Заключение библиографический список введение. Библиографическая продукция как документально зафиксированная информация. Библиографическое описание документа

17 декабря 2003 г. в 14.00 в Музеях Московского Кремля состоялась пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Россия-Британия.

К 450-летию установления дипломатических отношений », а в 2014 году Великобритания и Россия отмечали Год культуры, направленный на развитие богатых и разнообразных культурных отношений обеих стран. Они способствуют культурному обмену, увеличению потока идей и развитию более тесных отношений между людьми, учреждениями и правительствами.

Масштаб программы развивается через искусство, образование, язык, спорт и науку и свидетельствует об амбициях и стремлении обеих стран к сотрудничеству.

Русская кухня прошла длительный путь своего развития. На этом пути были периоды становления, совершенствования и расцвета русской кухни, но были и периоды упадка; были яркие самобытные находки, удачные заимствования, но были и утраты.

Тяжёлый след в истории России и в русской кухне оставили годы революции, войны, перестройки.

Сейчас в русской кухне наступает ренесанс – нет дефицита ни в продуктах, ни в специях, ни в напитках. Но по-прежнему русский стол отличается обилием, а русский дом – гостеприимством.

На протяжении веков наряду с самобытными блюдами соседствовали блюда, заимствованные у соседей. Считается, что дрожжевое тесто к нам пришло от скифов, и из греческих колоний Причерноморья; рис, гречиха, пряности, вина – из Византии; чай, лимоны, пельмени – от восточных соседей; борщи и голубцы - славянские блюда, пришедшие с запада.

Попав на русскую землю, иностранные блюда ассимилировались с русскими кулинарными традициями. Желание очистить русскую кухню от иностранных влияний, как попытка очистить русский язык от слов иностранного происхождения.

Спор о чистоте русских национальных традиций и чистоте русского языка имеет давние корни.


В 18 веке русские писатели В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков с негодованием встретили появление в русском языке слова «суп ». Сумароков писал: «Безмозглым кажется, язык российский туп: похлёбка ли вкусняй, или вкусняя суп? ».

Прошло время и против супа уже никто не возражает, но вызывают возражения новые, более поздние заимствования, например, «коктейли ». Безусловно, можно заменить слово «коктейль » на «десертный напиток ». Но к слову уже привыкли, полюбили и сделали своим.

Вопрос об иностранных влияниях и заимствованиях был и остаётся самым спорным как в русской истории в целом, так и в истории русской кухни, в частности. «Русская кухня – открытая культура, культура добрая и смелая, всё принимающая и всё творчески осмысливающая », - так ярко и метко в своё время сказал академик Лихачёв.

Благодаря этому заимствованию происходит обмен опытом и взаимное обогащение культур разных народов.

Библиографический список

1. 100 лучших блюд традиционной русской кухни / Сост. Г. С. Выдревич. - М.: Эксмо; СПб.: Терция, 2007.-64 с.

2. Лабутина Т.Л. Британская культура в России в XVIII веке:
восприятие, заимствования и отторжение [Электронный ресурс].

3. Национальная кухня Британии и её традиции. [Электронный ресурс].

4. Организация и проектирование научно-исследовательской деятельности / ККИДППО. – Краснодар, 2014 г.

5. Шахназарова. А.А. Методы формирования кросс-культурной компетенции в процессе исследовательского обучения иностранному языку / А.А. Шахназарова // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). – М., 2012 г.

Введение

библиографический отраслевой национальный

Основная задача любой библиотеки - обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, удовлетворение современных информационно-библиографических потребностей пользователей. В связи с этим одним из важнейших направлений библиографической деятельности является создание библиографической продукции различного вида и содержания.

Под понятием «библиографической продукцией» понимается документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ее подготовки, и средством обслуживания пользователей (читателей библиотеки). Она не только отражает в свернутом виде поток документов по той или иной области или теме, но в известной мере служит показателем разработанности проблемы, характеризует ее тематические границы.

В нашей курсовой работе мы рассмотрим базовые (основные) типы библиографических пособий и дадим рекомендации по методике их составления.

Объект нашей работы - библиографическая продукция, как документально зафиксированная информация.

Предмет - система производства и распространения отраслевой библиографической информации.

Цель - изучить библиографическую продукцию, узнать методику составления и рассмотреть её на примере библиотек.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

дать определение понятию «библиографическая продукция», выявить ее назначение;

рассмотреть этапы подготовки библиографической продукции, выявить важные аспекты;

выявить роль библиотек в производстве и распространении отраслевой библиографической продукции;

Методы исследования: терминологический, проблемный, аналитический, анализ документов, системный.

Структуру курсовой работы составляют введение, две главы, заключение и список использованных источников.

В первой главе «Библиографическая продукция» выявляется понятие и назначение библиографической продукции.

Вторая глава «Библиографическая продукция Национальной библиотеки Республики Коми» содержит в себе анализ современной социокультурной ситуации и ее влияния на производство и распространение библиографической продукции. Выявляется роль Национальной библиотеки Республики Коми в производстве и распространении библиографической продукции.


1. Библиографическая продукция


Понятие «библиографическая продукция» - обобщающее. Библиографическая продукция - это документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ее подготовки, и средством обслуживания потребителей (читателей).

Библиографическая продукция - это прежде всего разнообразные библиографические пособия. Библиографическое пособие представляет из себя упорядоченное множество библиографических записей, объединённых по определённому принципу.

Так как потребности в библиографической информации и у общества в целом, и у отдельных его граждан разнообразны и определяются множеством факторов, то это учитывают библиотечные и информационные центры, занимающиеся подготовкой (производством) библиографических пособий.

В результате создаются библиографические пособия различающиеся формой представления (традиционные и электронные), методическими особенностями и структурой, целевым назначением, содержанием и другими качествами, которые присущи отражаемым документам и материалам.

Библиографическая деятельность - Область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации.

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объёма фондов и профиля работы.

Все процессы библиографической деятельности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В настоящее время они должны базироваться на таких основополагающих принципах, как одноразовая обработка информации, многоразовое и многоцелевое использование получаемых результатов, применение автоматизированной технологии.

Объектами библиографирования могут быть документ в целом, его составная часть или совокупность документов.

Библиографический указатель отражает книги, статьи и другие материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему, либо широкую, много аспектную - даже отрасль знания.

Библиографические указатели в большинстве своём имеют научно-справочный аппарат (предисловие, различные вспомогательные указатели).

Вспомогательный указатель отражает сведения о произведениях печати в ином аспекте, чем в основном тексте пособия, с отсылками к соответствующим библиографическим записям.

Вариантами библиографического указателя являются библиографические справочники, типовые каталоги, планы и каталоги издательств, библиографические бюллетени, летописи книжных палат.

Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. Он чаще всего не велик по объёму, прост по структуре, не имеет справочного аппарата. Одной из разновидностей библиографического списка являются памятки читателю, создаваемые преимущественно региональными библиографическими центрами.

