Кодекс джедаев. Также джедаи распределяются по направлениям

Слово «джедай» он придумал, вспомнив название жанра японского кинематографа - «дзидайгэки » (яп. 時代劇 ) , который произвёл на него большое впечатление. Популярность «Звёздных войн» и джедаев привела к возникновению самопровозглашённого религиозного течения под названием «джедаизм » .

Кодекс Джедая

Кодекс Джедая приводится во многих книгах о «Звёздных войнах» и состоит из пяти истин :

Нет волнения - есть покой.
Нет невежества - есть знание.
Нет страсти - есть безмятежность.
Нет хаоса - есть гармония.
Нет смерти - есть Сила.

Истина о хаосе и гармонии приводится не во всех публикациях Кодекса .

Символ веры Джедая

В книгах о «Звёздных войнах» также приводится Символ веры Джедая. Иногда его тоже называют кодексом, что неверно и вносит некоторую путаницу. Символ веры Джедая (англ. Jedi Creed ), в отличие от Кодекса (англ. Jedi Code ), был написан уже в эпоху Новой Республики, после того, как Люк Скайуокер восстановил Орден Джедаев. Символ веры состоит из пяти основных постулатов :

Джедаи - защитники мира в Галактике.
Джедаи используют свои способности чтобы охранять и защищать - никогда для нападения на других.
Джедаи уважают каждую жизнь, в любой форме.
Джедаи служат другим, а не властвуют над ними, во благо Галактики.
Джедаи стремятся к самосовершенствованию через познание и тренировку.

Оригинальный текст (англ.)

Jedi are the guardians of peace in the Galaxy.
Jedi use their powers to defend and protect, never to attack others.
Jedi respect all life, in any form.
Jedi serve others rather than rule over them, for the good of the Galaxy.
Jedi seek to improve themselves through knowledge and training.

основной галактический, хаттский, аквалишский, бокке, ласатнийский, иторианский, убезийский, эвокский и др.

Отрывок, характеризующий Джедаи

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.

Пятистрочная Мантра

Погружаемся в Lore

  • Кристальный Кодекс

    Кристалл - сердце клинка.
    Сердце - кристалл джедая.
    Джедай - кристалл Силы.
    Сила - клинок сердца.
    Всё взаимосвязано.
    Кристалл, клинок, джедай.
    Вы едины.
  • Кодекс джедаев был переписан гранд-мастером Люком Скайуокером при восстановлении Ордена джедаев:
    1. Джедай является хранителем мира в Галактике.
    2. Джедай использует свои знания для защиты.
    3. Джедай уважает любые формы жизни.
    4. Джедай служит другим, а не правит ими, на благо галактики.
    5. Джедай стремится к самосовершенствованию через познание и тренировки.
  • Четвертая строка «Нет хаоса - есть гармония» отсутствует в некоторых джедайских текстах.
  • В помощь джедаям написаны другие кодексы, которые не входят в исходный Кодекс джедаев.
  • Существуют другие принципы, которые не упомянуты в Кодексе, но должны быть известны всем джедаям:
    1. Джедаи - защитники цивилизации, но не позволяют цивилизации беспричинно нести разрушение.
    2. Джедай использует силу ради знания и защиты, никогда для нападения или личной выгоды.
    3. Как очевидно следует из Кодекса: джедай не может действовать ради обретения власти.
    4. Световой меч - символ принадлежности к Ордену джедаев.
    5. Джедаи не вступают в брак (кроме исключительных случаев), чтобы не создавать привязанностей - как объясняла Верджер - чтобы не создавать династий, чувствительных к Силе. Однако в различные периоды истории Ордена, например, в эпоху до Экзара Куна и в реформированном Скайуокером Ордене джедаев, брак запрещён не был. Не был запрещён брак и в среде кореллианских джедаев, являвшихся автономным образованием внутри Ордена.
    6. Джедаи уважают друг друга и любые формы жизни.
    7. Джедай ставит нужды общества выше нужд отдельной личности
    8. Джедай должен защищать слабых и беззащитных от зла.
    9. Джедай всегда должен помогать в бою или конфликте.
    10. Джедай не должен иметь желаний, он должен проявлять самодостаточность.
    11. Джедай не должен управлять другими. (В последние годы Республики были споры, являлся ли этот принцип частью Кодекса).
    12. Мастер-джедай не должен одновременно иметь более одного падавана. (Это правило появилось после Старых войн ситхов. Большинство древних мастеров: Арка Джет, Тон, Водо-Сиоск Баас и Кринда Дрей - его не соблюдали. Митра Сурик также одновременно тренировала несколько учеников из-за их чувствительности к Силе и необходимости дать галактике джедаев. К 32 ДБЯ принцип «один учитель - один ученик», по-видимому, стал общепринятым. Однако из-за нехватки мастеров в Академии Люка Скайуокера каждый из них был вынужден тренировать нескольких падаванов, например, Джейден Корр и Рош Пенин обучались у Кайла Катарна).
    13. Кодекс не устанавливал ограничений по возрасту, в котором можно стать падаваном, однако мастер-джедай Симикарти написал вариант Кодекса, в котором вводилось такое ограничение. Со временем оба варианта слились в один. В эпоху Ревана в ученики брали с раннего детства. После окончания Новых войн ситхов джедаев стали обучать с младенчества, что вызвало неприятие тех, кто не состоял в Ордене. В то же время Номи Санрайдер начала обучение взрослой, так же, как и ученики Митры Сурик, и многие джедаи Нового Ордена.
    14. Джедай не убивает безоружного оппонента. (Вопреки этому принципу Энакин Скайуокер казнил графа Дуку).
    15. Джедай не ищет мести. (Вопреки этому принципу Энакин Скайуокер вырезал племя народа песков).
    16. Джедай не цепляется за прошлое.
    17. Джедаи не убивают пленных.

Star wars. Джедаи и Ситхи

ДЖЕДАИ

Джеда и (англ. Jedi) персонажи вселенной «Звёздных войн», адепты ордена рыцарей-миротворцев, владеющие Силой. Они обладают определённым укладом жизни, воинскими традициями и кодексом чести. Основной атрибут джедая - световой меч.

