говорил, самое главное, чтобы при проведении этих реформ не пострадал человек. Конечно, есть определенные перегибы. Я, например, не согласен со всем тем, что происходит в военном образовании. Непросто идет реформирование МВД. Но в принципе, мы движемся туда, куда должны.

Скоро начнется осенняя сессия парламента. Что приготовлено в багаже вашего комитета, чем в ближайшее время будете заниматься?

Вот перед вами лежит проект Федерального закона «О системе государственного контроля (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации». Сегодня подпишу и направлю в Государственную думу Борису Вячеславовичу Грызлову. Мы достаточно долго над ним работали совместно с Минтрансом и Минобороны, это, наверное, 20 версия документа. В недрах нашего комитета также дорабатывается законопроект «О малой авиации» – в этой сфере тоже пора навести порядок. А самое главное - нам нужно доработать Закон о денежном довольствии военнослужащих – он ведь принят только в первом чтении. И, конечно, предстоит работа над бюджетом, потому что все, о чем мы говорим, оно должно найти свое отражение в главном финансовом документе страны. Вот это основное, чем мы будем заниматься осенью.

.

Можно ли верить в то, что каждый третий российский парень - инвалид?

Почти одновременно с началом осеннего призыва-2018 комитет по обороне и безопасности Совета Федерации провел совещание на тему социальных гарантий солдат-срочников с участием представителей Министерства обороны и Генерального штаба. Прозвучавшие на заседании цифры внушают оптимизм: в нынешнем году число зарегистрированных случаев рукоприкладства в войсках снизилось на 18%, как и уровень травматизма, и это притом, что . Дважды за год службы срочники проходят «углубленное медицинское обследование». В армии сформировано 16 научных рот, воины-спортсмены завоевали более 300 медалей на международных соревнованиях. Картину немного портит тот факт, что в армии служит чуть больше 12 процентов юношей призывного возраста.

Выступая на заседании комитета, гость Совета Федерации, врио начальника управления надзора за исполнением законов органами военного управления Главной военной прокуратуры Андрей Прокудин сказал: «В этом году по итогам девяти месяцев отмечается снижение в войсках уровня травматизма, а также правонарушений против военнослужащих. В частности, связанных с насилием в отношении этой категории граждан - на 18%. От неуставных отношений пострадало 329 человек. Число нарушений уставных правил взаимоотношений снизилось почти на 11%».

При этом полковник юстиции отметил, что по-прежнему слабой является социальная защита военнослужащих срочной службы, а также состояние армейского ЖКХ.

В аналитической справке комитета по обороне говорится, что в настоящее время капитального ремонта требует 70% зданий казарменно-жилищного фонда, 78% котельных и других коммунальных объектов, 72% инженерных сетей.

С тем, что жилищная инфраструктура находится в проблемном состоянии, согласен председатель оборонного комитета верхней палаты Виктор Бондарев. Он считает, что в каждой казарме должен быть душ, стиральная машина, пылесос и пр. «Но вы должны понимать, какое наследство нам досталось», - сказал генерал-полковник, добавив при этом, что «сдвиг есть».

Сенатор Ольга Ковитиди отметила, что денежное довольствие служащих по призыву, даже с учетом последней надбавки, значительно меньше, чем у контрактников. «Мы должны повысить мотивацию, - сказала Ковитиди. - Но как мы ее повысим, если для прохождения воинской службы денежное довольствие сейчас составляет 2 тысячи рублей в месяц? Сегодня мы должны говорить об обеспечении социальной справедливости, о выравнивании. И этот вопрос требует своего нормативно-правового регулирования».

Говоря о мотивации службы по призыву, начальник организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Виктор Глотов подчеркнул, что одаренные юноши в наши дни получили возможность служить в научных и спортивных ротах, беременные супруги солдат-срочников получают денежные пособия (единовременное пособие беременной жены военнослужащего составляет 26 тысяч 539 рублей, ежемесячное пособие на ребенка - 11 тысяч 374 рубля - «МК» ). Генерал-майор назвал и другие ингредиенты мотивирующего к службе «пряника».

Что касается «кнута», то им является вступивший в силу в 2014 году закон, по которому граждане, не прошедшие военную службу без законных оснований, лишаются права занимать государственные и муниципальные должности.

Участникам заседания комитета по обороне и безопасности раздали аналитическую записку с длинным названием «О совершенствовании законодательства РФ о воинской обязанности и военной службе в части реализации прав и социальных гарантий граждан, проходящих военную службу по призыву».

В записке есть интересные цифры: благодаря «кнуту и прянику» доля российских юношей, призываемых на военную службу, выросла с 11,4% в 2013 году до 12,2% в 2016-м. Более свежих цифр в записке нет, но можно предположить, что и в нынешнем году в армейский строй встанет чуть больше 10% молодых людей соответствующей возрастной группы.

При этом генерал-майор Глотов утверждал, что принятые меры позволили укомплектовать вооруженные силы солдатами-срочниками «в полном объеме». На совещании не раз цитировались слова Владимира Путина о необходимости перехода к профессиональной армии. Однако пока еще смешанный принцип комплектования вооруженных сил сохраняется. Возникает вопрос: если, предположим, еще 10 процентов российских юношей пожелают быть призванными на срочную службу - их отправят обратно к маме? Ведь и сейчас армия укомплектована срочниками «в полном объеме»...

Если это так, то зачем в аналитической записке говорится о законодательных мерах, призванных поставить в строй тех призывников, которые «косят» от службы не регистрируясь в военкоматах по новому месту жительства? В прошлом году таких насчитали 31 тысячу. Еще порядка 70 тысяч призывников «уклоняются от военной службы путем неполучения повестки», говорится в документе.

Однако больше всего впечатляет такая статистика: ежегодно в России около 30% призывников освобождается от службы по состоянию здоровья. Треть.

Вспоминаю свой класс: с вычетом тех, кто поступил в военные училища и вузы с военными кафедрами, в армию пошли все (за очень редким исключением). Вспоминаю однокурсников - аналогично. Провожу мысленную перекличку знакомых ровесников-мужчин - та же картина.

Как при этом мы ухитрились родить поколение, в котором каждый третий - слабовидящий горбатый эпилептик, ума не приложу. Во что при таком количестве инвалидов в ближайшие полвека превратится генофонд нации, боюсь даже и думать.

Может, составители аналитической записки ошиблись?..