Будущие муниципальные депутаты: кто они такие? Муниципальные выборы Кандидаты на муниципальных выборах

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право) и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Но глав муниципальных образований возраст может быть увеличен до 21 года, это определяется законами субъектов РФ (В Пермском крае именно 21 год). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. обладают иностранные граждане при наличии международного договора (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Туркменистан).

Лишены права выбирать военнослужащие, проходящие службу по призыву не по месту жительства.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Армения – референдум).

Лишены избирательного права лица, лишенные свободы, признанные недееспособными, также не могут голосовать военнослужащие по призыву по месту несения воинской службы.

Избирательный процесс.

1. Назначение выборов. Согласно ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования не ранее 90 дней и не позднее 80 дней до голосования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом по заявлению избирателей, избирательных объединений, органов госвласти региона, ОМСУ, прокурора не позднее, чем за 70 дней до голосования. Выборы проводятся в единый день для голосования (2 воскресенье марта и 2 воскресенье октября, кроме внеочередных).

2. Формирование избирательных округов.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Для выдвижения кандидаты должны собрать подписи в количестве, определяемым законом субъекта РФ, но не более 0,5%. В поселениях, где проживает менее 3 000 чел, а также в поселениях, в которых в представительном органы менее 15 депутатов применяется только мажоритарная избирательная система (одно или многомандатная).

Заградбарьер не может быть выше 5% и определяется законом субъекта РФ (в Пермском крае – 5%, причем как минимум 2 партии должны в совокупности набрать не менее 50% голосов избирателей). Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная (одно и многомандатная – не более 5 мандатов, кроме сельских поселений, где может быть и один 10 мандатный округ, причем количество голов равняется количеству наименьшего по количеству мандатов округа) избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная). В Пермском крае только мажоритарная и смешанная. В Тюменской области – пропорциональная. Избирательная квота в Перми естественная, в Тюмени – империалли.

4. Формирование избирательных комиссий – они являются органами местного самоуправления, но не входят в систему муниципальных органов. Члены избирательных комиссий формируются представительными органами в количестве 6-12 человек по представлению партий, представленных в Госдуме, заксобраниях, а также избирательных объединений и общественных организаций, представленных в представительном органе МСУ. От одной организации назначается по 1 члену, причем государственные и муниципальные служащие не могут занимать свыше половины мест. Срок полномочий членов избирательных комиссий – 5 лет.

5. Выдвижение кандидатов. В пропорциональной системе – избирательными объединениями и союзами. Само понятие "избирательное объединение" сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Единственной "избирательной отдушиной" для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. Для выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов, избираемых по мажоритарной системе избирательными объединениями кроме политических партий и их структурных подразделений могут быть общественные движения и организации. Если выборы проводятся по пропорциональной системе кандидатов выдвигает только политическая партия или ее структурное подразделение, но допускается создание избирательного союза с общественными движениями и организациями. В этом случае представителям общественных организаций гарантируется 15% в списке кандидатов.

В мажоритарной системе также возможно самовыдвижение. Партии и кандидаты от этих партий, не представленные в Госдуме, заксобраниях, представительном органе МСУ, собирают подписи (не более 0,5% от числа избирателей в округе. причем в Пермском крае подписей не должно быть менее 10 чел.). Избирательный залог отменен. Закон субъекта РФ может предоставить прав заявительного порядка регистрации в округах с численностью избирателей менее 10 000 чел.

6. Предвыборная агитация. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на гос или мун. службе, в СМИ должны уйти в отставку на время выборов (закон субъекта РФ делает исключения для округов менее 500 чел). Бесплатное эфирное время для кандидатов обязаны предоставить только муниципальные СМИ.

7. Голосование. Обычно с 8 до 20. Досрочное отменено – только в труднодоступных местностях. Предела явки нет. Возможны безальтернативное голосование (если это предусмотрено законом субъекта РФ, тогда за победителя должно проголосовать свыше 50% участников голосования). Голосование против всех отменено.

8. Подсчет голосов. Сначала в участковых комиссиях, те направляют протоколы в территориальные. Результаты подводят окружные. Итоги публикуются, возможно обжалование в суде (районном). Контроль за выборами ведут прокуратура, СМИ, наблюдатели.