Кодекс джедая

Ключевую установку Кодекса выражает пятистрочная мантра. Существует несколько её версий, однако исходная такова:

  • Не эмоции, а покой.
  • Не неведение, а знание.
  • Не страсть, а безмятежность.
  • Не хаос, а гармония.
  • Не смерть, а Сила.

Обновленная версия, предложенная Одан-Урром, является наиболее известной:

  • Нет эмоций - есть покой.
  • Нет неведения - есть знание.
  • Нет страстей - есть ясность мыслей.
  • Нет хаоса - есть гармония.
  • Нет смерти - есть Великая Сила.

Кодекс джедаев был переписан гранд-мастером Люком Скайуокером при восстановлении Ордена джедаев:

  • Джедай является хранителем мира в галактике.
  • Джедай использует свои знания для защиты.
  • Джедай уважает любые формы жизни.
  • Джедай служит другим, а не правит ими, на благо галактики.
  • Джедай стремится к самосовершенствованию через знание и тренировки.

Расширенное понимание кодекса джедаев

  • Спокойствие сильнее эмоций.
  • Знание сильнее невежества.
  • Ясность сильнее страсти.
  • Гармония сильнее хаоса.
  • Смерти нет, есть Сила.
  • Джедаи - хранители мира в Галактике.
  • Джедаи используют свою силу только для защиты себя и других, никогда для атаки.
  • Джедаи уважают Жизнь в любой форме.
  • Джедаи не правят, а служат другим, во имя добра для всей Галактики.
  • Джедаи постоянно улучшают себя через новые знания и тренировки.
  • Джедаи не используют Силу и световой меч без необходимости, исключая обучение.
  • Джедаи всегда стараются решать конфликты мирным путём, только безвыходное положение позволяет применять оружие.
  • Джедаи должны избегать влияния и соблазнов Тёмной стороны Силы.
  • Джедаи не участвуют в политических играх и интригах, они всегда сохраняют нейтралитет, за исключением явной угрозы Галактике.
  • Джедаи не ввязываются в посторонние локальные конфликты, если на то нет веских причин.
  • Джедаи всегда осмотрительны и благоразумны в своих поступках и делах.
  • Используя Силу, Джедай должен оставаться в гармонии с ней. Дисгармония уменьшает его силу.
  • Сила создаётся Жизнью. Джедай охраняет Жизнь. Убийство - зло. Часто убийство необходимо и неизбежно. Джедай может убить, защищая себя и других, может убить, если это сохранит жизнь. Но Джедай всегда должен знать, что убийство - зло, и убивая, он совершает преступление против Силы. Даже думая, что он убивает во имя большего блага и это оправдывает его, он должен знать, что смерть остаётся пятном на его душе.
  • Джедай не использует Силу для получения собственной выгоды, богатства и власти. Он действует ради знаний, поддержки свободы, Жизни и образованности, ради победы над тиранией, смертью и невежеством. Джедай использует деньги для оплаты необходимых материалов и услуг, а власть - для получения помощи. Деньги и власть не интересуют Джедая с точки зрения материальной выгоды и преимущества, он отказывается от них после достижения цели.
  • Джедай никогда не действует в состоянии ненависти, злости, страха и агрессии.
  • Джедай действует, как штиль, в мире с Силой.

Равновесие Силы

Равновесие Силы рассматривается джедаями не как равновесие между светлой и тёмной сторонами, а как аналог буддийского «луна в воде» - если вода спокойна и в равновесии, то луна отражается без искажений. Ситхи же, подверженные своим страстям, нарушают это равновесие, так как страсти создают на «воде» рябь и волны, искажая отражение «луны в воде». Но это представление идеальное. Равновесие Силы зависит и от взаимодействия ее сторон, поэтому император и ощутил «сильные колебания Силы» после того, как к овладению Силой приступил Люк Скайуокер.

Уровни владения Силой джедаев

Юнлинг В Республике дети, имеющие способности к Силе (большое количество мидихлориан), отбирались у родителей по их согласию Орденом и воспитывались джедаями в небольших группах в качестве юнлингов. Падаван Мастер-джедай мог взять себе в обучение одного юнлинга в качестве падавана - подмастерья, всюду следующего за своим учителем и постигающим тонкости своей науки на живом примере. Когда учитель сочтёт нужным, падаван становится рыцарем. Рыцарь Падаван становится рыцарем, когда станет более умелым в силе и во владении световым мечом. Но он ещё учится у своего мастера до испытания совета. Мастер После испытания Совета рыцарь становится Мастером. Он полноправный член ордена Джедаев. Магистр Наиболее уважаемые и дисциплинированные Мастера избираются в Совет и становятся магистрами. Энакин был первым рыцарем (даже не Мастером), назначенным в Совет Канцлером, но не избранным в него и потому не получившим звание Магистра.

Также джедаи распределяются по направлениям

  1. Джедай хранитель
    Джедай уделяющий больше времени тренировкам на световых мечах.
  2. Джедай страж
    Джедай уделяющий больше времени тренировке своих навыков.
  3. Джедай консул (советник)
    Джедай владеющий Силой больше чем любыми другими способностями.
  4. Джедай адепт
    Джедай великолепно владеющий световым мечом, и Силой.

Враги джедаев - ситхи

Формы фехтования на световых мечах

С момента основания Ордена джедаев было разработано семь форм боя на световых мечах. Каждая из них представляет собственный подход или философию, и каждая имеет свои уникальные достоинства.

Первая форма (Шии-Чо) – самая простая и самая древняя форма владения мечом. В рамках этой формы определены все базовые методы атаки и защиты, зоны поражения и базовые упражнения.

Вторая форма (Макаши) объединяет плавность движений и предугадывание того, куда будет нанесён удар, что позволяет атаковать и защищаться с минимальными усилиями. Её практикует граф Дуку.

Третья форма (Соресу) делает упор на хорошие рефлексы и быстрое перемещение в пространстве как меча, так и тела. Самая эффективная форма для отражения и защиты от бластерного огня. В своей основе она является защитной техникой, которая выражает джедайскую философию "не-агрессии". Её практикует Оби-Ван Кеноби.