Библиографический список - это пособие с простой структурой.

Библиографический обзор - это библиографическое пособие, представляющее связанное повествование о документах (произведениях печати).

В библиографическом обзоре характеристика литературы дополняется необходимыми разъяснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, характер темы, определяют количество произведений, о которых идёт речь в обзоре, его структуру, которая может быть как простой, так и сложной.

Вариантами библиографического обзора являются беседы и рассказы о книгах.

Беседа или рассказ о книгах напоминают по форме те устные беседы, которые проводит библиотекарь на абонементе.

Их цель - заинтересовать читателей определённой группы актуальными вопросами, помочь в изучении наиболее доступной и интересной литературы по какой-либо теме, произведений того или иного писателя.

Разновидностью библиографических пособий, которые могут служить примером творческого подхода составителей, являются популярный библиографический справочник, путеводитель по книгам, библиографическая энциклопедия.

Библиографические пособия подразделяются на виды в соответствии со следующими признаками: содержание произведений, в них отражённых, временем из издания, полнотой охвата, способами характеристики и др. Но самый главный признак - это целевое и читательское назначение пособия.

В зависимости от назначения различаются: государственные, научно-вспомогательные, рекомендательные и профессионально-производственные библиографические пособия.

В зависимости от содержания произведений библиографические пособия подразделяются на универсальные, отраслевые, тематические, персональные, библиографические, краеведческие, страноведческие.

В зависимости от времени издания библиографических произведений пособия подразделяются на текущие, ретроспективные, перспективные. Библиографические пособия отражают произведения с разной полнотой. По этому признаку выделяют регистрационные и выборочные пособия.

Библиографические пособия подразделяются на типы и виды, что имеет больное значение для библиотечно-библиографической науки и практики.

Библиографический указатель отражает книги, статьи и другие материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему (проблему), либо широкую, многоаспектную - даже отрасль знания. Это и обусловливает сложность его структуры (наличие разделов и подразделов), влияет на порядок расположения библиографических записей в пределах каждого деления. Библиографические указатели в большинстве своем имеют научно-справочный аппарат (предисловие, различные вспомогательные указатели). Вспомогательный указатель отражает сведения о произведениях печати в ином аспекте, чем в основном тексте пособия, с отсылками к соответствующим библиографическим записям.

Вариантами библиографического указателя являются библиографические справочники, типовые каталоги (например, типовой каталог ЦБС или, как принято говорить, библиографическая модель фонда ЦБС), планы и каталоги издательств, библиографические бюллетени, летописи книжных палат.

Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. Он чаще всего невелик по объему, прост по структуре, не имеет справочного аппарата. Одной из разновидностей библиографического списка являются памятки читателю, создаваемые преимущественно региональными библиографическими центрами.

Библиографический обзор - это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах (произведениях печати). В библиографическом обзоре характеристика литературы дополняется необходимыми разъяснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, характер темы определяют количество произведений, о которых идет речь в обзоре, - его структуру, которая может быть как простой, так и сложной. Так, например, крупнейшие библиотеки и информационные центры Страны подготавливают в помощь ученым и специалистам обзоры, знакомящие с итогами и перспективами развития отдельных отраслей науки и техники в Росси и за рубежом. Для читателей-неспециалистов создаются рекомендательные обзоры.

Библиографические пособия отражают произведения с разной полнотой. По этому признаку выделяются регистрационные и выборочные пособия. Регистрационные пособия отражают произведения печати с максимальной полнотой. Выборочные - содержат библиографические записи произведений, отобранных по какому-либо принципу (например, наиболее ценные в научном и художественном отношении издания). Так, рекомендательные пособия всегда выборочные. (Библиографические пособия различаются также по способам характеристики включенных произведений. В соответствии с этим признаком библиографические пособия подразделяются на аннотированные (все или большинство библиографических записей имеют аннотации) и реферативные (все или большинство записей включают рефераты произведений).

В зависимости от вида применяемой библиографической группировки выделяются алфавитные, хронологические, систематические - библиографические пособия. В алфавитном пособии библиографические записи даются в алфавите фамилий авторов (заглавий) отражаемых произведений. В систематическом пособии - по логически обоснованной системе, в соответствии со схемой классификации. Если записи произведений объединяются по датам их написания или опубликования, такое библиографическое пособие называется хронологическим.

Каждое библиографическое пособие можно рассмотреть в разных аспектах и, соответственно, отнести к, различным видам. Для того, чтобы убедиться в этом, а заодно и потренироваться перед выполнением практической работы, можно выбрать два-три библиографических пособия и изучить их по названным признакам.


1.1 Методика подготовки библиографических пособий


Библиографическая продукция - это прежде всего совокупность различных библиографических пособий. Понятие «библиографическое пособие» охватывает очень широкий диапазон документально фиксированных способов существования библиографической информации. По сути любая библиографическая информация, зафиксированная в определенной завершенной документальной форме (пусть это письменное справка, выполненная по запросу потребителя, или печатный указатель литературы, библиографический плакат, содержащий один библиографическая запись, или каталог библиотеки), является библиографическим пособием (БП).

Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие.

Библиографическое пособие - это основной вид библиографической продукции, результат библиографирования, средство библиографического обслуживания и использования библиографической информации. В нем наиболее полно реализуются функции библиографической продукции. Согласно ГОСТу 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» библиографическое пособие - это упорядоченное множество библиографических записей

Библиографическое пособие может содержать от одной библиографической записи (библиографический плакат) до нескольких миллионов (каталоги крупнейших библиотек). Их подготовка базируется на общей технологии библиографирования, но имеет при этом свои особенности.

Целостная совокупность библиографических пособий постоянно модернизируется. Основные параметры, определяющие классификацию библиографических пособий, обусловлены основными социально-значимыми признаками, а именно:

целевым и читательским назначением;

хронологическим, территориальным, языковым, видовым охватом объектов библиографирования;

методами и объемом библиографирования;

способами формирования библиографической информации;

структурой, жанром и материальной формой библиографических пособий.

Классификация библиографических пособий кроме теоретического упорядочения библиографической продукции имеет и сугубо практическое значение при создании каждого конкретного пособия, отнесения его к определенной группе и виду и выборе соответствующей методики библиографирования.

Пособия подразделяются:

по видам, которые в свою очередь выделяются по различным признакам:

по времени издания - текущие, ретроспективные, перспективные, кумулятивные (объединяющие материал ранее вышедших выпусков);

по полноте отбора - регистрационные, выборочные, сигнальные, аннотированные;

по способу группировки материала - алфавитные, предметные, словарные, систематические, хронологические;

по формам:

рукописная (машинописная);

несамостоятельная издательская.(внутрикнижные, нутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные пособия);

карточная (каталоги и картотеки); машиночитаемая (электронные базы и банки данных); библиографическое издание (пособие, изданное типографским способом)

В основе составления любого библиографического пособия лежат общие методы библиографирования, образующие некую модель, раскрывающую и обеспечивающую практическую реализацию наиболее существенных и типичных черт создаваемого пособия. Для «доведения» пособия до нужного уровня, обеспечения соответствия его всем предъявляемым к нему требованиям необходимы специфические приемы библиографирования, выбор которых определяется темой пособия, его видом, целевым и читательским назначением. Это достигается путем использования частных методик библиографирования. Освоение обшей и частной методик библиографирования - одно из главных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке библиографа.