В Пермском крае местные выборы регламентируются законом от 9.11.2009 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Пермской области», законом от 13 марта 2008 г. «О выборах должностных лиц местного самоуправления в Пермской области»

Дата публикации: 2017-06-04 21:10:59

Выдвигаться в депутаты может гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет

Не могут избираться граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений или экстремистскую деятельность, имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.

Также не могут избираться граждане, имеющие гражданство иностранного государства или вид на жительство.

Выборы будут назначены 11 — 21 июня

Не ранее, чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.

Официальное выдвижение начнётся 11 — 26 июня

Выдвижения осуществляются в течение 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов (в течение 5 дней после назначения). Документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, могут быть представлены в соответствующую комиссию до 18 часов последнего дня выдвижения. На выборах в каждом районе при назначении будет опубликован точный календарь со всеми датами.

От кого можно выдвигаться в депутаты?

Можно выдвигаться от политических партий (лучше всего бы от «Яблока»), также от общественных движений (возможно выдвижение от движения Союз Правых Сил). Можно пойти самовыдвиженцем, но это плохая затея. От кого выдвигаться. Плюсы и минусы

Обязательно ли вступать в партию для выдвижения в депутаты?

Вступать в саму партию не обязательно, но нельзя быть членом другой партии — это повлечет автоматическое снятие с выборов. Самовыдвиженцы могут быть членами любых партий.

Документы, необходимые для выдвижения

Обязательные документы для всех:
— Заявление о согласии
— Копия всех страниц паспорта
— Документ об образовании (с вкладышем)
— Справка с места работы или учебы Если кандидат менял фамилию, имя или отчество
— копии соответствующих документов. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена
— сведения о дате снятия или погашения судимости. Если в избирательных округах средняя норма представительства превышает 5000 избирателей кандидаты в депутаты также предоставляют сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. После избрания в любом округе нужно будет подать декларацию о доходах за прошлый год, имуществе (транспорт, недвижимость) и долгах. Десятистраничная справка на себя, супруга/супругу и на каждого несовершеннолетнего ребёнка.

Недостоверность сведений о доходах и имуществе, других сведений биографического характера не является основанием для отказа в регистрации кандидата

В случае выявления недостоверности комиссии обязаны довести эти факты до сведения избирателей через СМИ и в информационных плакатах, размещенных в помещениях для голосования (в прошлом году такое несоответствие выявили, например, у кандидата Геннадия Онищенко).

Какие документы стоит начать готовить уже сейчас?

Если документ об образовании сейчас в ВУЗе или другом городе, то стоит пойти и взять его для снятия копии. Если в вашем районе более 5000 избирателей на мандат, то уже можно подсчитать свой точный доход за 2016 год, который включает в себя официальную зарплату, пенсию, стипендию и т.д. Если в разных банках открыто много счетов с незначительными суммами, то легче будет их закрыть. Также очень полезно для каждого кандидата самостоятельно изучать Избирательный кодекс города Москвы.

Обязательно ли нужно будет собирать подписи для регистрации?

Полностью от сбора подписей освобождены только кандидаты партий, прошедших по списку в Госдуму. Партия «Яблоко» имеет такое право только в 17 районах Москвы, где их кандидаты в 2012 году стали депутатами: Гагаринский, Дорогомилово, Коптевo, Куркино, Ломоносовский, Новогиреево, Ново-Переделкино, Обручевский, Очаково-Матвеевское, Пресненский, Солнцево, Строгино Тверской, Филёвский парк, Хорошевский, Черёмушки, Южное Бутово. Всем остальным подписи собирать будет нужно.

Сколько всего нужно подписей?

Необходимо 0,5% от числа избирателей многомандатного округа, поделенного на число депутатских мандатов. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты, не может быть менее 10. В крупных округах это количество может доходить до 60. Каждый кандидат должен будет собирать подписи с запасом и сдавать в комиссию на 10% больше минимума, но не менее четырёх подписей. В вашем районе для регистрации потребуется примерно 28 подписей. Подробные данные о нарезке округов и количестве избирателей можно узнать по ссылке ниже.