Четвёртая форма (Атаро) – одна из новейших техник владения световым мечом. Она делает ставку на потенциал акробатики и мощь, заложенную в самом лезвии. Её практикует Йода.

Пятая форма (Шиэн или Джем Со) – более мощная и агрессивная, чем первые четыре. Джедаи считают, что она делает излишний акцент на нанесении вреда другим. Её практикует Энакин Скайуокер.

Шестая форма (Ниман) – одна из самых продвинутых техник владения мечом, основывающаяся на использовании форм 1, 2, 3, 4 и 5.

Седьмой – Особой формой владения световым мечом является Ваапад , который создал Мейс Винду. Боец этого стиля для того, чтобы победить противника, открывает себя перед Силой настолько полно, что вбирает мощь и от светлой, и от тёмной стороны. Ваапад использует предвкушение битвы, боевую ярость, что проходит очень близко к тёмной стороне. Данная техника требует огромной концентрации в рамках светлой стороны Силы, что удерживает её последователя на тонкой грани.

СИТХИ

Си тхи /Ситы (англ. Sith) Адепты тёмной стороны Силы, играющие в вымышленной вселенной «Звёздных войн» роль противников установленного режима; большинство ситхов - прямая противоположность джедаев . Название произошло от гуманоидной расы с планеты Коррибан, когда-то порабощённой Тёмными Джедаями. Как и у джедаев, главный атрибут ситхов - световой меч.

Кодекс ситхов

  • Спокойствие - ложь, есть только страсть.
  • Страсть дает мне силу.
  • Сила дает мне власть.
  • Власть даёт мне победу.
  • Победа разрывает мои оковы.
  • И Великая Сила освобождает меня.

Еще один вариант Кодекса

  • Мир - это ложь, есть только Страсть;
  • Со Страстью я приобретаю Силу;
  • С Силой я приобретаю Власть;
  • С Властью я приобретаю Победу;
  • С Победой я разорву свои цепи;
  • И Великая Сила освободит меня.

Первейшим и самым важным источником силы для ситха являются собственные эмоции. Каждый адепт темной стороны должен в совершенстве уметь обращаться с этим внутренним огнем, взращивая и пестуя силу, идущую из эмоций темной стороны - в первую очередь гнева, ярости, ненависти. Другие эмоции, такие как страх, зависть, обреченность, должны лишь служить топливом для разжигания этого темного пламени внутри - пламени, которое есть источник самой жизни для темного адепта. Безграничная ненависть к собственным и чужим слабостям есть колоссальный и неисчерпаемый ресурс силы и мощи. Черпая силу из этих ресурсов, каждый ситх достигает самодостаточности; словно священным огнем, очищает себя от лишних чувств и привязанностей, выплавляя и выковывая собственную силу и мощь, через абсолютную беспощадность к себе и другим, через ярость и ненависть разрывая оковы и обретая истинную свободу.

История

Согласно книгам из расширенной вселенной «Звёздных войн», Орден Ситхов был основан джедаями-отступниками, считавшими, что «настоящей» силы можно достигнуть только через эмоции, а не вдумчивую медитацию, как их учили. Трения в ордене разрастались, пока за семь тысяч лет до явинской битвы не перешли в открытый конфликт. Этот конфликт, названный Столетней Тьмой или вторым Великим Расколом, привёл к тому, что тёмные джедаи были изгнаны из Старой Республики. Эти отверженные обосновались на далёкой планете Коррибан, пустынном мире, населённом ситхами, расой краснокожих гуманоидов, имевших тесную связь с Силой. Прилетевших к ним тёмных джедаев-изгнанников они стали почитать как богов, поскольку те намного превосходили во владении Силой самих ситхов. В течение тысячелетий темные джедаи жили среди ситхов и постепенно смешались с ними. К тому времени, как сама раса вымерла, поработившие их тёмные джедаи стали называть себя Орден Ситхов, хотя по расе ситхами они и не являлись.

Дополнения

4 мая стало днём Звёздных Войн не потому, что в этот день кто-то родился. Ни режиссёр, ни актёры, ни даже какой-либо из персонажей. Всё дело в игре слов. Вернёмся к самому началу этого поста: «Да пребудет с вами Сила» . В фильме фраза произносится как «May the force be with you» . Это почти не отличимо от «May the fourth be with you» . Как известно, fourth переводится как «четвёртый». А слово may означает как «май», так и «пусть», что выливается в литературное «да пребудет».

Некоторые поклонники саги предпочитают праздновать День Звёздных Войн 25 мая, потому что в этот день в 1977 году состоялась премьера Эпизода 4. Однако это, на наш взгляд, слишком простой и тривиальный подход. Мы за 4 мая, и да пребудет с вами Cила!

Кстати, о световых мечах. Вот 13 фактов, о которых не знают даже многие поклонники «Звёздных войн»:

    Световые мечи были созданы адептами Тёмной Стороны. Первый протомеч назывался forcesaber (меч силы). Он представлял собой направленный поток тёмной энергии (не путать с тёмной материей), сформированной в клинок с помощью кристаллов и алхимии. Поэтому если джедай брал в руки такой меч, то был большой риск его немедленного перехода на Тёмную Сторону. Поэтому джедаи создали свою версию светового меча, чтобы противостоять оружию зла.

    Световые мечи используют компактные источники энергии. Первые мечи не имели встроенного источника энергии. Владельцы вынуждены были носить запас батарей в рюкзаках или поясах, соединённых кабелем с мечом. Первыми, кто создал компактный встроенный источник энергии для световых мечей, были Ситхи.

    Сначала их называли «лазерные мечи» (lazersword). В первых черновиках сценария Джордж Лукас использовал именно этот термин.

    Мечи Люка Скайуокера и Дарта Вейдера были изготовлены из вспышек для камеры. А рукоять меча Оби-Вана была сделана из детали от реактивного двигателя Rolls-Royce Derwent Mk.8/Mk.9

    Световой меч может быть любого цвета. Цвет клинка определяется кристаллом, фокусирующим энергию. Оружию Ситхов был свойствен красный цвет, джедаев - синий и зелёный, поскольку они использовали кристаллы с планеты Илум (Ilum), на которой в природе встречаются лишь эти два цвета.

