Репортаж с места события. Как написать репортаж за семь шагов. Как написать проблемный репортаж

Если вы хотите стать журналистом и мечтаете рассказать о нашумевшем событии, вам поможет обращение к известному и любимому многими жанру. Как написать хороший репортаж правильно и быстро? Стоит ли составлять примерный план? На эти и многие другие вопросы отвечает данная статья.

Текст такого рода сложен для новичков, однако серьёзная подготовка и грамотный подбор материала помогут вам в создании успешного и информативного сообщения о произошедшем. Специфика жанра проявляется в особенностях изложения: рассказ не может быть сухим и отстраненным. В нём всегда присутствует мнение журналиста, его отношение к проблеме или событию. Хорошему репортеру важно побывать на месте происшествия и проанализировать ситуацию.

    Отличительные особенности жанра:
  • хронологический порядок освещения действий;
  • описательность и наглядность;
  • своевременность сообщения;
  • соответствие фактам и предельная точность;
  • отсутствие вымысла;
  • отражение активной позиции журналиста

Почему репортаж остается таким популярным

  • возможность полного и всестороннего анализа, которого нет на телевидении и в радиовещании;
  • сравнительная независимость печатных изданий и блогов, которая позволяет освещать любые темы и высказывать разнообразные мнения.

Текст должен быть достоверным и вызывать интерес и переживание у читателей. Для того чтобы создать яркое и запоминающееся сообщение, следует придерживаться нескольких принципов:

  • Настоящий профессионал сделает все, чтобы оказаться на месте события;
  • Погрузившись в ситуацию, не забывайте о внимании к деталям и любопытным мелочам;
  • Опрос присутствующих поможет вам сравнить мнения людей, которые вы можете использовать при написании текста;
  • Важно не только то, что произошло, но и то, что предшествовало событию. Соберите факты и проанализируйте их, восстановив причинно-следственную связь;
  • Делайте записи и пометки, фотографируйте очевидцев и участников происшествия
    Выделяют несколько видов репортажа
  • тематический – такой текст может готовиться долго из-за объёма информации, используемой в качестве источника;
  • событийный – пишется в короткие сроки и рассказывает о криминальных, светских, производственных и спортивных новостях;
  • проблемный – подчинен определённой ситуации, которая тщательно анализируется журналистом.

Существует несколько правил, которые помогут вам добиться успеха в нелёгком деле создания репортажа.

Подготовка к написанию

Примеры, которые помогут вам понять, как написать репортаж, можно брать из статей или газет, тематических блогов. Попробуйте конспектировать журналистов центральных телеканалов, составьте список шаблонных фраз и отредактируйте услышанное. Участвуйте в конкурсах и мастер-классах, учитесь и совершенствуйтесь каждый день;
Найдите тему, которая будет вам интересна. Не думайте, что успеха может добиться лишь тот, кто освещает популярные события, известных людей или злободневные проблемы. Большинство интересных историй окружает нас каждый день, и только тот, кто готов прислушиваться к посторонним людям и внимательно следить за происходящим, может найти материал для увлекательной статьи, которая будет прочитана миллионами.

    Часто начинающие журналисты останавливают свой выбор на
  • каком-либо драматическом событии, которое затрагивает сразу несколько актуальных для общества проблем;
  • истории о медийных личностях;
  • новостях из политики и экономики, которые интересуют каждого;
  • неожиданностях и занимательных эпизодах из повседневной жизни.

Выбирая персонажа репортажа, проведите тщательный отбор. Своеобразный кастинг поможет вам определиться с особенностями повествования и даст идеи, которые облегчат дальнейшую работу. Ваш герой должен вдохновлять и вызывать симпатию. Не стоит выбирать личность, окруженную дурной славой. История о ней будет однобокой и предсказуемой, а ваше отношение помешает создать объективное описание.

Человек, которого вы опрашиваете, должен свободно и ясно излагать свои мысли. Репортеру нужно тактично побудить его рассказать о причинах освещаемого события. Мнение автора не должно смешиваться с высказываниями героя. Вы рассказываете историю, сила воздействия которой зависит от подхода к материалу и начальной отстранённости автора. Свое отношение можно высказать в финале: так читатель получит не только яркое описание ситуации, но и эмоциональный отклик журналист.

Структура текста

Если вы не знаете, как написать репортаж и боитесь отойти от привычного канона, создайте план, который будет напоминать вам о порядке действий:
Не забывайте об интриге, содержащейся в метком и броском заголовке;
После напишите вступление, которое подготовит читателей к основному блоку информации;
Далее приступайте к описанию событий;
В финале дайте оценку действиям персонажей и расскажите о собственном отношении к возникшей ситуации;
Как оформить репортаж? Если вы хотите, чтобы текст был разбавлен изображениями, добавьте фотографии очевидцев или места происшествия.