Кто может осуществлять сбор подписей?

Сборщиком может быть сам кандидат, а также волонтеры и работники по договору, оплата которых происходит из средств избирательного фонда кандидата. При этом сборщиком должен быть совершеннолетний гражданин России, имеющий постоянную регистрацию и действительный паспорт гражданина РФ. Не могут быть сборщиками члены избирательных комиссий. Нотариальное заверение сборщиков не требуется.

Избиратели могут ставить подписи сразу за несколько кандидатов в своем округе

Подпись можно ставить только по постоянной регистрации, которая указана в последнем штампе паспорта. По временной прописке — нельзя

Когда можно будет напечатать подписные листы и начать сбор подписей?

После назначения выборов и опубликования решения, собрания регионального (местного) отделения партии по выдвижению, сдачи документов на выдвижение и открытия избирательного счета. Если собрать подписи раньше, то придется их выбросить и собирать потом заново.

Подписи должны быть собраны и сданы за 30 дней

То есть не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, до 18 часов последнего дня. В зависимости от дня назначения и с учетом публикации — это будет примерно с 13 июня по 27 июля.

Официальный бюджет кандидата в депутаты — 400 000 Р

Это предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты, баллотирующегося по многомандатному избирательному округу.

Какие пределы пожертвований для кандидатов в депутаты?

Собственные средства 40 000 Р
Для физических лиц 2 000 Р
Для юридических лиц 12 000 Р

Сколько голосов нужно набрать для избрания в депутаты?

Это зависит от величины округа, количества мандатов в нем, конкурентов, явки на выборах и много другого. В одном районе может хватить 500 голосов, а другом не хватить и 2500.

Как сделать, чтобы мои голоса не украли?

Для этого необходимо организовать в своём округе наблюдение на всех участках, включая досрочное голосование за 10 дней до выборов.

Демократическая оппозиция в Москве, по предварительным данным, получила около 200 мест в муниципальных собраниях города. Об этом сообщил бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков, проект которого выдвинул около 1000 человек в муниципальные депутаты города. Выборы в столице проходили в 125 районах, кандидаты претендовали на 1502 мандата.

Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов после обработки 25% протоколов избирательных комиссий заявил, что итоговая явка на выборах в столице составит 14–15%.

Выборы в России прошли при рекордно низкой явке

Представители партии власти победили почти повсеместно

Оппозиционеры, которых поддержал Гудков и которые выдвигались от партий «Яблоко», «Парнас», КПРФ либо шли самовыдвиженцами, получили большинство в нескольких районах города. По предварительным данным, это Аэропорт, Левобережный, Тимирязевский, Хамовники, Якиманка, Тверской, Сокол, Черемушки, Коньково, Ломоносовский, Академический, Марьина Роща, Зюзино. В Гагаринском районе Москвы, где расположена УИК № 2151, на которой голосовал президент Владимир Путин, все 12 мест в совете муниципальных депутатов получили яблочники.

По словам пресс-секретаря партии «Яблоко» Игоря Яковлева, в Москве одержал победу 181 кандидат от партии «Яблоко» в 51 районе, большинство же партия получила в шести районах города. Команда движения «Солидарность» под руководством оппозиционера Ильи Яшина, которая выдвигалась в Красносельском районе, также получила большинство в муниципальном совете. У команды Яшина семь мандатов, у «Единой России» – три. «В обоих округах первые места наши. Полный разгром единороссов», – написал Яшин. Журналист Илья Азар, который был кандидатом в муниципальные депутаты по району Хамовники, сообщил, что он занял первое место по 1-му округу, а «Единая Россия» не прошла в совет муниципальных депутатов.

«Успех во многих районах Москвы – это совместный результат – доверие активных москвичей и активная работа кандидатов», – говорит глава избирательного штаба «Яблока», зампред партии Николай Рыбаков.

