Какие платежи являются обязательными. Аналитическая записка. При совмещении усн и енвд
В порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**).
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Смотреть что такое "Обязательные платежи" в других словарях:
Обязательные платежи - (англ. obligatory /mandatory payments) налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности… … Энциклопедия права
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Юридическая энциклопедия
обязательные платежи - privalomosios įmokos statusas Aprobuotas sritis įmonių restruktūrizavimas ir bankrotas apibrėžtis Lietuvos Respublikos mokesčių įstatymų nustatyti mokesčiai ir įmokos. atitikmenys: angl. compulsory payments rus. обязательные платежи šaltinis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
Обязательные платежи - – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Обязательные платежи - Налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации; ст. 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127 ФЗ… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства
Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды - обязательные платежи налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются… … Официальная терминология
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ГОСУДАРСТВУ - термин, используемый в ряде актов законодательства РФ, означающий налоги, сборы, пошлины и иные безвозмездные платежи (ст. 3 Закона РФ № 36151) …
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ДОЛЖНИКА - в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) к обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды,… … Юридический словарь современного гражданского права
ПЛАТЕЖИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СРП - обязательные платежи, уплачи ваемые инвесторами в соответствии со ст. 13 Закона о соглашениях о разделе продукции и актами законодательства о налогах и сборах. Инвестор уплачивает действующие виды налогов и сборов либо освобождается от их уплаты… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Книги
- Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления , Андрей Гартвич. В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и… Купить за 185 руб электронная книга
1. В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 г. сбор (обязательный платеж) в бюджеты и государственные целевые фонды - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законами Украины о налогообложении. Совокупность сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, которые взыскиваются в соответствии с установленным законами Украины порядком, составляет систему налогообложения. В соответствии со ст. 4 Закона плательщиками сборов (обязательных платежей) являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законами Украины возложена обязанность уплачивать сборы (обязательные платежи).
В соответствии со ст. 13 Закона сборы (обязательные платежи), взимаемые на территории Украины, разделяют на два вида: а) общегосударственные; б) местные.
В соответствии со ст. 14 Закона к общегосударственным сборам относятся: акцизный: на геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета; за специальное использование природных ресурсов; за загрязнение окружающей природной среды; в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; на обязательное государственное пенсионное страхование; в Государственный инновационный фонд; на развитие виноградарства и садоводства; за использование радиочастотного ресурса Украины; в Фонд гарантирования вкладов физических лиц; на проведение гастрольных мероприятий и т. п.
В соответствии со ст. 15 Закона к местным сборам относятся: за парковку транспортных средств; рыночный; за участие в забегах на ипподроме; курортный; за выдачу ордера на квартиру; за право использования местной символики; за право проведения кино- и телесъемок; за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи, лотереи; с владельцев собак; за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг и т. д.
В соответствии со ст. 11 Закона ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты сборов (обязательных платежей) и выполнение законов о налогообложении несут плательщики сборов (обязательных платежей) согласно действующему законодательству.
Согласно части 1 п. 8 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24 декабря 1993 г. органы государственной налоговой службы в установленном Законом порядке имеют право взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды недоимки и штрафные санкции.
В соответствии с частью 1 п. 11 ст. 11 Закона органы государственной налоговой службы в установленном Законом порядке имеют право налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, которые виновны в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушением установленного порядка, а также в непредставлении или же несвоевременном представлении аудиторских выводов, предусмотренных Законом, а также платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов, сборов (обязательных платежей) - от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за соответствующее правонарушение, - от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Кроме того, устанавливается предельный размер административно-хозяйственных штрафов - до 50 % надлежащей к уплате суммы сбора (обязательного платежа).
По состоянию на 01.01.2015 года общая сумма задолженности (задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, рассроченным и отсроченным платежам, дебиторской задолженности по неналоговым доходам) в краевой бюджет составила 2 376 529,5 тыс. рублей, в том числе:
1. задолженность по налогам и сборам – 1 519 182,2 тыс. рублей, в том числе недоимка по налогам и сборам всего – 821 084,1 тыс. рублей:
Налог на прибыль организаций – 149 991,3 тыс. рублей;
Налог на доходы физических лиц – 179 984,8 тыс. рублей;
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения – 60 580,4 тыс. рублей;
Налог на имущество организаций – 157 932,7 тыс. рублей; - транспортный налог – 255 655,3 тыс. рублей;
Налог на игорный бизнес – 493,0 тыс. рублей;
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) – 14 941,7 тыс. рублей;
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов – 489,5 тыс. рублей;
Задолженность и перерасчёты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам – 1 015,4 тыс. рублей;
2. по уплате пеней и налоговым санкциям – 736 230,2 тыс. рублей;
3. по неналоговым доходам – 121 117,1 тыс. рублей.Эффективность реализации Комплексного плана мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 09 апреля 2014 года № 173-р «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины» (далее - Комплексный план) представлена в следующей таблице:
Общая сумма задолженности по сравнению с 01.01.2014 года увеличилась на 403 173,5 тыс. рублей (20,4%), задолженность по пеням и налоговым санкциям увеличилась на 139 314,8 тыс. рублей (23,3%), по неналоговым доходам сократилась на 64 902,1 тыс. рублей (34,9%).