    Световой меч может быть даже чёрным. Есть только один экземпляр, Darksaber (Тёмный меч). Это древнее оружие джедаев, которое было похищено Мандалорами. Клинок Тёмного меча повторяет форму стального оружия - он утончается к краям. При этом клинок слегка изогнут, как шашка, а его верхняя режущая кромка имеет серрейтор (каким-то образом…).

    Зелёный меч Люка в «Возвращении джедая» должен был быть синим. Однако Лукас во время съёмок решил сделать его зелёного цвета, потому что во время боя в Сарлакке (Sarlacc) синий клинок было плохо видно на фоне неба.

    В Империи световые мечи были нелегальным оружием. Помимо стремления уничтожить джедаев, император Палпатин поставил владение световыми мечами вне закона. Было запрещено даже торговать кристаллами для их изготовления. Дарту Вейдеру было даровано особое разрешение на владение световым мечом.

    Анимация клинков световых мечей появилась из-за несовершенства спецэффектов 70-х. Сначала мечи пытались сделать из длинных трёхгранных светоотражающих прутьев. Прутья вращались мотором вокруг оси, а их мерцание должно было слиться в длительное свечение. На практике это выглядело отвратительно, поэтому пришлось добавить анимацию. Тогда же Лукас решил, что клинки должны быть разных цветов, хотя изначально предполагалось сделать их белыми.

    Световые мечи не единственное оружие, использующее подобный принцип. Из световых мечей можно изготавливать пики, насадив их на длинные древки. Такое оружие использовалось стражами-джедаями, а потом идею позаимствовали стражи императора. Один из убийц на службе у императора, Люмия (Lumiya), использовал световую плеть, у которой смертоносный луч имел несколько степеней свободы. Также существовали мечи тонфа, имевшие особенную рукоять. Двусторонние мечи можно было разъединять на два отдельных меча, соединённых шнуром, получая световые нунчаки. Были даже световые дубины, представлявшие собой просто огромные мечи.

    Существует семь боевых стилей с использованием световых мечей.

    1. Shii-Cho, или «Путь Сарлакка»;

      Makashi, или «Путь Ясаламири (Ysalamiri)»:

      Soresu, или «Путь Майнока (Mynock)»;

      Ataru, или «Путь Хок-Бата (Hawk-Bat)»;

      Shien/Djem So, или «Путь Дракона Крейта (Krayt Dragon)»;

      Niman, или «Путь Ранкора (Rancor)»;

      Juyo/Vaapad, или «Путь Ворнскра (Vornskr)».

    Световой меч не может разрезать всё на свете. Есть несколько материалов, не поддающихся клинку светового меча. Они часто используются для создания защитной брони. Самый популярный материал - кортосис. К сожалению, натуральный кортосис смертельно опасен для человека и нуждается в предварительной очистке. Также шкура некоторых существ, вроде лавового дракона, не подвержена разрушению световым мечом. Ну как тут не вспомнить Гоблина с его «бронежилеткой из шкуры с …опы дракона».

    Отсекание чьей-либо руки световым мечом является боевой техникой. Она называется Cho Mai, и суть её заключается в отрубании значительной части конечности противника, обычно руки, держащей меч. Техника Mou Kei разработана для отрубания нескольких конечностей противника за одну атаку.

Star wars. Размышления

Творческий подход к любой информации позволяет получить сокровище, скрытое за обычными буквами и словами. А эта информация особенная.

Кодекс джедаев - правила, определяющие поведение джедаев.

Мантра джедая звучит так:

Нет эмоций – есть покой.

Нет неведения – есть знание.

Нет страсти – есть безмятежность.

Нет хаоса – есть гармония.

Нет смерти – есть Великая Сила.

Значения строк:

Нет эмоций - есть покой

Эмоции - естественная часть жизни. Джедаи не были холодными статуями им были подвластны эмоции. Мастер-джедай Оби-Ван Кеноби и Йода испытывали горечь, узнав о убийстве маленьких падаванов от рук Дарта Вейдера. Эта строка из кодекса не требует обязательно отчуждения от эмоций, она просит оставить их в стороне. Если юный джедай не сможет подчинить себе свои чувства и мысли, он никогда не найдет покой. Эмоции нужно контролировать и понимать.

Нет неведения - есть знание

Джедай должен замечать всё, что происходит вокруг, чтобы понимать окружающий мир. То, что неведения не существует, - ложь. Нежелание принимать факты, равносильно глупости. В жизни всегда есть неведение, но его не следует бояться. Принцип указывает, что джедай должен руководствоваться не только логикой, но и интуицией, чтобы понять истинную суть любой ситуации. Этому принципу учил Энакина Скайуокера Куай-Гон Джинн: «Чувствуй, а не думай».

Нет страсти - есть безмятежность

При высоком эмоциональном всплеске, джедай должен сохранять ясность ума и спокойствие. Если использовать свои способности поддавшись эмоциям и страсти это рано или поздно приведет на темную сторону. Джедай должен сохранять хладнокровие.

Нет хаоса - есть гармония

Когда вокруг творить хаос и беспредел, джедай с помощью силы должен понять все взаимосвязи, природные инстинкты. Каждое событие имеет предназначение. Однажды мастер Йода сказал Энакину Скайуокеру: «Смерть - естественная часть жизни». Мелкие неурядицы, вроде неудачи, разочарования, несогласия также неизбежны и должны быть приняты как часть жизни. Джедаи не отрицают, что происходят трагические и ужасные вещи, они лишь говорят, что это - просто другая сторона жизни. Это также ведет к равновесию, объективности и реальному восприятию действительности. Без этого принципа все остальные принципы джедаев были бы бессмысленными.

Нет смерти - есть Великая Сила

Наблюдение за предметом меняет сам предмет, поэтому те, кто знает, что не живёт вечно, не могут видеть мир таким, каким его видит Сила. Джедай, как рыцари древних времен, должен всегда быть готов к смерти, но не одержим её ожиданием, и не действовать, исходя из этого знания. Воин как в бою, так и в обычной жизни, джедай может легко пасть и легко подняться, не испытывая мук и не обретая тяжёлых воспоминаний. Чувство потери часто более сильно у тех, кто ощущает её сквозь Силу, и сохранять при этом спокойствие трудно. Но смерть - не трагедия, а всего лишь часть жизненного цикла. Без смерти не могла бы существовать сама жизнь. Сила, пронизывающая нас, остается и после нашей смерти.