В районе Зюзино оппозиция также получила большинство. Кандидат в муниципальные депутаты по району Зюзино Константин Янкаускас говорит, что на юго-западе Москвы шесть районов взяли оппозиционеры. «История с муниципальными депутатами, которая началась пять лет назад, вышла на новый уровень. Люди освоились и смогли провести команды. Думаю, что это изменит политический процесс в городе, поскольку советы депутатов обладают большим количеством совещательно-контролирующих полномочий и независимые депутаты будут их использовать», – отметил он. Янкаускас говорит, что впервые за долгое время оппозиции удалось мобилизовать на выборы так много людей: «То, что они пришли голосовать, несмотря на не самую интересную кампанию, означает, что накопилось большое раздражение по отношению к городским властям».

Благодаря курсу на чистые выборы в Москве по результатам выборов наглядно «воспроизвелся давно существующий в столице протестный пояс – это дуга, которая берет начало с таких районов севера, как Аэропорт и Сокол, проходит через ЦАО и ближайшие районы ЗАО и уходит на юго-запад», говорит политолог Александр Пожалов. «Такой пояс был виден и на выборах мэра Москвы, и на выборах в Госдуму, которые тоже не вызвали вопросов в плане легитимности», – говорит он. Явка в Москве оказалась на ожидаемом уровне, причем в более протестных районах и там, где оппозиция выставила активные команды, явка оказалась выше, приближаясь к 20%, говорит он.

По его мнению, одной из неожиданностей стали результаты КПРФ: «Имея более 200 депутатов до выборов, коммунисты сократили представительство в несколько раз, пропустив в советы как раз молодых новичков от «Яблока». Такой результат новых активистов, половина из которых только в этом году решила пойти в политику, – это символ запроса москвичей из протестных районов на новые лица». Он напоминает, что для прохождения муниципального фильтра в Москве нужно иметь депутатов в 110 районах города, для чего мэрии нужно было выиграть полностью 25–30 районов, чтобы оппозиция не могла самостоятельно пройти муниципальный фильтр на выборах мэра, поэтому «допускаю, что в 2018 г. оппозиции вновь придется обращаться к «Единой России» за помощью», добавил он.

Муниципальные выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Муниципальные выборы - форма прямого волеизъявления жителей МО, осуществляемого в соответствии с КРФ, законами субъектов РФ и уставами МО в целях формирования выборных органов МСУ и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц МСУ.

«Виды муниципальных выборов:

  • - основные (очередные (истечение срока полномочий депутата или должностного лица МСУ);
  • - досрочные (досрочное прекращение полномочий выборных и должностных лиц МСУ); - повторные (признание основных несостоявшимися, недействительными);
  • - дополнительные (в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по данному округу).» Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации С 54

муниципальный выборы гражданин самоуправление

В юридической литературе выделяется ряд характерных черт выборов как одного из институтов, обеспечивающих функционирование местной публичной власти:

  • -выбoры - один из основных и обязательных институтов прямой демократии, непосредственного вoлеизъявления населения и публичного принятия им кaдровых решений;
  • - выбoры выступают как часть и исходное начало представительного властвования жителей: по своей сути выборы есть связь представительных институтов и институтов прямой демократии;
  • - выборы позволяют гражданам непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осуществлять принадлежащие им конституционные права и свободы;
  • - по свoим масштaбам, широте участия в избирательной кампании различных слоев местного населения выборы представляют собой общeмуниципальное политическое мероприятие;
  • - выбoры выступают одним из элементов структурирования гражданского общества, позвoляя выявить различные позиции, интересы, подхoды к выработке компрoмиссных решений.

Пoмимо фoрмирования выборных органов, избрания депутатов и выборных дoлжностных лиц местного самoуправления в хoде выбoров решаются и другие задачи. В частности, дается общественная oценка прoводимого oрганами местного самoуправления курса сoциально-эконoмического развития муниципального образования (смена местных лидеров мoжет свидетельствовать о негативном oтнoшении жителей к деятельности прежнего руководства); местным сoобществом фoрмируется кадровый резерв муниципальных рукoводителей, дается публичная oценка личных качеств и прoфессиональной деятельности лиц, претендующих на выборные должности, и предложенных ими программ и приoритетных направлений развития муниципального образования; oбеспечивается свoевременное реагирование на негативные тенденции в общественной жизни на территoрии муниципального oбразования.