Составление библиографических пособий - одно из важнейших направлений деятельности библиотек по библиографированию документов. Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки. Чем крупнее библиотека, тем разнообразнее и масштабнее ее деятельность в этом направлении.

Работа по составлению библиографических пособий складывается из подготовительного, основного (аналитического и синтетического) и заключительного этапов. При создании пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.

Подготовительный этап включает в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление документов по теме пособия.

Выбор и изучение темы. Определяя тему будущего библиографического пособия, необходимо исходить из ее новизны, актуальности, интереса к ней читателей, соответствия профилю и возможностям библиотеки. В ходе изучения темы предполагается определить обеспеченность темы литературой, детально разобраться в терминологии, существом самой проблемы. В наиболее сложных случаях на данном этапе желательно привлечь специалистов в этой области знания к консультационной и методической помощи. Именно они могут прогнозировать, когда наступит «пик интереса» к теме и возрастание спроса на отраженные в пособии документы. В любом случае завершение пособия лучше ориентировать на «пик» либо на «подъем», так как пособие подготовленное при спаде интереса к избранной теме, имеет преимущественно исторический интерес и не оправдывает затрат на его составление. Не бойтесь обратиться и к профессионалам из других библиотек, помните, что от глубины изучения темы зависит успех всей дальнейшей работы.

План-проспект является основным документом, регламентирующим направления всей дальнейшей работы над библиографическим пособием. В нем определяется целевое и читательское назначение пособия, что во многом решает другие проблемы составительской работы, поэтому целевой адрес должен быть указан максимально точно и конкретно. Здесь устанавливаются основные принципы отбора литературы, тематические границы пособия (будет ли охвачена вся тема или только некоторые ее аспекты; будут ли включены документы по смежным областям знания; каким будет освещение темы - теоретическим, практическим или историческим, и т. д.), хронологические рамки (исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания). Обязательно оговариваются виды изданий, определяется структура библиографической записи (будет ли она состоять только из библиографического описания или должна сопровождаться аннотацией или рефератом; какие предполагаются аннотации - справочные или рекомендательные; будут ли отражены переводы, рецензии и т.п.). Далее устанавливается структура будущего пособия: способ группировки материалов (алфавитная, хронологическая, систематическая или тематическая), перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик, определяется состав справочно-поискового аппарата пособия (предисловие, вспомогательные указатели, приложения, вступительной статьи).

В плане-проспекте определяется также условный предполагаемый объем пособия, основные этапы его создания, круг участников-составителей и консультантов и их обязанности, сроки завершения работы. При возможности публикации пособия оговариваются способ печати, вопросы оформления и тираж.

Выявление литературы по теме пособия является поиском и оценкой библиографируемых документов с целью их последующей обработки. Здесь определяется круг источников: куда вы будете обращаться за литературой, к каким картотекам и каталогам, к книжному фонду и т.д.

Основной этап подразделяется на аналитический и синтетический подэтапы.

Цель аналитического подэтапа - подготовить библиографические записи о документах в соответствии с определенной в плане-проспекте структурой и методическими требованиями пособия. Аналитический этап предусматривает работу с каждым документом. Здесь осуществляется библиографический отбор наиболее ценной литературы по данной тематике, подходящей по целевому и читательскому назначению:

сведения о каждом произведении печати записываются на карточки (так удобнее);

растаскиваете литературу по рубрикам, если книга многоаспектная, ее разумнее поместить в общий раздел, а в других разделах сделать ссылки;

осуществляете просмотр документов (особенно сборников с общим заглавием или документов, имеющих «слепое» заглавие), проверяете библиографическое описание документов в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание должно соответствовать ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

осуществляете аннотирование документов.

В соответствии с функциональным назначением различают справочные и рекомендательныеаннотации, по способу характеристики документов - общие, аналитические и групповые.

Справочная аннотация уточняет заглавие произведения или сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о форме, жанре, назначении и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании; такие аннотации должны быть предельно краткими. Чаще всего они применяются для научных, учебных и справочных изданий.

В рекомендательной аннотации дается характеристика и оценка книги или статьи, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы пользователей, которым адресовано данное пособие. Главная задача - заинтересовать читателя. Объем рекомендательных аннотаций обычно значительно превышает объем справочных, хотя требования краткости и точности и здесь остаются в силе.

Общие аннотации характеризуют произведение в целом, нужны в двух случаях: когда необходимо раскрыть произведение целиком, Относящееся к теме указателя или к его разделу, и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками (печатные аннотированные карточки).

Аналитические аннотации раскрывают часть содержания документа (т.е. если в издании обращается внимание на одну главу или часть).

Групповые аннотации объединяет несколько близких по содержанию документов, дают им обобщенную характеристику.

В процессе работы над пособиями был сформулирован своеобразный кодекс требований к аннотациям, который включает следующие положения:

она должна быть лаконичной (длинные аннотации не всегда дочитываются до конца) и в то же время достаточно конкретной; соблюдать единство времени и единообразие глагольных форм; не следует начинать аннотации с предлога «о»;

не должна повторять сведения, содержащиеся в названии и перефразировать их;

для каждой библиографической работы желательно придерживаться примерно одинакового объема аннотаций и соблюдать логический порядок приводимых сведений;

научная терминология должна быть общепринятой, неизвестные термины обязательно поясняются.

Если аннотация не удовлетворяет читателя (в научных целях возникает необходимость в более развернутой характеристике документа), применяют реферирование.

Реферат - краткое точное изложение документа, включающее основные фактические сведения и выводы без дополнительной интерпретации или кратких замечаний автора реферата. Процесс реферирования включает выполнение таких операций как чтение исходного текста, его анализ, выбор информационных фрагментов, их обобщение, создание нового текста - реферата.

На синтетическом подэтапе вы обобщаете свою работу. Проверяете структуру пособия (отбор выявленных и изученных документов). Следует учесть, что имеется ряд пособий, составляемых без использования процедуры отбора. К их числу относятся библиографические указатели местной печати, указатели произведений какого-либо автора, указатели изданий определенных издательств и типографий. В основе таких пособий лежит стремление к исчерпывающей полноте отражения соответствующей литературы, и качественная оценка включенных документов в этих случаях не производится.

Проверяете группировку библиографических записей (возможно, некоторые разделы вашего пособия недостаточно наполнены, вы их убираете или, наоборот, дополняете), порядок их следования друг за другом (чтобы каждый документ занял свое место в нужном разделе, рубрике и т.д.); приступаете к нумерации, нумерация необходима.