Джедай не боится смерти и не оплакивает ушедших слишком долго. Джедай должен приветствовать смерть, как приветствует жизнь. Принцип часто произносится при смерти джедая, иногда означая, что умерший слился с силой.

Остальные принципы джедая:

  • Джедаи - защитники цивилизации, но не позволяют цивилизации беспричинно нести разрушение.
  • Джедай использует силу ради знания и защиты, никогда для нападения или личной выгоды.
  • Световой меч - символ принадлежности к Ордену джедаев.
  • Джедаи не вступают в брак, чтобы не создавать привязанностей.
  • Джедаи уважают друг друга и любые формы жизни.
  • Джедай ставит нужды общества выше нужд отдельной личности
  • Джедай должен защищать слабых и беззащитных от зла.
  • Джедай всегда должен помогать в бою или конфликте.
  • Джедай не должен иметь желаний, он должен проявлять самодостаточность.
  • Джедай не должен управлять другими.
  • Мастер-джедай не должен одновременно иметь более одного падавана.
  • Джедай не убивает безоружного оппонента.
  • Джедай не ищет мести.
  • Джедай не цепляется за прошлое.
  • Джедаи не убивают пленных.

Самодисциплина:

Самодисциплина - одна из ключевых черт джедая. Падаваны учатся ей с самого раннего возраста. Уроки начинаются с того, что вполне по плечу обычному студенту, но постепенно сложность заданий повышается.

Преодолей самомнение:

Джедаи должны были запомнить, что хотя они способны использовать Силу, это не делает их лучше, тех, кто этого не может. Джедаев учили, что они стали джедаями только потому, что кто-то решился их обучить, а не потому, что они в чем-то превзошли других, и что мастер-джедай стал мастером только потому, что отказался от чувства собственной значимости и подчинился воле Силы.

Преодолей самоуверенность:

Многие джедаи-студенты, изучая путь Силы, начинают думать, что их способности безграничны. Многие юные джедаи погибли, взявшись за дело, которые было для них слишком сложным, не осознав, что Сила не имеет предела только для тех, кто освободился от пределов сознания.

Преодолей пораженчество:

«Не пытайся! Делай, или не делай. Не пытайся ». (Йода)

Юных джедаев также учили тому, что пораженчество так же опасно, как и самоуверенность. Хотя этот урок входит в некоторое противоречие с предыдущим, джедай должен сначала думать об успехе, и лишь потом о неудаче. Джедай, который ждет неудачи, скорее всего, успеха не добъется. Он использует минимум усилий, чтобы можно было сказать, что он «пытался».

Преодолей упрямство:

Джедай всегда готов смириться с поражением, если цена победы выше, чем цена поражения. Джедаев учат, что лучше решить разногласия миром, чем победить или проиграть в сражении.

Преодолей опрометчивость:

Многим юным джедаям не хватает сдержанности. Они готовы в любой момент включить световой меч и ринуться в бой. Они видят цель и несутся к ней сломя голову, не раздумывая о скрытых опасностях или альтернативных вариантах. Поэтому джедаев учат, что спешка не всегда приводит к успеху.

Преодолей любопытство:

Многие чувствительные к Силе, не имеющие достаточного опыта, используют Силу ради удовлетворения собственного любопытства, пытаясь вмешиваться в чужие дела. Вмешательство прямо указывает, что джедай считает себя выше прав другой личности. Джедаев учат, что хотя использование силы для незаметного раскрытия чужих секретов иногда необходимо, оно не должно становится общепринятой практикой, иначе джедаям перестанут доверять.

Преодолей агрессивность:

«Джедай использует Силу для знаний и защиты, и никогда для нападения ». (Йода)

Заметное число джедаев, проходящих обучение, не понимает, что значит нападение, защита и агрессия. Им объясняют, что джедай может сражаться без агрессии, если не действует опрометчиво, в гневе или из ненависти. Джедаю позволено убивать из самообороны - но только если нет иного выхода. Но инструкторы объясняют джедаям, что даже убийство из самозащиты не должно становиться привычным. Чтобы преодолеть агрессивность, даже в бою, джедай должен рассмотреть все варианты, включая сдачу, прежде чем наносить смертельный удар. Джедай, прибегающий к убийству, приближается к тёмной стороне.

Преодолей внешние привязанности:

От каждого джедая ждут, что он откажется от максимально возможного числа внешних привязанностей. По этой причине Орден принимает в ученики только малолетних детей: у них ещё не сформировались сильные привязанности, и в дальнейшей жизни им запрещают такие отношения. Джедаям не позволено вступать в брак без особого разрешения. Джедаям запрещено принимать чью-либо сторону в политике или принимать подарки. Их учат верности только Ордену джедаев и ничему и никому другому.

Преодолей вещизм:

«У меня есть одежда, чтобы согреться; у меня есть световой меч, чтобы защищаться; у меня есть немного кредитов, чтобы купить еды. Если Сила захочет, чтобы у меня было что-то ещё, она найдет способ сообщить мне об этом » (Кагоро)

Джедаям запрещалось иметь больще вещей, чем необходимо. Для этого было две причины: во-первых, вещи отвлекают от восприятия Силы, во-вторых, при повышении в ранге джедаи должны быть готовы отправиться на задание как можно скорее, и множество вещей могло их тяготить. Редко когда джедаи имели что-то кроме того, что носили с собой.

Ответственность:

Когда джедай в совершенстве овладевал самодисциплиной, он мог принимать на себя ответственность за свои действия. Джедай, не желавший отвечать за свои поступки, не допускался к тренировкам. Джедаю, который проявлял ответственность, никогда в обучении не отказывали.

Будь честен:

Честность - первое проявление ответственности, которое требуют от начинающего джедая. Джедаю позволено скрыть правду, если этого требует ситуация, но делать это нужно максимально выверенно. Честный джедай всегда честен перед собой, своим учителем и Советом.