«Нормативно-правовую базу муниципальных выборов составляют акты четырех уровней правового регулирования:

  • 1)международного (Европейская хартия местного самоуправления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);
  • 2) федерального (Конституция России, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 23), Федеральный закон от 27 ноября 1996 г. № 142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);
  • 3)регионального (субъектов Российской Федерации), регулирующих на основе федерального законодательства порядок организации и проведения муниципальных выборов. Это могут быть: избирательные кодексы (они приняты в городе Москве, в Республике Башкортостан, в Амурской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Свердловской, Тверской, Тюменской, Читинской областях, в Алтайском, Приморском и Хабаровском краях. При этом в Алтайском крае 15 апреля 2005 г. принят Кодекс о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц); законы (например, законы Самарской области от 5 марта 2005 г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»; от 11 марта 2005 г. «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления»);
  • 4)муниципального (устав муниципального образования).» Парахина В. Н., Галеева Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление: учеб. Пособие С 120

Oснову избирательного законодательства в Рoссийской Федерации составляют положения ст. 32 Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с этой статьей право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Муниципальные выборы подразделяются на основные или очередные выборы у досрочные выборы, повторные выборы и дополнительные выборы.

Основные (очередные) муниципальные выборы проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. Закрепляемый в уставе муниципального образования срок полномочий депутатов, выборных органов и выборных должностных лиц не может быть менее двух и не более пяти лет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с уставом муниципального района формирование его представительного органа может осуществляться не путем выборов, а путем делегирования в его состав глав муниципальных образований поселений и депутатов представительных органов поселений, расположенных на территории муниципального района. Кроме того, в поселении с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом, полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего представительного органа, иного выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. В частности, основаниями досрочного прекращения полномочий могут быть: депутата, члена выборного органа - отзыв этих лиц избирателями муниципального образования; представительного органа: а) принятие им решения о самороспуске; б) вступление в силу решения соответствующего суда на уровне субъекта Федерации о неправомочности данного состава представительного органа; в) вступление в силу закона субъекта Федерации о роспуске представительного органа в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. No 131-ФЭ (ответственность перед государством); выборного должностного лица местного самоуправления: а) отзыв избирателями; б) издание высшим должностным лицом субъекта Федерации правового акта об отрешении от должности выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ (ответственность перед государством), а также иные основания, предусмотренные частью 6 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ.

Повторные муниципальные выборы проводятся в случаях выбытия всех кандидатов; признания выборов несостоявшимися, недействительными либо если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случаях, когда по итогам голосования остались незамещенные мандаты в многомандатном избирательном округе.

Дополнительные муниципальные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Законом субъекта Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов -допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

В соответствии с установленными видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях могут зависеть от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств, определяемых законом субъекта Федерации. B соответствии с федеральным законодательством муниципальные выбoры осуществляются на оснoве общих принципов избирательного права Рoссии. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равнoго и прямого избирательного права при тайном голосoвании. Выборы являются свободными и дoбровольными. Никто не вправе оказывать вoздействие на гражданина Рoссийской Федерации с целью принудить егo к участию или неучастию в выбoрах либo воспрепятствовать его свобoдному вoлеизъявлению. Муниципальные выбoры провoдятся открытo и гласнo.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет правo избирать (активное избирательное право), а по дoстижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, нo не моложе 21 года, - быть избранным (пассивное избирательное право) в органы местного самоуправления. Устанoвление максимального возраста кандидата не дoпускается. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свобoды по приговору суда.

«Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

  • а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 ст. 56, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» п. 7 и подпунктом «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.» Бабичев, Калантарова, Кодина. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления. Методическое пособие

Активным избирательным правoм обладает гражданин, место жительства котoрого расположенo в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено и гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Oграничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. В соответствии с законом уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права означает предоставление равных оснований участия в выборах граждан Российской Федерации. В ходе избирательной кампании никто не обладает какими-либо преимуществами по отношению к другим кандидатам или другим избирателям. Гражданин реализует свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. С учетом принципа равенства избирательные округа образуются приблизительно с равной численностью избирателей в каждом, а допустимые отклонения от средней нормы представительства избирателей устанавливаются законом. Каждый избиратель имеет один голос и может быть включен только в один список для голосования. Если в ходе выборов допускается наличие у избирателя более одного голоса, то каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Если на выборах в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, то каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно. В ходе муниципальных выборов напрямую, без каких-либо промежуточных этапов, осуществляется избрание лица на ту выборную должность, которая оказалась вакантной, а также избрание депутатов, членов выборного органа соответственно в тот представительный или выборный орган, который необходимо сформировать в ходе выборов.

