Как правильно обращаться с просьбой к человеку. Как обратиться с просьбой, чтобы ее услышали. Где «потерялись» нужные слова
Всем пламенный привет! Соблюдение речевого этикета при официально-деловом или бытовом общении с малознакомыми собеседниками — это очень важный показатель вашей образованности и воспитанности. Если вы хотите получить какую-либо информацию, договориться о чем-либо, заключить успешную сделку, то к собеседнику необходимо обращаться вежливо. Поэтому сегодня вы научитесь обращаться к своему собеседнику с просьбой и давать разрешения.
Этикет общения на английском: обращение с просьбой и разрешениеКогда я говорю об обращении с просьбой, я имею ввиду не только просьбу конкретных предметов, но и просьбу совершить какой-ибо поступок. Например, просьба о помощи. Если же вы хотите что-то взять, потрогать, осмотреть, пройти, то обязательно нужно спросить разрешения: Можно зайти в вашу комнату? Конечно, в процессе общения с воспитанным человеком, что-то просить или спрашивать позволения будут и у вас. Поэтому важно научиться отвечать на просьбы и давать разрешения, чем мы, собственно и займемся прямо сейчас.
Вспомните похожий урок Как вежливо прервать беседу?
А теперь прочитаем небольшую беседу, предыстория и краткое содержание которой заключается в следующем: наш знакомый радио журналист М. Лернер посетил один из американских военных объектов. Мартин находится на большом авианосце. Репортер беседует с членами экипажа корабля и пилотом одного самолета на английском языке:
Martin: May I look at the planes? — Я могу (Можно) посмотреть на самолеты? (спрашивать разрешения)
Captain: OK. Look at the planes. Talk to the pilots. — Хорошо. Посмотрите на самолеты. Поговорите с пилотами
Martin: May I look around the ship? — Можно (я могу) осмотреть судно?
Captain: Of course… Would you like to see the ship now? — Конечно… Хотели бы Вы осмотреть судно сейчас?
Martin: May I? — А можно? (дословно: я могу?)
Captain: You can’t go some places. You can’t see everything. — Вы не можете пройти в некоторые места. Вы не можете видеть все
Martin: May I ask why? — Я могу спросить почему?
Captain: For security. It’s a nuclear ship, you know. — Для безопасности. Это ядерное судно, вы знаете.
Внимательно прочтите фрагмент разговора Мартина Лернера и капитана авианосца несколько раз. Постарайтесь запомнить речевые конструкции с помощью которых можно дать разрешение или, наоборот, что-либо запретить, отклонить просьбу.
А после прослушайте аудио запись урока, чтобы научиться воспринимать беглую речь носителей в процессе общения на английском. Также вы можете использовать аудио урок, озвученный профессиональными дикторами, для тренировки собственного американского произношения:
/wp-content/uploads/2014/11/russian_english_067.mp3Давать разрешение по-английски
Используйте удобную таблицу с лексикой на русском и английском языках, чтобы изучить английские обращения к своему собеседнику с просьбой, а также научиться давать разрешение по-английски. Таблица с текстом поможет освоить новый материал намного быстрее.
Просьба и разрешение | |
Фразы | |
Не возражаю | I don’t mind |
Хорошо | |
Конечно | Of course. Sure |
Существительные (Nouns) | |
бой | battle |
койка | bunk |
клуб | club |
палуба | deck |
чрезвычайное обстоятельство | emergency |
праздник | holiday |
гостиная | lounge |
каюта, жилье | quarters |
секреты | secrets |
безопасность | security |
корабль | ship |
пространство, место | space (area) |
экскурсия | tour |
авианосец | aircraft carrier |
рабочее место | station |
Наречия (Adverbs) | |
дальше | farther |
в трюме под палубой | bellow deck |
Прилагательные (Adjectives) | |
точный | exact |
ядерный | nuclear |
запретный, неразрешенный | off limits |
верхний | upper |
Глаголы (Verbs) | |
рассчитывать на…, полагаться на…, зависеть от… | to depend |
тратить попусту, оставлять неиспользованным | to waste |
познакомиться | to meet |
ценить, быть признательным | to appreciate |
показывать, сопровождать при осмотре | to show smb. around |
оставлять место неиспользованным | to waste space |
Сохраните таблицу на своем компьютере или распечатайте, чтобы время от времени пересматривать и повторять слова.
Обязательно выполните Домашнюю работу (Homework):
- Перечитайте вслух диалог в начале урока несколько раз, выучите его и потренируйтесь с другом.
- Прочитайте вслух просьбы о разрешении, дайте на них положительные ответы на английском и запишите в тетрадь:
- May I have some coffee?
- May I ask you a question?
- May I ask you about your work?
- May I look around the ship?
- May I take this book?
3. Переведите на английский и запишите перевод в тетрадь:
- Можно задать вам вопрос? Конечно.
- Можно спросить вас о вашей работе? Хорошо.
- Можно взять эту книгу? Не возражаю.