Библиографическая группировка помогает читателям лучше ориентироваться в пособии, быстро находить необходимые материалы, а в ряде случаев подсказывает последовательность знакомства с литературой.

Основными способами группировки являются формальный, содержательный и рекомендательный.

Формальная группировка (наиболее проста для библиографа) обеспечивает поиск документов по внешнему признаку: автору, заглавию, виду и месту издания и т.д.

Рекомендательная группировка преследует цели руководства чтением, несет педагогическую направленность, и может быть осуществлена в различных вариантах от общего к частному, от простого к сложному. Она целесообразна в пособиях, адресованных как малоподготовленным читателям, так и специалистам.

Заключительный этап подготовки библиографического пособия включает в себя подготовку справочного аппарата, редактирование и оформление библиографического пособия.

В состав справочного аппарата входят: предисловие, вступительная (вводная) статья, вспомогательные указатели, приложения, оглавление, методические советы.

Предисловие (или обращение к читателю), которым должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие.

Здесь обязательно приводятся сведения о назначении пособия; дается характеристика отраженных в пособии документов; объясняется способ размещения материала (а не просто перечисляются названия разделов и подразделов, для такой цели служит оглавление); называются виды аннотаций (справочные, рекомендательные), которые используются в данном пособии; перечисляются имеющиеся вспомогательные указатели (надо обратить внимание читателя на особенности их построения и возможности практического использования); указывается хронологическая граница отбора материала (год, месяц, число).

Вступительная статья используется, в основном, в крупных ретроспективных научно-вспомогательных и рекомендательных пособиях, персональных указателях и представляет собой развернутый обзор основных документов по теме пособия. Написание статьи требует глубоких знаний предмета и осуществляется с привлечением специалистов-консультантов данной отрасли.

Кроме расположения материала в основном тексте пособия, следует заранее продумать систему вспомогательных указателей, помогающих ориентироваться в литературе.

Указатель может содержать все или только некоторые рубрики, т. е. быть единым или раздельным (именным, предметным и т. д.).

По структуре, т.е. наличию простых и сложных рубрик, а также пояснений к ним, указатели делят на простые (или «глухие»), развернутые (или аналитические), аннотированные.

По степени полноты отражения основного текста издания различают общие (охватывающие все издание) и частичные (охватывающие лишь часть издания) указатели, а также многоаспектные указатели (отражающие все или многие тематические аспекты текста) и одноаспектные (отражающие какую-либо одну тему или признак).

указатель авторов, строится в алфавитном порядке авторов, включает также фамилии всех соавторов, авторов статей в сборниках, упомянутых в аннотациях и примечаниях. Данный вид указателя чаще всего бывает «глухим», что оправдано только техническими причинами; поэтому, если условия позволяют, вынесение в авторский указатель кроме фамилии и инициалов автора еще и заглавий его книг (статей) в рекомендательных пособиях обязателен;

часто указатель авторов совмещают с указателем лиц, участвовавших в создании произведений: редакторов, составителей, иллюстраторов, переводчиков и т.д. В этих случаях мы имеем дело уже с вспомогательным именным указателем. Поскольку здесь перечисляются лица, принимавшие разное участие в издании, необходимо обязательно пояснить, в качестве кого выступает то, или иное лицо. Именной указатель отражает также фамилии лиц, характеризуемых или упоминаемых в литературе («персоналии»), в этом случае номера документов о них берутся в скобки;

персональные указатели могут составляться и как самостоятельные, в таком случае персональную рубрику необходимо снабжать указаниями на профессию, род деятельности, заслуги того или иного лица;

единые (комбинированные) указатели, объединяют в одно целое различные алфавитные указатели;

предметные указатели, содержат перечни названий предметов, их свойств и отношений;

географический указатель содержит перечень наименований физико-географических, административно-территориальных, исторических, археологических объектов, которые могут дополняться пояснениями, раскрывающими род объекта (река, озеро, гора и т. п.);

указатели наименований коллективов содержат перечни фирм, учреждений и других организаций;

указатели заглавий изданий и других документов, первых строк произведений и цитат;

указатели символов, сокращений, аббревиатур, единиц измерения и других специальных обозначений.

алфавитные указатели, содержащие в алфавитной последовательности именные, предметные, тематические и др. рубрики;

хронологические указатели, содержащие перечни событий или дат в хронологической последовательности;

нумерационные указатели, содержащие перечни информационных объектов в их числовой последовательности;

систематические указатели, содержащие перечни обобщающих проблему рубрик в иерархическом порядке.

Выбор вспомогательных указателей зависит от тематики, структуры, объема, читательского адреса и целевого назначения издания. Более сложный текст издания предполагает более полный и разнообразный комплекс вспомогательных указателей.

Работа над пособием завершается его редактированием и оформлением.

В процессе редактирования проверяется правильность библиографического описания, исправляются стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения и т.д.

Как и любое издание, пособие открывается титульным листом. На нем указывается: название организации, отдел, заглавие указателя, вид издания (или тип пособия), место и год издания. На обороте титульного листа следует указывать составителей и оформителей, библиографическую запись документа, индексы библиографической классификации и авторский знак.

Для набора структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) применяются различные шрифты. Так аннотации обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания, отделяются от описаний пробелом и начинаются с красной строки. Порядковые номера записей могут быть выделены полужирным шрифтом.

Различные шрифты и размеры кегля используются также для заглавий разделов, подразделов, рубрик и подрубрик, что способствует формированию содержания в автоматизированном режиме.

Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек наиболее интересных изданий, портретов, карт и т.д.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия.


2. Библиографическая продукция Национальной библиотеки Республики Коми


Главная библиотека республики выполняет функции общегосударственного архивного хранилища коми национальной печати и литературы о Республике Коми, депозитария коми национальной и краеведческой литературы Республики Коми, центра республиканского библиографического учета произведений печати. В соответствии с Концепцией развития библиотечного дела в Республике Коми до 2010г. при создании электронных баз данных краеведческое направление считается приоритетным. Национальная библиотека целенаправленно осуществляет формирование региональной системы библиографических пособий. Статус национальной обязывает ее к созданию репертуара национальной книги, составлению фундаментальных, ретроспективных библиографических пособий более высокого уровня и национальной тематики. В нашу духовную жизнь вошла свобода от политического диктата и идеологической цензуры. Возвратились целые пласты мировой и отечественной культуры, бывшие под запретом многие годы. Введение национально-регионального компонента в образовательные стандарты и открытие новых учебных заведений выдвигает перед библиографами новые задачи.

Кроме того, в связи с активными процессами создания различных национальных культурных общественных объединений (в республике проживает более 70-ти национальностей, действуют около 150 национально-культурных обществ, объединений) в сферу деятельности НБ РК должно войти содействие этим образованиям.

Перемены в общественно-политической жизни страны и республики вызывают рост национального самосознания в народе, движение за возрождение национальной культуры. Решить эти проблемы невозможно без обращения к национальной литературе, памятникам письменности.