Помните о важных приёмах, отсутствие которых в статье нежелательно:
Не делайте свой текст нагромождением подробностей. Используйте детали, которые помогут вам оживить сюжет;
Умело подобранные диалоги превращают сухое изложение фактов в захватывающую историю;
Не бойтесь добавить действия: статика вызывает скуку и не способна привлечь читателя.

Репортаж как жанр отличается определённой стилистикой

Используйте глаголы, которые точно передадут ваше видение ситуации;
Постарайтесь избегать резких оценок, если вы не можете их аргументировать. Будьте осторожны с прилагательными, при помощи которых вы описываете событие и персонажей;
Вставляйте меньше цитат. Старайтесь пересказывать реплики очевидцев. Диалог, появившийся в тексте, должен точно и выразительно характеризовать ситуацию;
Используйте оригинальные сравнения;
Создайте статью, которая будет держать читателя в напряжении от начала и до конца.

Ошибки, возникающие при написании репортажа

Подмена понятий и работа со смежным жанром. Молодой журналист может написать короткую зарисовку с места событий или взять небольшое интервью, однако этого материала будет недостаточно;
Рассказ о собственном отношении к проблеме вместо описания ситуации;
Интерес к негативным сюжетам и грязному реализму

Эта простая инструкция поможет вам написать хороший репортаж!

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от , тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод . То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны ), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

  1. Заголовок
  2. Лид (введение )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий . То есть вы делаете это от первого лица (я, мы ). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие . То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво ».

Подмечайте яркие детали . Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности .

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты . Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора ). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу ). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения ), то это уже будет реконструкция события , а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму . Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.


Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый ».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики ). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или . Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия ). Вот ссылка на полный текст .


Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид ), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.


Пример текста репортажа

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.


Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото ). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось ). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

Привет, друзья и коллеги. На связи Павел Ямб, и сегодня выкладываю пример написания репортажа. Это одновременно текст в портфолио и в рубрику “про меня”, потому что я являюсь активным участником описываемых событий – праздника, проводимого в северных городах.

День оленевода

Ежегодно в последние выходные марта в северных городах, таких как Ноябрьск, Сургут, Салехард проходит праздник “День народов Севера”. Местные жители называют его День оленеводов. В город съезжаются коренные жители западной Сибири – ханты. Они прибывают на оленях, привозят свежую, на днях выловленную рыбу, раскидывают чумы и накрывают столы.

Чум – конической формы шалаш, сооруженный из веток деревьев и покрытый оленьей шкурой, в котором ханты проводят большую часть своей кочевой жизни в тундре, далеко от города.

Мы побывали на этом празднике и многое узнали об этом удивительном народе.
С самого утра на городской площади обнаружили толпящихся людей, желающих купить свеженькую рыбу. Ханты продают ее c грузовиков. Муксун, щука, щекур, ряпушка – местные виды рыб, которые можно приобрести здесь. Рыба из наших супермаркетов ни в какое сравнение не идет с этой. Мы пришли очень рано и успели купить копченого муксуна. (Теперь я сомневаюсь, что куплю рыбу в супермаркете).

С самого утра на главной сцене площади раздается непривычная музыка и песни коренных народов – необычно протяжная мелодия с использованием самобытных музыкальных инструментов.

Неподалеку от центра празднования пасутся олени. Каждый желающий может за 400 рублей сделать несколько кругов вокруг площади на санях с оленями, погладить их и сфотографироваться. Дети в восторге от такого развлечения. Наш Сережка точно.

Наш Сережка и олени

Хозяева чумов, раскинутых по периметру, также рады гостям и их кошелькам. За 500 рублей любой житель города может окунуться в атмосферу этого жилища: посидеть за столом, принять угощение от хозяев и пообщаться с ними.

Сложно удержаться от желания взглянуть, как живут эти люди далеко в тундре, среди снега. Не удержались и мы.

Попав вовнутрь, оказываешься в полумраке, освещением служит свет от небольшой печки, которая располагается в центре. Недалеко от входа стоит стол с яствами, специально приготовленными для гостей. Мы сели на мягкий ковер, не снимая обуви. Нас принялась угощать молодая женщина – Айгуль, в ярко-красной одежде с вышитой северной символикой. После ухи, налитой в одноразовый стаканчик, мы отведали свежей рыбки. В прямом смысле – свежезамороженная рыба, от которой отрезаются тоненькие кусочки и кладутся на тарелку. Называется строганина. Необычно, но вкусно. Запиваем чаем, вприкуску клюква с сахаром.