- Разрешите осмотреть корабль? (Можно осмотреть корабль?) Конечно.
Благодарю всех за внимание и доверие. Желаю отличного настроения и хорошего дня! Успехов!
При обращении с просьбой к другому человеку никто не хочет получить отказ. Однако время от времени, каждому случается пережить подобное. Многие не понимают, что они сделали не так и каким образом это можно исправить. Опытные психологи часто повторяют одну простую истину: «Мало передать человеку смысл сообщения. Чтобы он начал действовать, фразы должны обрести привлекательную для восприятия форму».
В чем причина получения отказов даже на простые просьбы? Порой культура современного человека заставляет его утаивать свои личные потребности. Это происходит вследствие повышения официальности отношений и распространения делового стиля коммуникации. А когда наступает момент необходимости, просьба выглядит неестественно и ничего, кроме желания отказать, не вызывает.
Стоит разграничить моменты, когда человек просит и когда он предъявляет требование. Как же наметить для себя эту грань и отследить ее в собственных словах? Для этого нужно совсем немного — вспомнить, начинаются ли укоры в сторону отказавшего после неприятного события.
Если человек обвиняет сказавшего «Нет!», велика вероятность, что обращался он именно с требованием. Самостоятельно заметить это бывает очень трудно. Ключевым моментом здесь служат убеждения. Воспитание, окружение и некоторые личные выводы могут создать ошибочные представления о том, как же правильно нужно говорить. Сформированные на их основе шаблоны могут прекрасно работать у одного человека и никак не подходить другому.
Побочным эффектом любого неудовлетворенного требования является чувство обиды, а порой даже гнев и ожесточение. Именно так реагирует человек, не получивший того, чего очень сильно желал. Отличительной особенностью такого желания служит ограниченное количество вариантов его удовлетворения. Не замечая других возможных решений, просящий человек оказывается в тупике, что и вызывает неприятные эмоции.
Переходя от причин к профилактике, следует вспомнить основные советы, способные сделать обращение удобным для собеседника и расположить его к дальнейшему взаимодействию.
Неопределенно высказанные и неоднозначно понимаемые слова, чаще всего, воспринимаются с опасением. Говорить о том, что касается действий, нужно как можно более конкретно. Четкие требования и доступные пониманию условия будущих событий создают ощущение понимания. Приводя пример общей фразы «Мне так необходимо твое внимание!», можно заметить отсутствие чего-либо реально выполнимого. Это скорее желание, нежели просьба.
Добавление конкретики создает нечто подобное: «Можешь ли ты помогать мне разбирать продукты, когда я прихожу из магазина?». Также на пользу пойдет применение положительных формулировок. Говорить нужно о том, чего хочется, а не наоборот. Перестать, прекратить, не делать - все это формулировки с отрицательным смыслом. Они не подразумевают наличие цели действий. Это уход от чего-то, а не направление пути.
Еще одной особенностью выполняемых просьб является сообщение их в настоящем времени. Когда человек слышит: «В следующий раз помоги ей убраться», он настраивается на будущее, и в настоящий момент ничего не происходит. Если же попросить его именно сейчас выслушать советы относительно помощи по дому, скорее всего, данный момент станет переломным в его поведении.
Подводя черту, следует вспомнить неотъемлемые составляющие успеха любой просьбы. Прежде чем обратиться к человеку, стоит понять, действительно ли данный призыв несет в себе просьбу, а не требование. Также необходимо учесть свое эмоциональное состояние, которое, как уже выяснилось, способно повлиять на всю дальнейшую коммуникацию. Детальность и проработанность условий создадут понимание, а положительная формулировка обеспечит правильный настрой собеседника.
Юлия Чернова
Конспект занятия «Как можно обратиться с просьбой»
Задачи :
Образовательные :
Учить детей подбирать и проигрывать варианты обращения по ситуациям .
Учить детей быть внимательными друг к другу, правильно произносить волшебные слова, говорить тихим, спокойным голосом, смотреть в глаза к кому обращаешься .
Развивающие :
Совершенствовать умение использовать в своей речи волшебные слова.
Развивать умение правильно обращаться к взрослому , к товарищу.
Воспитательные :
Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу, уважительное отношения к взрослым.
Индивидуальная работа :
-Высокий уровень : Серафим, Вадим, Арина, Кирилл Ш.
-Низкий уровень : Антон, Маша, Настя, Лиза.
Методы и приёмы :
Словесные :
Ритуал начала занятия «волшебный клубочек»
- Вопросы к детям (проблемно-поискового, уточняющего характера)
Поощрение
Наглядные :
Использование клубка ниток (волшебный клубочек)
Практические :
Выполнение действий детьми на просьбу воспитателя
Проигрывание вариантов по ситуациям.