Формирование системы краеведческих библиографических пособий в регионе регулируется Положением о краеведческой деятельности Национальной Библиотеки Республики Коми. Система краеведческих библиографических пособий должна охватывать все стороны жизни края и удовлетворять все виды потребностей в краеведческой информации.

Национальная библиотека Республики Коми (НБ РК) давно и успешно занимается созданием библиографических пособий. Библиотеке принадлежит ведущая роль как в организации взаимодействия библиотек и других государственных и общественных организаций по формированию системы пособий, так и в практической работе по их составлению. Этот вид деятельности является одним из основных не только для библиографического отдела, отдела краеведческой и национальной библиографии, но и отраслевых отделов. Начало издательской деятельности в библиотеке относится к 1958 г., когда республиканской библиотекой впервые был выпущен универсальный текущий указатель «Литература о Коми АСССР за 1956 год». Через год вышел второй основной источник информации о краеведческой литературе - «Летопись печати Коми АСССР за 1958 год». Оба ежегодника издаются по настоящее время. Бесплатный обязательный экземпляр является базой для государственной учетно-регистрационной библиографии.

«Литература о Республике Коми» включает информацию о книгах и статьях из центральных, республиканских, выборочно из районных газет и журналов, а также из зарубежных источников. «Летопись печати Республики Коми» содержит информацию о книгах, нотных изданиях, статьях из периодических изданий некраеведческого характера и периодических изданий, вышедших на территории республики.

В 1995-1996 гг. эти два издания вышли в объединенном виде, но затем составители отказались от этого и вновь перешли на издание отдельными выпусками. Чтобы избежать дублирования материала, было решено отражать в «Летописи» лишь статьи некраеведческого характера, а в «Литературе» - краеведческого. По этой же причине в «Летописи» нет раздела «Республика Коми в печати СНГ и зарубежных стран». Тем самым исключается дублирование значительного по объему материала. Вместе с тем оба издания представляют достаточно полную информацию о республике: ежегодно в них в совокупности отражается около 3000 названий. На сегодняшний день подготовлены, но не изданы, ежегодники за 1996, 1997, 1998 гг., в работе находится ежегодник за 1999 г. Созданием этих указателей занимается сектор государственной библиографии.

В 2003 г. планируется выпуск «Книги в наличии и печати», который будет более оперативно информировать о публикациях местных издательств.

Положено начало созданию электронного каталога краеведческой и национальной литературы на основе корпоративного взаимодействия библиотек республики.

Раз в пять лет принимается сводный перспективный план издательской деятельности на координационном совете по библиографической деятельности. В составе Совета представлены библиографы НБ РК, Национальной детской библиотеки им. С. Я. Маршака, республиканской юношеской библиотеки, библиотек четырех вузов и городской ЦБС.

Совет определяет приоритеты с учетом информационных потребностей пользователей, библиографической обеспеченности тем.

В НБ РК ведется работа по созданию универсальных ретроспективных указателей. В 1994 г. был подготовлен «Каталог редких изданий краеведческой и национальной литературы», имеющихся в фондах Библиотеки. Фонд постоянно пополняется новыми раритетами, которые отражаются в банке данных, создаваемом в традиционном (карточном) и электронном вариантах.

В 1994г. издана «Библиографическая модель ядра фонда краеведческой и национальной литературы».

Составлены указатели содержания журналов, издававшихся в регионе до 40-х гг. XX в. на русском и коми языках: «Ордым», «Ударник» и «Культура фронт». Эти журналы, включавшие материалы по переустройству жизни на селе, ликвидации неграмотности, культурному строительству, сыграли значительную роль в становлении и воспитании творческих сил республики: поэтов, прозаиков, художников, редакторов.

В 1920-1950-е гг. земля Коми невольно стала одним из островов «архипелага ГУЛАГ», местом многих человеческих трагедий. Зачастую за колючей проволокой оказывались люди, дела которых позднее получили достойное признание. Руками тысяч политических заключенных были построены северные города и рабочие поселки, проложена железная дорога, начато освоение полезных ископаемых, заложены основы экономики и науки республики. Не случайно этой теме посвящен указатель, который готовится совместными усилиями НБ РК, фонда «Покаяние» и общества «Мемориал». Работа находится в стадии накопления материала в банке данных, в будущем планируется выпуск в печатном виде.

Особое значение для разработки региональных комплексных программ имеет библиографическое обеспечение экономической тематики. Библиографический указатель «Народное хозяйство Коми АСССР», изданный в 1989 г., включил публикации о развитии народного хозяйства республики за 10 лет. Перестройка общества коренным образом изменила экономику. Появились новые виды собственности, новые формы организации производства. Приватизация привела к новым формам управления, хозяйственным отношениям. В связи с этим возникла необходимость в издании, которое бы отразило произошедшие перемены. Совместными усилиями трех отделов был подготовлен и издан отраслевой библиографический указатель «Экономика Республики Коми», включивший литературу на русском и коми языках за 1990-1995гг.

Все более острой становится проблема охраны окружающей среды в регионе. Возникает необходимость формирования экологического сознания у каждого гражданина. Этому должны способствовать банк данных методических материалов по экологии в электронном виде и указатель литературы «Природа Республики Коми» (пока в карточном варианте), создаваемые отделом естественнонаучной, сельскохозяйственной и медицинской литературы.

Многочисленную группу составляют биобиблиографические словари и персональные указатели, они наиболее полно отражают материалы об отдельных личностях, внесших определенный вклад в историю республики и не только.

В 1998 г. патентно-технический отдел НБ РК издал биобиблиографический указатель «Изобретатели и рационализаторы РК», который обобщает историю, развитие изобретательства и рационализации в республике.

В 1996 г. был выпущен первый том биобиблиографического словаря «Писатели Коми», подготовленного библиографами Библиотеки совместно с Коми научным центром Уральского отделения Российской Академии наук и литературно-мемориальным музеем И.А. Куратова. Первый том был удостоен диплома Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению в 1998 г. В связи с финансовыми проблемами второй том был издан только накануне 2002 г.

Словарь является наиболее полным изданием, которое позволяет представить литературный процесс в коми крае от зарождения до настоящего времени. Подобного издания, а оно включает 159 имен, в республике не было. В несправедливом забвении оставалось творчество целого ряда писателей 20-30 гг., репрессированных, которые сыграли определенную роль в истории республики. Это не позволяло представить картину литературной жизни во всей полноте и сложности.

Ряд биобиблиографических указателей создан отделом иностранной литературы, такие как «Финские исследователи Коми края» (2000), «Венгерские лингвисты - исследователи Коми края» (2002). Они посвящены ученым, занимавшимся исследованиям коми языка. Планируется работа по другим зарубежным лингвистам и российским финно-угроведам. Республика Коми в 2002г. вошла в Баренц регион, и проект «Зарубежные исследователи коми языка: биобиблиографический указатель», направленный в Баренц секретариат, получил малый грант на его реализацию.