«Принцип тайного голосования означает, что в процессе голосования исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.

Процесс организации избрания депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления состоит из следующих определенных в законодательстве основных этапов:

  • - назначение выборов;
  • - составление списков избирателей;
  • - образование избирательных округов, избирательных участков; формирование избирательных комиссий;
  • - выдвижение и регистрация кандидатов для избрания на выборные должности и в органы местного самоуправления; проведение предвыборной агитации;
  • - голосование;
  • - определение результатов выборов.» Широков А. Н., Юркова С. Н. Муниципальное управление С 97

Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Рeшeние о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов соответствующие сроки могут быть сокращены не более чем на одну треть. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если представительный орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также если представительный орган отсутствует, то выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, то соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого представительный орган, а в случае его отсутствия -- соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с одним из этих указанных дней, то выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с не рабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

Регистрация (учет) избирателей. Регистрации подлежат все избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Их учет осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для учета является факт нахождения места жительства избирателей на соответствующей территории, устанавливаемый на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации. Регистрация избирателей - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения получают необходимые для учета избирателей сведения: не реже одного раза в месяц - от органов, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина России; от органов записи актов гражданского состояния о фактах смерти граждан Российской Федерации; не реже одного раза в три месяца - от органов, осуществляющих воинский учет, о гражданах, призванных (поступивших по контракту) на военную службу (уволенных с военной службы); от органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы - о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; от суда, принявшего решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании гражданина, ранее признанного судом недееспособным, дееспособным. Раз в месяц все эти сведения передаются главой местной администрации в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей.

Учет избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, и установление их численности осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы». Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. На основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. При проведении выборов в органы местного самоуправления на основании международного договора Российской Федерации и в соответствии с законом в списки избирателей включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. Основанием для включения гражданина России в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории муниципального образования, если их место жительства до призыва не было расположено на территории этого муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей. Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. На основании полученных сведений список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке, в частности, указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия уточняет список избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. За 20 дней до дня голосования участковая комиссия представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

«Избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, -руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения - главой местной администрации поселения, соответствующими комиссиями на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Cписки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Подготовку и проведение выборов, а также реализацию и защиту избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов обеспечивают избирательные комиссии:

  • - избирательные комиссии муниципальных образований;
  • - окружные избирательные комиссии;
  • - территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
  • - участковые комиссии.»

Комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, а также о списках кандидатов. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. Государственные и муниципальные органы и учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения и обеспечивать охрану помещений и документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Председатель избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса либо по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, либо, при отсутствии такого предложения, по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения с правом решающего голоса. Председатель избирательной комиссии поселения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса на основе предложения избирательной комиссии муниципального района, а если избирательная комиссия муниципального района не образована, -- на основе предложения территориальной комиссии. В случае отсутствия такого предложения председатель избирательной комиссии поселения избирается на основе предложений членов избирательной комиссии поселения с правом решающего голоса. Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.

Бюллетени печатаются на русском языке, на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Справа от указанных в бюллетене сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат. Если голосование проводится по одной кандидатуре, то ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «за» и «против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования. По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5% (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи бюллетеней. При проведении выборов с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям, предусмотренным в законе. Общее число избирательных участков, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1% от числа избирательных участков, образованных на территории, на которой проводятся выборы, но не менее пяти избирательных участков. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов -- при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. При получении бюллетеня избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор. Если избиратель при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. При проведении выборов в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Заполненный проголосовавшим досрочно избирателем бюллетень вкладывается в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.

В день голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в законе, перед началом голосования председатель участковой комисcии сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования. В списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно, делается отметка: «Проголосовал досрочно». В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным указанным в законе лицам, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления. Затем второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Решение комиссии оформляется протоколом об итогах голосования. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.