Предварительная работа :
Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово»
Ход занятия:
Ритуал начала занятия «волшебный клубочек (дети сидят на стульях по кругу)
В. - Дети, посмотрите, что у меня здесь? (показывает клубочек)
Это не просто клубок ниток – это волшебный клубочек и ниточки в клубочке тоже волшебные. Давайте поприветствуем друг друга а волшебный клубочек нам поможет (вос-ль передаёт клубок ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом ласково приветствует рядом сидящего ребёнка, затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до воспитателя.
В. - Вот мы с вами сейчас все и поздоровались с помощью волшебных слов, которые нам помогают общаться, поднимают настроение.
В. - Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой к другому человеку . Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как ты думаешь Арина?
Ответы детей
В. -Молодцы ребятки да правильно использовать волшебное слово «пожалуйста» , а ещё обязательно назвать по имени если вы обращаетесь к товарищу , по имени и отчеству если к взрослому человеку, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово»пожалуйста», говорить тихим, ласковым голосом.
В. -Давайте попробуем.
В. - Настя, дай мне пожалуйста игрушку
(Действия детей)
В. - Спасибо!
В. -Лиза, если тебе не трудно, помоги мне пожалуйста собрать карандаши в карандашницу
Спасибо за помощь
В. - Дима, будь так добр, поправь мне пожалуйста воротник,
Спасибо!
В. - Ребята а давайте представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать где находится магазин…
В. -Как вы думаете можно сказать так ?
Будьте добры
Будьте любезны
Если вас не затруднит помогите мне пожалуйста
Окажите мне услугу.
Давайте поиграем : Серафим будет незнакомый человек, а Настя к нему обратится с просьбой , Настя ты не можешь найти магазин детский мир как бы ты обратилась к незнакомому человеку? (обыгрывание ситуации -2-3 детей
В. - Молодцы ребята! Ой какие вы вежливые, правильно обращаетесь с просьбой даже г незнакомым людям. А если вам нужно обратиться к воспитателю , маме, или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем либо? Нужно обратиться такими словами :
Извините пожалуйста, что перебиваю Вас, можно задать вопрос ?
В. - Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.
Публикации по теме:
Конспект занятия по ПДД «Шагая осторожно, за улицей следи и только там, где можно, ее переходи» Тема «Шагая осторожно, за улицей следи. И только там, где можно, ее переходи» (старшая группа) Составила учитель-логопед Некипелова Е. А.
Конспект логопедического занятия Тема: «Мой город». Лексическая тема: О городе. Тема: Слова –антонимы. Коррекционно-образовательные цели: 1. Уточнить знания детей о городе, в котором они.
Конспект НОД «Об этом можно говорить стихами» МБДОУ Детский сад «Снежинка» Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: -расширять и закреплять знания детей о космосе, солнечной.
Тема:"Овощи",что можно приготовить из овощей. 1. Образовательные задачи: Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте.
Возрастная группа: старшая Цель: Обобщить и систематизировать знания о хлебе. Задачи: Образовательные: конкретизировать имеющиеся знания.
Здесь вы можете бесплатно пройти аудиоурок 67. Вы научитесь обращаться к своему собеседнику с просьбой и давать разрешения.
Аудиофайл урока находится в нашей группе вконтакте>>>
Цель: Вы научитесь обращаться к своему собеседнику с просьбой и давать разрешения.
Conversation:
Martin: May I look at the planes?
Captain: OK. Look at the planes. Talk to the pilots.
Martin: May I look around the ship?
Captain: Of course... Would you like to see the ship now?
Captain: You can"t go some places. You can"t see everything.
Martin: May I ask why?
Captain: For security. It"s a nuclear ship, you know.
Words and phrases:
bunk - койка
deck - палуба
emergency - чрезвычайное обстоятельство
holiday - праздник
lounge - гостиная
quarters - каюта, жилье
secrets - секреты
security - безопасность
ship - корабль
space (area) - пространство, место
tour - экскурсия
aircraft carrier - авианосец
station - рабочее место
to depend - рассчитывать на..., полагаться на..., зависеть от...
to waste - тратить попусту, оставлять неиспользованным
to meet - познакомиться
to appreciate - ценить, быть признательным
to show smb. around - показывать, сопровождать при осмотре
to waste space - оставлять место неиспользованным
Adjectives:
exact - точный
nuclear - ядерный
off limits - запретный, неразрешенный
upper - верхний
Phrases:
I don"t mind. - Не возражаю
OK. - Хорошо.
Of course. Sure. - Конечно.
Homework - Домашнее задание:
1. Прочитайте несколько раз вслух диалог в начале урока и разучите его с другом.
2. Прочитайте вслух просьбы о разрешении, дайте на них положительные ответы и запишите их в тетрадь: 1. May I have some coffee?
2. May I ask you a question?
3. May I ask you about your work?
4. May I look around the ship?
5. May I take this book?
3. Переведите на английский язык и запишите в тетрадь:
1. Можно задать вам вопрос? Конечно.
2. Можно спросить вас о вашей работе? Хорошо.
3. Можно взять эту книгу? Не возражаю.
4. Разрешите осмотреть корабль? (Можно осмотреть корабль?) Конечно.