При поддержке фонда Фулбрайта стала возможна работа по сбору материала для указателя «П.А. Сорокин» в библиотеке Гарвардского университета США. П.А. Сорокин, выдающийся русский и американский ученый, социолог, этнограф, философ, был уроженцем Коми края. Почти 70 лет не только его работы, но и имя были под запретом в Советском Союзе. Доступ к широкому изучению его трудов в России был ограничен спецхранами библиотек. Несмотря на то, что в последнее время несколько российских издательств выпустило в свет ряд его работ, в целом, наследие ученого остается малоизвестным и недоступным читателю. Указатель в какой-то мере снимает остроту проблемы, содействует распространению знаний о П.А. Сорокине. Он отмечен второй премией Всероссийского конкурса работ по библиотековедению, библиографии и книговедению в 2002 г.

Подъем краеведческого движения в стране влечет за собой возрастающую популярность краеведческой библиографии. Ежегодно библиотекой издается «Календарь знаменательных и памятных дат Республики Коми» - одно из самых популярных изданий Библиотеки, отражающее важнейшие события истории, общественной, экономической и культурной жизни Республики Коми. Все даты в нем сопровождаются ссылками на литературу, к юбилейным датам даны текстовые (фактические) справки и списки литературы.

Объем пособий рекомендательного характера в библиотеке сведен до минимума. Этот вид пособий готовится, в основном, отраслевыми отделами по наиболее актуальным проблемам. Можно назвать работы последних лет: «История династий предпринимателей» (2002 г.), «Искусство Республики Коми» (2001 г.), «История экологии и охраны природы» (2001 г.), «Из истории медицины России» (2000 г.), «Среда обитания и здоровье человека» (1998г.) и другие. Завершается работа над вторым выпуском указателя «Республика Коми» (типа «Что читать о … крае»), первый был издан в 1985г.

В плане издательской деятельности НБ РК на ближайшие пять лет - создание библиографических пособий, посвященных локальным войнам, социальной реабилитации инвалидов, столице республики.

В 2002 г. НБ РК отметила столетний юбилей. В связи с этой датой были подведены итоги работы, в том числе и издательской деятельности. За 100 лет в Библиотеке подготовлено и выпущено немало библиографической продукции, но до сих пор нет библиографического указателя, который бы собрал всю информацию о Библиотеке. К юбилею, к сожалению, такой указатель не был сделан, но в перспективе это будет одной из основных задач НБ РК.


Заключение


Исследуя, данную тему курсовой работы мы пришли к выводу, освоение методики составления библиографических пособий является актуальной задачей для библиотечных специалистов. Связано это с сокращением количества подобных изданий, выпускаемых крупными библиографическими центрами и их большой ролью в организации чтения. Следует отметить и ограниченность тиражей, недостаточную оперативность издания рекомендательных библиографических пособий, краеведческих пособий, указателей по узкоспециальным темам; меньше стало создаваться библиографических пособий, адресованных конкретным группам читателей (молодежи, учащимся средних общеобразовательных учебных заведений и другим категориям); документы, отражаемые в библиографических пособиях созданных крупнейшими библиографическими центрами страны, не всегда соответствуют фонду ЦБС; в библиографических пособиях, подготовленных центрами федерального и регионального подчинения, в большинстве случаев, не отражаются краеведческие издания; не все сотрудники библиотек имеют достаточную подготовку и владеют навыками аналитического подхода к содержанию библиографических пособий.

При проведении библиографирования библиотеки обычно сталкиваются с необходимостью решения ряда общих организационных проблем, связанных с его материальным, кадровым, нормативно-инструктивным (технологическим) обеспечением. Под ними понимается наличие необходимых источников поиска сведений о документах по теме будущего пособия, специалистов нужной квалификации. Для разрешения последней проблемы, как уже говорилось, библиотека привлекает к составительской деятельности работников небиблиографических отделов. Варианты подобной кооперации разнообразны: ведущая роль отводится библиографу, а вспомогательная - сотрудникам других отделов; ведущая роль - небиблиографическим организациям, а консультативно-редакционная - работникам библиографического отдела.

Кроме этого, к составлению библиографических пособий также привлекаются специалисты из разных областей науки, поскольку в современных условиях библиограф уже не в состоянии одинаково свободно ориентироваться во всех отраслях знания, с которыми ему приходится иметь дело. Только специалист в соответствующей области сможет квалифицированно оценить содержание всех библиографируемых документов. Особенно это необходимо при создании крупных научно-вспомогательных и солидных по объему рекомендательных указателей, требующих качественного отбора литературы.


Список использованных источников


1 Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В. Брежнева, В.А. Минкина. - СПб. : Профессия, 2004. - 304 с.

Бриксман М.А. Составление Библиографический пособий / Н.А. Бриксман. - М., 1964. - 299 с.

ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. - Взамен ГОСТ 7.0-84, ГОСТ 7.26-80; введ. 2000-07-01 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности. - СПб., 2010. - С. 23-24.

Диомидова Г.Н. Библиографоведение: Учебник для средних профессиональных учебных заведений / Г.Н. Диомидова. - СПб.: Профессия. - 2003, - 288 с.

Дрешер Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов: учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Дрешер. - СПб. : Профессия, 2008. - 464 с.

Калинина И.Г. Библиографическая продукция в электронном формате / И.Г. Калинина // Библиография. - 2004. - №1. - С. 17-22

Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во МГИК, 1995. - 136 с.

Коршунов О.П. Библиография. Теория. Методология. Методика / О.П. Коршунов. - М. : Книга, 1986. - 246 с.

Коршунов О.П. Библиографоведение. Общий курс: учебник / О.П. Коршунов. - М. : Кн. палата, 1990. - 232 с.

Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: учеб.-практ. пособие / Н.А. Коряковцева. - М. : Либерея, 2004. - 136 с.

Кротков А.В. О пределах понятия «библиографическая информация» / А.В. Кротков // Сов. библиогр. - 1984. - № 4. - С. 13-16.

Моргенштерн И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн; науч. ред. Г.В. Михеева. - СПб. : Профессия, 2005. - 208 с.

Нечипоренко В.П. Некоторые итоги анализа информационной инфраструктуры России / В.П. Нечипоренко, В.А. Цветкова, Т.К. Полунина // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 3. - С. 5-11.

О библиотечном деле: Федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 23 нояб. 1994 г.] // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 3-17.

15 Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / И.С. Пилко. - СПб. : Профессия, 2008. - 342 с.

Пилко И.С. Технологические процессы в библиотечной работе: учеб.-метод. пособие / И.С. Пилко. - М. : Либерея-Бибинформ, 2005. - 176 с.

Положение о государственной системе научно-технической информации: утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 // Информ. бюлл. РБА. - 1998. - Вып.11. - С. 72-77.

Ракитов А.И. Общество, основанное на знаниях / А.И. Ракитов // Вестник РАН. - 2004. - Т. 74. - № 7. - С. 598-605.

Справочник библиографа / науч. ред.: А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2005. - 592 с.