Держи слово:

Джедаев учат, что если они дали слово, они должны быть готовы его сдержать, или обещать осторожнее. Таким образом, джедай не должен давать слово, если не уверен, что сдержит его. Джедаям предлагают обращаться к своим учителям, прежде чем давать обещания.

Уважай своего падавана:

Джедай-учитель должен с уважением относиться к своему падавану. Он не должен выговаривать падавану при свидетелях или наказывать за несогласие. С другой стороны, учитель должен хвалить ученика, особенно при посторонних. Это повышает уверенность падавана и укрепляет связь между учителем и учеником.

Уважай своего учителя:

Точно также, падаван должен выказывать глубокое уважение своему учителю, особенно при посторонних. Падавана учат при несогласии не доводить дело до спора, а при публичном обсуждении обращаться к учителю, если кто-то обратился к нему самому. Это избавляет учителя от необходимости извиняться за поведение ученика.

Хотя Высший совет джедаев являлся верховной властью в Ордене джедаев, он не мог поспеть везде. Таким образом, когда Совет направлял джедая на задание, джедай говорил от имени Совета и представлял его на месте. Совет отвечал за все слова джедая, так что джедаю следовало быть крайне осторожным, чтобы не подставить Совет, так как подобное стало бы проявлением глубочайшего неуважения к Совету джедаев.

Уважай Орден джедаев:

Каждое действие джедая отражается на всём Ордене. Хорошие дела улучшают репутацию Ордена, плохие иногда наносят невосполнимый урон. Джедаев учат, что каждое существо, которое им встретится, может видеть джедая впервые, и действия всего одного джедая будут влиять на восприятие всего Ордена джедаев.

Уважай закон:

Одной из наиболее важных ролей джедаев является защита мира и справедливости в Республике, и ни один джедай не стоит выше закона. От джедаев ожидают соблюдения законов, как и от любого другого существа. Джедаю позволено нарушать закон, но только если он готов понести соответствующее наказание.

Уважай жизнь:

Предполагается, что джедаи не должны убивать ни по каким причинам. Однако если борьба идет не на жизнь, а на смерть, джедай может убить, чтобы завершить свою миссию. Такие поступки не приветствуются, поскольку они усиливают тёмную сторону. Но если действие было обоснованным - если джедай спасал чужую жизнь или действовал по велению Силы - светлая сторона усиливается в равной степени. Джедай также должен думать о тех, кого убил, и о страданиях, вызванных их смертью. Джедай, не думающий о своих жертвах, находится на пути к тёмной стороне.

На службе обществу:

Хотя джедаи служили Силе, их финансирование осуществлялось Сенатом, так как джедаи стояли на страже общественных интересов. Если бы джедаи не могли использовать Силу, они всё равно служили бы обществу, так как считали это своим долгом. То, что Сила существует, а джедаи являются её искусными и преданными практиками, лишь усиливает их решимость служить добру.

Служба Республике:

Хотя джедаи и Республика отделены друг от друга, и Орден джедаев не имеет власти над гражданами, джедаи служат Республике и должны соблюдать её законы, чтить идеалы и защищать граждан. Однако члены Ордена не занимают государственных должностей и могут действовать, только если их попросят. В иных случаях им следует быть в стороне. Это странное соглашение между двумя группами существует так давно, что никто не помнит, как и почему оно появилось.

Оказывай помощь:

Джедаи обязаны помогать тем, кто нуждается в помощи, если это возможно, и желательно быстро. Джедаев учат, что хотя спасение одной жизни важно, спасение многих жизней важнее. Это не значит, что джедай в любом случае должен отказаться от других задач, но требует, чтобы джедай, по крайней мере, сделал всё от него зависящее, чтобы помочь тем, кто больше других нуждался в помощи.

Защищай слабых:

Точно так же, джедай должен защищать слабых от тех, кто их притесняет, будет ли это защита одного лица от другого или целой расы от порабощения. Но джедаям напоминают, что всё может быть не таким, как кажется на первый взгляд, и следует уважать иные культуры, даже если они противоречат моральным или этическим нормам джедая. Джедаев также предостерегают от действия там, где им не позволено, и всегда принимать в расчет последствия своих действий.

Обеспечивай поддержку:

Иногда джедаю следует отступить и позволить другим людям защитить слабых, даже если он считает, что сделал бы это гораздо лучше. Джедаев учат, что следует помогать словом или делом, в зависимости от ситуации, предлагая совет, когда просят, предупреждение, если необходимо, и споря, только если убеждение не помогло. Джедаи должны помнить, что в их руках изумительная Сила, и использовать её следует только для добрых дел.