Выборы признаются несостоявшимися в случае, если:

  • 1) голосование проводилось по одной кандидатуре и за кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
  • 2) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
  • 3) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
  • 4) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
  • 5) законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

Что нужно знать о муниципальных выборах?

Совет депутатов муниципальных образований - представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном голосовании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет. Иметь прописку в Москве совсем не обязательно.

Но надо понимать, что муниципальное депутатство - скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве - 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы должны проходить в один день, все они будут назначены на 10 сентября. Официально об этом объявят на неделе с 12 по 18 июня. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.

С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов. Это, а также гарантированная низкая явка - выборы совпадают с периодом отпусков, - осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно. Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.

Зачем становиться муниципальным депутатом?

Александр Соловьев

Председатель движения «Открытая Россия»

«Главная привилегия муниципальных депутатов - легитимность. Они единственные общественные деятели в районе, за которых проголосовали на выборах. Тогда как префекта, главу управы и чиновников городских департаментов спускают сверху.

По закону в одиночку депутат может только отклонить решение о проведении капитального ремонта. Другие решения требуют большинства в Совете. Тем не менее за последние несколько лет депутатам удалось многое - они останавливали точечные застройки, срывали заключения коррупционных контрактов, меняли планы по благоустройству районов, спасали парки от вырубки, боролись со свалками и влияли на изменение системы работы общественного транспорта. Получается, что муниципальный депутат - такой локальный супермен.

Самое важное в истории с муниципальными выборами - то, что вы при любом раскладе лучше, чем те, кто голосует по указке управы и старается поскорее сбежать с собрания. Поэтому мы учим неравнодушных людей, как стать теми, кто будет по-настоящему защищать интересы москвичей».

Как стать кандидатом?

Познакомиться с членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) или депутатами муниципального собрания. Их адреса и координаты можно посмотреть . Поддерживать отношения с ними необходимо, чтобы отслеживать, что происходит в комиссии, и оперативно получать информацию.

Найти избирателей, прописанных на территории округа и готовых поставить за вас подпись. Для этого можно составить список всех знакомых, проживающих в округе, и обойти собственный и соседние дома.

Подготовить первый пакет документов. Это:

Паспорт. Если есть, то свидетельство о браке или его расторжении, свидетельство о смене Ф.И.О., а также диплом о высшем образовании.

Справка с основного места работы. Если есть - справка об осуществлении обязанностей депутата и справка о принадлежности к политической партии или политическому объединению.

Нужно заполнить заявление о согласии баллотироваться, которое можно взять в местном ТИКе, и о доходах и имуществе. С последним надо быть особенно аккуратным: если ошибетесь, то про вас, скорее всего, напишут гадость на избирательном стенде.

Муниципальные собрания должны назначить выборы к 21 июня. Как только их назначат в вашем районе, отнесите в местный ТИК (адреса опять-таки на ) заверенные копии документов. Копию паспорта заверяет избирком, остальные документы - сам кандидат.

Важно! Не забудьте получить письменное подтверждение того, что ваши документы приняли. С этого момента вы считаетесь кандидатом, хотя и не зарегистрированным.

После публикации решения о назначении дня выборов кандидатам дается 30 дней на выдвижение и сбор подписей. В случае отказа за это время можно успеть выдвинуться и собрать подписи как минимум дважды.

Отказать могут, если кандидат представил неполный комплект документов либо подписи за него неправильно оформлены или эксперты ФМС и МВД признали их поддельными. А также в случае неправильного оформления подписного листа.

До начала сентября

Найти единомышленников и создать предвыборную коалицию.

Провести агитационную кампанию.

Как заполнить заявление о согласии баллотироваться?

В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).

Какие ограничения распространяются на кандидатов?

Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц - поддерживающих вас избирателей.

Как собирать подписи и сколько?

После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов - их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.

Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей. Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист. Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.

Можно не собирать подписи?

Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.

С какими трудностями сталкиваются кандидаты?