Мы с Инной в чуме

За едой мы разговорились с Айгуль и задали интересовавшие нас вопросы:

— Скажите, а вы постоянно живете в тундре в таких чумах?
— Да, — ответила она.
— А чем занимаетесь?
— Мы пасем наших оленей, шьем одежду, воспитываем детей. Муж занимается охотой и рыбалкой.
— А сложно так жить, вдали от цивилизации?
— Нет, мы привыкли, с самого детства так живем. К тому же сейчас у нас появился снегоход, на котором муж может ездить в город продавать рыбу или менять ее на другие товары. На тот же бензин, например. Сейчас мы намного современней, чем еще 20 лет назад.
— А правда, что вы можете различать 100 оттенков снега?
— Почти, — Айгуль засмеялась.

Это мы у нее в гостях

После полудня на улице, за импровизированными столиками ели шашлык, который был приготовлен при нас. Особенная северная романтика заключалась в том, что пока мы ели наше мясо, в тарелку попал снег – еле заметные снежинки, которые надуло ветром.

В память об этом дне мы купили по сувениру, отражающему суть этого праздника: магнитики на холодильник с изображением одиноко стоящего чума посреди тундры, фигурки оленей и их хозяев – хранителей севера – хантов.

Затем пошли смотреть на соревнования оленеводов

Соревнования включали в себя национальные виды борьбы, перетягивание палки и прыжки на скорость через нарты. Нарты это узкие сани, в которых впрягаются олени. Суть соревнований – как можно быстрее перепрыгнуть через 20 нарт выстроенных в ряд. Очень интересно и не так легко, как может показаться. По крайней мере, добровольцам из городских жителей, которые вызвались поучаствовать в этих прыжках, пришлось нелегко. Они смогли перепрыгнуть только через 3 или 4 нарт, в то время как оленеводы перепрыгивали через них, даже не вспотев.

Вечером в 18:00 прошла церемония награждения победителей соревнований. Все достойные получили награду – медали, кубки и аплодисменты.

На этой приятной ноте завершилось наше путешествие в удивительный мир северного народа. Пусть немного, но все мы (присутствующие) прикоснулись к этой жизни – полной романтики и приключений на наш взгляд, но обыденной и повседневной для них – оленеводов.

РЕПОРТАЖ (газета)

Репортаж - это сообщение факта, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора. Репортаж должен быть динамичным.

Журналист:

Привлекает внимание к событию,

Пробуждает интерес или сочувствие.

Подтверждает реальность происходящего: вводит прямую речь, выражает собственное отношение к сообщаемому, подробно описывает какие-то моменты, рассуждает вместе с читателями газеты.

Разновидности репортажа

Информационный репортаж - репортер сообщает о факте, событии и не пытается обобщать то, о чем рассказывает. Может дать сжатую оценку, высказать свое отношение к тому, что увидел или узнал.

Исторический репортаж - сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

Криминальный репортаж подходит под определение информационный.

Как работать над репортажем

Автор должен быть свидетелем, непосредственным участником события - подбирает материал на месте, записывая детали, которые затем помогут восстановить последовательность события, отмечая собственные впечатления от увиденного и услышанного, собирая сведения у лиц, участвующих в нем.

Тема репортажа - любое событие из любой области жизни: политической, культурной, спортивной. Это может быть событие, происходящее в отдельном коллективе, и событие, известное во всем мире. При выборе темы автор ориентируется на то, является ли она общественно-значимой, способна ли заинтересовать широкий круг читателей своей занимательностью, необычностью, своеобразием.



Раскрытие темы репортажа.

Обстоятельство.

- указание места , где происходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций. Если автор в своем репортаже ведет рассказ не из одного места, а из нескольких, то все они указываются в тексте.

- указание времени , когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы. В других же случаях время можно узнать из каких-либо побочных деталей, но оно, тем не менее, указывается.

- условия , в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.

Целое – часть.

Например, схематично деление темы можно представить: Крым – Севастополь – уникальные памятники, секретные объекты – войсковая часть и т.д.

Последующее всегда идет за предыдущим.

В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, автор разворачивает тему вокруг чего-то.

Свойства.

Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события.

Заголовок помогает объединить весь текст репортажа.

Композиция репортажа - три части: лид (введение), основная часть, концовка.

Введение (зачин) - небольшой по объему элемент текста, который выполняет одну из следующих задач:

1) введение в тему;

2) название темы;

3) описание места действия;

4) описание характера или свойств действия;

6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие.

В основной части обязательно должен быть свой сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части идет последовательное изложение события, для этого чаще всего используется повествование. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы.

Пример аналитического репортажа.

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку...

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне, когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...

Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота...

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.