Нет эмоций – есть покой

Будь республика подобна осьминогу с несколькими сердцами – Храм джедаев был бы одним из них, бьющимся, живым и бесконечно старым, и джедаи – со светлыми горящими мечами и умами во всех, даже самых отдаленных уголках галактики – той самой голубой кровью по венам космических дорог, отходящей и возвращающейся, к Совету и сердцу. Не стоит экономить на риске сердечных болезней – Храм джедаев красив, величественен, огромен, и у юнлингов уходят месяца, чтобы запомнить его коридоры. Восторгает, как и должны проявления силы, бьющаяся в нём мощь, и каким бы сильным ты ни был, сколько бы ни было у тебя мидохлорианов в крови – ты ребенок, когда входишь туда впервые, и Храм потрясает. И Энакин ходит за ним, держась за его палец, чуть приоткрыв рот – втрое сильнее для бывшего раба, не видевшего ничего, кроме дроидов и пустынь. Он старше, чем должен быть юнинг, это заметно любому из Совета, в нем слишком много склонности к Темной стороне – это чувствует даже Оби-Ван, но он мальчишка, который, как и любой другой открывает от удивления рот, глядя ввысь колонн Храма. У него мягкие голубые глаза, за него просил учитель, и Оби-Ван никогда не спорил с решениями Совета, кроме как ради него. Энакин не понимает, слишком много не понимает, как и положено детям, и в Темную сторону не верится совсем, и пока Совет принимает окончательное решение, Оби-Ван гуляет с ним по паркам Храма, смотрит, как тот увлеченно изучает пойманных садовых дроидов, подсматривает за вечерней медитацией юнлингов – настороженно и недоверчиво, как свою возможную будущую стаю. Когда становится уже поздно, юнлингов уводят в Храм, а решение еще не принято, и небо над шпилями Храма становится ало-золотым – они гуляют у небольшого, ухоженного дроидами пруда, Оби-Ван сидит на скамейке и смотрит, как Энакин кидает мелкие камни, заставляя идти рябью его темную гладь. Он невиданно силен, и он уже разрушает покой, он не умеет пользоваться силой своей еще ни капельки, а Кеноби уже спорит с Советом. - Учить его можешь ты, - раздается над самым его ухом, и Оби-Ван вздрагивает. Потерял бдительность, почти заснул. - Благодарю вас, Мастер Йода. Магистр встает рядом с ним, пряча свои маленькие зеленые руки в рукавах плаща, как и он смотрит на мальчика. Камень прыгает по водной глади, по воде идут, разрастаясь, неровные круги, камень прыгает и тонет. - Положи сегодня с собой его, завтра найдется юному Скайуокеру комната. Кеноби кивает, соглашаясь, может, виной тому усталость от долгого перелета, может, смерть учителя сделала его слабым, может, одно единственное возмущение было пределом его возможностей, может, это сады Храма умиротворяют – но ему совсем не хочется возмущаться больше ничуть. И закат. - Думаете, он правда может перейти на Темную сторону? Магистр встает, опираясь на небольшую трость, он старше любого из них, движения его медлительны и заторможены, когда того не требует бой. - Любой обратиться на Темную сторону может. Не в нём сейчас беспокоит меня эта сторона, а в тебе.

Нет неведения - есть знание

Нет никакой договоренности, письменного предписания или, упаси Сила, договоренности с Магистрами, это не заметно даже, никто не говорит об этом, не выделяет его особо и не спрашивает меньше или больше других, но даже юнлинги, кажется, чувствуют – у Оби-Вана Кеноби особенный ученик. Нет, его не забирают с положенных всем занятий, не спрашивают мягче на экзаменах, не позволяют вольностей, тренировки и медитации начинаются с рассветом, никто не должен подумать, что у него есть привилегии, да и нет их, просто – все чувствуют Силу, и Сила его огромна, даже не обузданная. Энакин любит учиться, его не приходится будить на занятия, и иногда он даже прибегает пораньше и ждет учителя. Он всё любит: и учиться, и отдыхать, и ходить с учителем в город, и играть со сверстниками, и ест за троих, он спешить жить так жадно, это совсем не удивительно для бывшего раба, совершенно нормально для мальчишки и недопустимо для джедая. Оби-Ван вздыхает, прикрывает глаза на его шалости и говорит себе: с возрастом это пройдет. Всё время говорит себе это, и когда на Корусанте жаркое расслабляющее лето, а Энакин смеётся и тащит его купаться – поверить в это очень легко. Летом они тренируются еще засветло, а потом вместе медитируют под открытым воздухом, прямо напротив поднимающихся солнц. Медитировать его ученик любит меньше, чем всё остальное, но на занятия прибегает без опозданий, он обожает драться на мечах с учителем, он вообще обожает драться – и это пройдет. С молодыми джедаями тренируются деревянными подобиями мечей, но синяки Энакина совсем не пугают, он учится очень быстро и, показав ему новый прием, Оби-Вану на следующий день приходиться от него же защищаться. - Я просто мечтаю хоть раз достать вас, Учитель, - говорит он, чередуя все известные приемы. Он по-юношески ловкий и верткий, но никогда не отрабатывает удары как следует – сразу бьет как можно сильней, и парировать их пока ничего не стоит, слишком много огня, слишком мало техники, и в его возрасте Оби-Ван и не думал о возможности превзойти кого-либо, гордыня, о которой не должен знать Совет. - Для начала, - улыбается Кеноби в ответ, и движения у него легкие и выверенные, текучие, как и должны быть у джедая. – Научись хотя бы защищаться он моих атак. И его меч легко пробивает защиту и тыкается тупым концом под ребра, оставляя болезненный – судя по тому, как сморщился Энакин – синяк. Оби-Ван плохой учитель – он может говорить правильные слова, верить в них разумом и не верить сердцем, сердцем ему даже за такую боль жаль своего ученика, но он говорит строго, и выходит совсем никак: - Будь это настоящий меч – ты был бы мертв. - Знаю, Учитель, - отвечает Энакин. И атакует еще сильнее, плохо у него с защитой, и единственно верная для него тактика – умотать неопасными атаками, не давая времени собраться и ударить самому, слишком самоуверен, и когда он делает сальто, почти дотянувшись мечом до спины учителя – тот плавным, вытренированным движением разворачивается и сильно бьет его по ногам. Энакин морщится, шипит, падая на пол – еще бы, деревянным мечом у самых колен, но глаза его горят восторженно. - Я почти достал вас. Оби-Ван качает головой, хочет подать ему руку и помочь подняться или хотя бы погладить ушибленные колени, но сдерживается изо всех сил, ведь в битве его снисхождение к ученику стоило бы тому куда дороже; Оби-Ван куда худший, просто куда более усидчивый боец, и знает это. - Я отрубил тебе ноги. Энакин еще морщится, но встает, трет колени, уже снова тянется за своим мечом. - Это ерунда, учитель. Вы потом покажете мне, как защищаться от этой атаки, и я запомню. Но он не запомнил.