Константин Янкаускас

30 лет, депутат I созыва района Зюзино

«Я родился и живу в районе Зюзино. В 2012 году был избран здесь муниципальным депутатом и в этом году тоже иду на выборы. Причин несколько. Во-первых, мне не безразлично то, что происходит в моем районе. Во-вторых, не хочется, чтобы Зюзино представляли только депутаты от «Единой России» - это партия чиновников, начальников и коррупционеров. При принятии решений они руководствуются интересами только этих социальных групп. Мне же хочется, чтобы в Совете депутатов был хотя бы один независимый человек, представляющий интересы жителей района.

То, что было на выборах пять лет назад, и то, что будет сейчас, - абсолютно разные истории. В 2012 году муниципальные выборы, во-первых, совпали с президентскими. То есть явка была больше, а саму избирательную кампанию было проще проводить. Второй момент - митинги «За честные выборы», которые напугали власть и заставили допустить к выборам значительную часть независимых кандидатов. Думаю, в этот раз административного противодействия кандидатам будет больше. Пять лет назад у меня не было никаких сложностей при регистрации своей кандидатуры, хотя я знаю, что в других районах кандидатов снимали по подписям. То есть признавали подписи за них недействительными и на этом основании отказывали в регистрации.

Во время агитации кандидаты сталкиваются со стандартным набором проблем. Например, дворники моментально срывают все листовки и плакаты. А в этом году появились специальные люди, которые достают агитационные газеты из почтовых ящиков. По закону районные и окружные газеты должны предоставлять равные условия для агитации всем кандидатам. Но в реальности такая возможность есть только у выдвиженцев от «Единой России».

Зато сложностей с местными жителями у меня никогда не было. Я ходил по домам, раздавал листовки, знакомился. Все было очень позитивно. Вообще, мне нравится общественная работа. Люди тоже с интересом реагируют на возможность пообщаться с кандидатом».

Лена Верещагина

23 года, журналист, кандидат в муниципальные депутаты г. Троицка

«Я живу в Троицке, который пять лет назад вошел в состав Новой Москвы. Про участие в выборах в Совет депутатов я думала последние четыре года точно, но действовать начала только недавно. Зарегистрировалась на проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца, который дает независимым кандидатам базовую поддержку. Я уже прошла тренинг по сбору подписей от электорального юриста Саши Грезева. Хотя мне нужно будет собрать всего десять подписей, без досконального знания процесса заполнения листов и других бюрократических закорючек сделать это непросто.

Я уже сделала свою первую листовку, с которой сейчас хожу по квартирам и общаюсь с жителями. Просто написала о себе и о том, почему иду в муниципальные депутаты. На дизайн и печать тысячи экземпляров ушло около восьми тысяч рублей. Если кандидат хочет победить, а не просто похайпить в соцсетях, ему придется вкладываться в кампанию. Думаю использовать собственные средства или попробовать фандрайзинг. По моим подсчетам, на простую, но уверенную муниципальную кампанию уйдет около 100 000 рублей.

Самое сложное - найти не деньги, а время. На стороне конкурентов - вся сила административного ресурса, поэтому независимым кандидатам, чтобы быть известными в районе, нужно знакомиться с жителями. Политтехнологи называют это «От двери к двери». Хотя день выборов еще не объявлен, я уже начала ходить по квартирам и рассказывать о себе. Всего в моем округе 4600 квартир, и я хочу обойти все. Буду ходить по подъездам каждый день по два-три часа без выходных. Это тяжело: никогда не знаешь, что тебя ждет за дверью. Например, вчера я пришла к женщине, у которой посреди комнаты сидел огромный жирный голубь. Но это еще ничего. Бывает, люди просто выплескивают на тебя весь негатив - хорошо, что не зеленку. Наверное, это самая сложная часть кампании.

Мне очень не хватает постоянной юридической поддержки. Конечно, что-то я сама могу посмотреть в избирательном законодательстве, что-то - уточнить у коллег из штаба Гудкова. Но лучше, когда на связи постоянно есть человек, готовый ответить на самые странные вопросы, вроде: «Могут ли меня арестовать за то, что я хожу по квартирам и знакомлюсь с жителями района?» Надеюсь, что ближе к выборам я найду такого юриста».

«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала образовательный центр «Открытые выборы».