Сухоруков К.М. Государственная библиографическая регистрация произведений печати в России: история и современность / К.М.Сухоруков // Книга: Исследования и материалы. - М., 1997. - Сб. 74. - С 35-42.

Фокеев В.А. Библиографическая информация: экспликация понятия / В.А. Фокеев // Мир библиогр. - 2003. - № 4. - С. 14-18.

Фокеев В.А. Отечественное библиографоведение: науч.-практ. пособие / В.А. Фокеев. - М. : Либерея-Бибинформ, 2006. - 184 с.

Заключение

Библиография имеет очень важную роль в развитии науки. Собранные вместе и размещенные в хронологии их появление описания научных публикаций представляют ценнейший материал для суждения об истории научной дисциплины или конкретной проблемы, показывают всплески интереса к открытиям, методам, напротив угасание, когда выясняется недостоверность обнародованных данных, неприменимость метода и т.п.

Библиография имеет целью осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание изданных произведений, независимо от того, в каких собраниях или библиотеках они находятся. Библиография служит источником наших справок относительно существующих книг и основанием всей документации. Библиография - это посредник между книгами и читателями.

Библиография является неотъемлемой частью научно - справочного аппарата, а так же ценным компонентом науки и культуры. Благодаря библиографии мы можем всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.д. Значение библиографии важно для каждого читателя.

Библиографический список

  • 1. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание Общие требования и правила составления. - Введ. 2004-01-07. - М.: Издательство стандартов, 2004 - II, 166 с.
  • 2. Астахов, Л.В. Библиография как научный феномен / Л.В. Астахов. - М.: Изд-во МГУК, 1997. - 338 с.
  • 3. Вохрышева, М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность / М.Г. Вохрышева. - М.: Книжная палата, 1989. - 200 с.
  • 4. Гречихин, А.А. Общая библиография / А.А. Гречихин. -- М.: МГУП, 2000. -- 588 с.
  • 5. Диамидова, Г.Н. Библиографоведение. Учебное пособие / Г.Н. Диамидова. - СПб.: Профессия, 2003. - 288 с.
  • 6. Здобнов, Н. Библиография как историческая наука / Н. Здобнов // Наука и жизнь. - 1989. - №2.
  • 7. Российское библиографоведение: итоги и перспективы / сост. Т.Ф. Лиховид. - М.: Фаир-Пресс, 2006. - 688 с.
  • 8. Справочник библиографа / сост. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2003. - 560 с.

Министерство образования и науки Российской Федерации

образовательного учреждения

направления 080100 Экономика, профиль - Экономика предприятий и организаций (жилищно-коммунальное хозяйство)

направления 080100 Экономика, профиль - Финансы и кредит

направления 081100 Государственное и муниципальное управление

Специальность 080105 –

Анадырь

Курсовая работа – самостоятельное учебно-научное исследование студентов, выполняемое под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана.

Точка в конце названия не ставится.

Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения. Например: Рисунок 1.3 - Структура фирмы

ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела - в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2).

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица 1.2).

Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например:

Таблица 1 – Показатели абсолютной бедности в России

Показатели, в %

Коэффициент бедности

Индекс глубины бедности

Индекс остроты бедности

Индикатор бедности Сена

Точка в конце названия не ставится. Таблица выравнивается по левому краю.

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе , а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРИМЕЧАНИЙ

Примечания размещают сразу после текста, рисунка или в таблице, к которым они относятся. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и идет текст примечания. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки. Например:

Примечание - _____

Примечания

1 ________________

2 ________________

3 ________________

Примечания можно оформить в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более трех звездочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева.

По ходу изложения студенту надо ссылаться на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, формулы и другие элементы, расположенные по условиям содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка "№", например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т. д.

ОФОРМЛЕНИЕ ФОРМУЛ И УРАВНЕНИЙ

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».

Если нужны пояснения к символам и коэффициентам, то они приводятся сразу под формулой в той же последовательности, в которой они идут в формуле.

Все формулы нумеруются. Обычно нумерация сквозная. Номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой, например: (1.4).

Формулы в приложениях имеют отдельную нумерацию в пределах каждого приложения с добавлением впереди обозначения приложения, например: (1.2).

Допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ).

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают цифрами (например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т. д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

Источники в списке литературы необходимо располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты .

    нормативные акты; книги; печатная периодика; источники на электронных носителях локального доступа; источники на электронных носителях удаленного доступа (т. е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Принцип расположения в списке библиографических описаний источников - "слово за словом". Записи рекомендуется располагать: 1) при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т. д.; 2) при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий; 3) при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим); 4) при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими, - по алфавиту фамилий соавторов.

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) - впереди более старые.

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК

    внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз страницы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

Внутритекстовая библиографическая ссылка - располагается прямо в тексте и заключается в круглые скобки. Она может содержать (т. е. не обязательно) все элементы, которые должны быть в описании источника в списке литературы.

(, Петраков безопасность и защита информации : учеб. пособие. М., 2006)

Подстрочная библиографическая ссылка - оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз страницы. Она может содержать (т. е. не обязательно) все элементы, которые должны быть в описании источника в списке литературы:

1 Тарасова история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

Затекстовая библиографическая ссылка - это номер источника в списке ссылок. Совокупность затекстовых ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. При этом совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком (списком литературы), как правило, также помещаемыми после текста документа и имеющими самостоятельное значение.

При нумерации затекстовых ссылок используется сплошная нумерация для всего документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п. Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают в верхнем регистре, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

В тексте:

Общий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины ХХ века, дает работа библиографа 59.

59 Кауфман словари: библиография. М., 1961.

В тексте:

Общий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины ХХ века, дает работа библиографа .

59. Кауфман словари: библиография. М., 1961.

10. Бердяев Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 19c.

При отсутствии нумерации записей в затекстовой ссылке (т. е. когда список ссылок не нумеруется), в отсылке указывают сведения, позволяющие идентифицировать объект ссылки.

Если ссылку приводят на документ, созданный одним, двумя или тремя авторами, в отсылке указывают фамилии авторов, если на документ, созданный четырьмя и более авторами, а также, если авторы не указаны, - в отсылке указывают название документа; при необходимости сведения дополняют указанием года издания и страниц. Сведения в отсылке разделяют запятой, например:

В тексте:

[Пахомов, Петрова]

[Нестационарная аэродинамика баллистического полета]

Петрова. М. : Проспект, 20с.

Нестационарная аэродинамика баллистического полета / [и др.]. М., 20с.

В тексте (Так как в тексте встречаются также отсылки на другую книгу, изданную в 1975 г., в отсылке указан год издания.): [Бахтин, 2003, с. 18]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. АНАДЫРЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина:

На тему: « »

Выполнил студент заочной формы

обучения со сроком обучения

Лет__месяцев, группы _______

(ФИО) (подпись)

Научный руководитель:

___________________ ___________________

(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)

Дата сдачи:

«____»______________20__г.