Нет страстей - есть ясность мыслей

Темная сторона опасна не только тем, что дает невиданную силу и власть, точнее – не во власти же дело, она может прятаться где угодно, в любой из страстей. Если ты сильно любишь женщину – знай, ты уже на полпути к Темной стороне, она пообещает вам вечную любовь, спокойствие и процветание. Если ты амбициозен и горд – Темная сторона пообещает тебе славу, и, что гораздо страшнее, даст её. Если ты слаб – а со страстью ты всегда слаб – она даст тебе Силу. Темная уродливая завлекающая госпожа с тысячью дорогих тебе лиц, подберет самое подходящее, против которого у тебя нет защиты. К моменту, когда Энакину исполняется шестнадцать, Оби-Ван уже знает: у его персональной Темной стороны яркие голубые глаза, угловатые большие ладони и губы. Такие губы, что не стоит смотреть на них пристально. Энакин совсем не уважает учителя и потому все понимает и дразнится, а, может, просто кажется, и не понимает он ничего. Тяжело рыцарям-джедаям ладить с падаванами в его возрасте. Особенно тем, кто очень плохо умеет говорить им нет. Энакину снятся кошмары – это не секрет ни для кого в Храме. У падавана нет никого ближе учителя – и это не секрет. То, что иногда Кеноби видит его на пороге своей спальни по ночам тоже сложно держать в секрете, но пока ученик мал, не кажется страшным или предосудительным. Магистр Йода видит дальше других, но он пока не определился. Оби-Ван знает, что должно произойти рано или поздно, и он готовится к этому, как к величайшей из своих битв, но когда Энакин стучится ночью в дверь его спальни и не мучается от кошмаров – он не готов. Он открывает дверь и впускает его, как предатели открывают врагам ворота крепости. - Могу я войти, Учитель? – спрашивает он, и кажется испуганным не меньше. Он еще не знает о том, что он Темная сторона, и отказать ученику в утешении от простого своего страха – значит подтолкнуть его туда, потому Кеноби кивает и пропускает. Просто поэтому, конечно же, а не потому, что хочет, и может отослать его в любой момент. Энакин садится на его кровать, кусает губы, не поднимая взгляда, Оби-Ван садится рядом, гладит его по плечу успокаивающе и готов объяснить и рассказать, как и должен хороший учитель, он говорит: - Я знаю, о чем ты думаешь. Нам нельзя делать этого. Он долго готовился к этому дню, он знает ответы на все возможные почему и утешения, и наставления, но Энакин просто фыркает, как будто не верит – тому, что учитель сам верит в эти глупые правила и нельзя в глубине души – ни капельки, и тянется, и кусает его губы настойчиво и неумело; губы у него мягкие, как у девушки. - Всего один разочек, Учитель, - ноет он шепотом. Мальчишка.

Нет хаоса - есть гармония

Вы многого не знаете даже о своих родных детях, даже если вы живете вместе и они отлучаются только на учебу и встречи с друзьями, даже если вы каждый день сидите у их кроватей, пока они не уснут, даже если они шепотом доверяют вам свои тайны. Падаваны не живут со своими учителями, не засыпают с ними вместе, Энакин не его сын и совсем на него не похож. Оби-Ван никогда бы не подумал, что его ученик может писать стихи, да и не интересовался тот никогда, но когда приезжает Падме – оказывается, всё время писал. Подслушивать нехорошо, но так случайно получается, когда Кеноби идет передать распоряжение Совета, случайно задерживается за дверью и слышит, как он читает ей стихи. Дрянные и глупые ужасно, он зовет её ангелом в них, она смеётся тихо, а потом он говорит – тихо, мягко, так незнакомо для его голоса: - А это – в тринадцать. И снова читает; он вспыльчивый, резкий и откровенный, вы очень много не знаете о своих детях, даже если по ним не скажешь, что они хоть что-то могут держать в себе. У него красивый голос, когда он читает эти плохие стихи, не стоит падавану так откровенно проявлять чувства к сенатору – к кому угодно – и можно легко представить, как шевелятся его губы и как он смотрит на неё – смущенно, но прямо. Надо бы сделать выговор ему за это, но подслушивать нехорошо, и Кеноби отходит от двери и ничего ему не говорит. Если бы это было возможно – это невозможно, никак, нет, но – они были бы прекрасной парой в райских пейзажах Набу.

Нет смерти - есть Сила

Он рано седеет, рано превращается в чудного старика-отшельника на краю пустыни, рано отвыкает говорить, впрочем, его эпоха уходит куда раньше, чем он сам. Старик Кеноби присматривает за мальчиком, старик Кеноби больше не хочет учить. Джедаи не испытывают эмоций, страха, горечи или вины, их не царапает совесть маленькими зелеными коготками, им не снятся кошмары, джедаев нет давно, и когда старик Бен приходит в город в потрепанном коричневом плаще – никто даже не собирается его ловить, не узнает даже как героя сказок, и – всё это грустно. У Люка голубые, как у отца, глаза, и Кеноби всё же часто снятся сны. Он не видел своего ученика – бывшего ученика – живьем с тех пор, как оставил, но достаточно – в записях и донесениях, когда еще не был стариком Беном, чтобы знать, какое теперь у него дыхание, как слышатся его шаги, что движения у него теперь медлительные и неестественные, под черной маской не видно лица и – словом, знать достаточно. Он знает, что им придется встретиться – так шепчет Сила, таковы законы судьбы, которая совсем разлюбила джедаев – он думает об этом слишком часто, да и чему, как не ностальгии предаваться на старости лет, наверняка, потому сны и снятся. В этих снах он такой же – седой, со сморщенными болезненными руками, он слышит шаги – те, из записей, которые он представлял сотни вечеров подряд, слышит его дыхание – уродливое сопение машины, предателя. А потом он оборачивается и – у Дарта Вейдера совсем не такие, легкие, мальчишеские движения. Дарт Вейдер снимает шлем и смотрит на него сияющими, укоряющими голубыми глазами, он не изменился ничуть, он мальчишка, а Кеноби – старик. У него непослушная челка, полные губы и шрам у брови, и ни единого ожога на лице, у Энакина его ученика. - Что же вы, учитель, - говорит он грустно. Каждый сон говорит так. А потом падает, словно резко убрали ему ноги из-под защитной брони, кричит, и ожоги покрывают его лицо. Или – прижимается к нему, к груди его, и плачет. Или – говорит пойдем со мной, нет никакой Темной стороны, пойдем, пойдем, канючит, и становится меньше, десятилетним мальчишкой на глазах, мне страшно там одному. Или – говорит давай я убью императора, если я убью его – ты простишь меня? Возьмешь к себе назад? Я всё исправлю, - говорит он. Всё такой же ужасно самоуверенный. Кеноби не знает, как это будет, но уверен в одном – Дарт Вейдер закончит то, что начал лет двадцать назад, и убьет, наконец, старика.