Дата защиты:

«____»_____________20__г.

Оценка: __________________

Анадырь 20_

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ…………..……………………………………………………..……...4

ГЛАВА 1 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ………………7

1.1 Современная концепция понятия «туристская дестинация»…………....7

1.2 Характеристика здорового образа жизни человека……………………15

1.3 Взаимосвязь компонентов туристской дестинации и

стремления населения к здоровому образу жизни…………………………23

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ

ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ ЗОНЫ ОТДЫХА

ОЗЕРА «СЕЛИГЕР»………………………………………………………………30

2.1 Характеристика туристской дестинации зоны

отдыха озера «Селигер»………………………………………………….......30

2.2 Анализ факторов, влияющих на развитие

туристской дестинации………………………………………………………...37

2.3 Оценка рыночного подхода к управлению

жизненным циклом туристской дестинации…………………………….…..45

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ ДЕСТИНАЦИИ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ НЕОХВАЧЕННЫХ СЕГМЕНТОВ СПРОСА………………..72

3.1 Внедрение дополнительных платных услуг: спа-услуги,

стоун-терапия………………………………………………………..……........72

3.2 Организация устройства бассейна на базах отдыха

«Сокол» и «Селигер»……………………………………………………...…..79

3.3 Формирование маршрутов спортивно-оздоровительного

туризма……………………………………………………………………..…..87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….........93

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………97

Приложение 1 Взаимодействие факторов туристской дестинации……………99

Обязательно укажите номера страниц!

Выбор темы и хорошо составленная библиография - залог ус­пешной работы. Библиография обязательно должна вклю­чать статьи из научных журналов. Изучение библиографии расширяет кругозор обучающихся, приуча­ет к работе с книгой, прививает навыки научного исследования.

При составлении библиографии должны быть использованы:

Списки литературы по соответствующим темам, указанные в программе курса;

Специальные библиографические издания;

Составленный библиографический список должен быть обязательно согласован с руководителем.

Задача преподавателя:

Дополнить список наиболее актуальными исследованиями и статьями;

Ограничить список в разумных пределах;

Показать обучающемуся, в какой очередности надо изучать литературу;

Дать направление работы по теме и указать, на какие вопросы следует обращать внимание при чтении литературы.

Преподавателю не следует ограничивать самостоятельную рабо­ту обучающегося в поиске источников, в то же время он должен помочь ему «не утонуть» в обилии информации.

Преподаватель должен знакомить обучающихся с различными кон­цепциями, а не только с той, которую сам разделяет, оставляя за ним право выбора собственной позиции, которая возникает на основе творческого осмысления материала.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА (ОГЛАВЛЕНИЯ)

Изучение литературы и составление плана (оглавления) ВКР ­очень трудоемкий и наиболее длительный этап работы. Чтобы уско­рить этот процесс, обучающийся должен ознакомиться с соответствующей темой в программе данного курса: прочитать по ней главы учебника, записи лекций и конспекты к семинарским занятиям.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.

Последовательность и примерный объем основных структурных элементов ВКР приведен в таблице 1.1. Общий объем ВКР должен составлять 35-40 страниц.

Таблица 1.1.

Последовательность и примерный объем структурных элементов

Первой страницей ВКР является титульный лист, содержащий следующие реквизиты: полное наименование учебного заведения, тему дипломной работы, сведения об авторе работы, сведения о руководителе, консультанте, местонахождение (город) образовательного учреждения, год написания работы.

Сдача и прием ВКР подтверждается подписями обучающегося и руководителя, допуск к защите – подписью заместителя директора по учебно-производственной (учебной) работе на лицевой стороне титульного листа (приложение 1).

Следующим обязательным структурным элементом является оглавление (приложение 3).

Введение - важная часть ВКР, к содержанию которой предъявляются четкие требования. Во введенииизлагается:

Практическая значимость в целом и актуальность темы в современных условиях;

Цели и задачи работы;

Объект исследования;

Предмет исследования;

Объект наблюдения;

Методологическая основа;

Основные источники информации;

Структура работы.

Актуальность темы обосновывается анализом теоретических источников и тенденциями общественного развития.

Цель дипломного исследования формулируется как изучение особенностей какого-либо процесса или явления, определение его роли в деятельности организации.

Задачи конкретизируют цель и отражают последовательность исследований. Формулировку задач рекомендуется начинать со слов: проанализировать..., разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, найти…, определить…, описать…, установить…, рекомендовать.. и т.п.

Объект исследования – это процесс или явление, которое обучающийся выбрал для изучения. Объект исследования должен точно соответствовать заявленной теме и проблеме работы.

Предмет исследования более конкретен, он является частью объекта исследования.

Объект наблюдения – организация, на материалах которой выполнена ВКР.

Основные источники информации – краткий перечень научной монографической и журнальной литературы, используемой для написания теоретической и практической частей работы.

Структура работы – краткое описание ее составных элементов.

Теоретическая часть работы характеризует уровень теоретической подготовки обучающихся. В ней на основе обзора литературы отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых, научно-методических и статистических материалов рассматривается сущность исследуемой проблемы. При изложении материала необходимо давать определения (формулировки), классификации, характеристики основных понятий используемых в работе. Теоретическая часть ВКР дается в первой главе.

Практическая часть – носит аналитический, практико-ориентированный характер.

В этой главе обучающийся изучает проблемы на примере конкретной организации, используя различные методы исследования. При выполнении этой части недопустимо ограничиваться констатацией фактов, необходимо раскрыть тенденции, вскрыть недостатки и причины, их обусловившие. Заканчивается глава конкретными рекомендациями по устранению недостатков деятельности организации.

Главы состоят из параграфов. Не следует утя­желять работу параграфами, их максимальное число не должно превышать 3-4. В конце каждого параграфа и каждой главы необходимо подводить итог, то есть сделать выводы, которые обычно начинаются оборотом: «таким образом…,» или словом: «итак…,» и т.д. Выводы должны быть краткими.

Заключение завершающий раздел работы, охватывающее все аспекты или показатели деятельности, которые нашли отражение в основной части работы. Заключение имеет форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение выводов и их соотношение с целью работы и задачами, сформулированными во введении. В заключении отражаются основные итоги проделанной работы, излагаются краткие выводы по теме исследования, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнуты ли цели и задачи, формулируются предложения по использованию полученных результатов.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора работы ясно мыслить и излагать материал. В заключении не следует повторять выводы, которые обучающийся делал в конце параграфов. Оно должно содержать главные итоговые результаты работы.

Библиографический список является важной составной частью ВКР и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы.

В приложении помещают вспомогательный материал, который при включении в основную часть либо загромождает текст, либо затрудняет понимание работы. В качестве приложений могут быть:

Таблицы цифровых данных;

Рабочие документы (или извлечения из них);

Иллюстрации, диаграммы, фотографии и другие документы вспомогательного характера;

Таблицы и рисунки большого формата (занимающие целую страницу и более).


Похожая информация.