Увеличение задолженности отмечается по налогу на имущество организаций, в связи с образовавшейся задолженностью бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета.
За 2014 год налоговыми органами проведена следующая организационная работа по принудительному (бесспорному) взысканию задолженности по обязательным платежам:
Направлены налогоплательщикам 64 846 требований об уплате налогов и сборов пени, штрафа (за минусом отозванных) на сумму 3 452 800,0 тыс. рублей;
Направлены в судебные органы документы о взыскании налога, пени, налоговых санкций за счет имущества налогоплательщика – физического лица в соответствии со ст. 48 НК РФ на сумму 113 200,0 тыс. рублей;
По заявлениям налогового органа возбуждено 154 дел о несостоятельности (банкротстве) с участием уполномоченного органа на сумму 304 800,0 тыс. рублей, завершено 128 дел о несостоятельности (банкротстве) на сумму 572 400,0 тыс. рублей;
Главными администраторами доходов бюджета края осуществляются мероприятия по снижению задолженности по неналоговым доходам:
1) Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края за 2014 год задолженность в консолидированный бюджет Забайкальского края сократилась на сумму 76 310,0 тыс. рублей.
Департаментом проводятся мероприятия по взысканию задолженности в досудебном порядке, и направляются претензии с требованием погасить задолженность. В случае непогашения в установленный срок документы передаются в Арбитражный суд Забайкальского края для принудительного взыскания задолженности.
2) Государственной лесной службой Забайкальского края для взыскания задолженности по арендной плате за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, направляются претензионные письма, уведомления о нарушении сроков внесения арендной платы с требованием об ее уплате и расторжении договоров. Арбитражным судом Забайкальского края за 2014 год приняты решения о взыскании задолженности по арендной плате с учетом поданных исковых заявлений в 2013 году на сумму 25 500,0 тыс. рублей. Увеличение задолженности обусловлено не освоением арендаторами ежегодной нормы пользования лесами, влиянием факторов сезонности, а также низким процентом взыскания задолженности по решениям судов.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 года № 173-р утвержден Комплексный план по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины включающий следующие мероприятия:
Выявление налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Забайкальского края (самостоятельно или через обособленные подразделения) без постановки на налоговый учет в налоговых органах и (или) уклоняющихся от налогообложения и (или) уплаты иных платежей в бюджет, выявление применяемых ими схем уклонения от уплаты налогов и сборов, выявление сокрытых и (или) незарегистрированных в установленном порядке объектов налогообложения;
Принятие мер по легализации «теневой» заработной платы;
Рассмотрение на заседаниях межведомственных комиссии по мобилизации доходов в местные бюджеты и контролю за соблюдением налоговой дисциплины организаций, заявивших при сдаче налоговых деклараций убытки по итогам работы за соответствующий отчетный год, с анализом причин снижения доходности (убыточности) данных организаций (с приглашением на заседание комиссии ответственных лиц);
Усиление межведомственного информационного взаимодействия при проведении оценки эффективности использования иностранной рабочей силы организациями, привлекающими и использующими иностранную рабочую силу и допустившими снижение доходности (отражающими убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности);
Урегулирование задолженности по налогам и сборам в бюджет и во внебюджетные фонды;
Анализ результативности работы межведомственных комиссий по мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края и контролю за соблюдением налоговой дисциплины с обеспечением дополнительных поступлений доходов по результатам работы комиссий – не менее 3 процентов к объему фактических поступлений доходов в бюджет за отчетный период.
В результате осуществления мероприятий Комплексного плана за 2014 год в консолидированный бюджет дополнительно поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 882 739,0 тыс. рублей.
Кроме того, в целях исполнения распоряжения Правительства Забайкальского края от 22.07.2014 года № 444-р проводится мониторинг социально -экономических показателей деятельности, в рамках реализации соглашения о взаимном сотрудничестве между Правительством Забайкальского края и хозяйствующими субъектами.
На исполнение в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, в рамках ст.47 Налогового кодекса Российской Федерации, было передано:
По состоянию на 01.01.2014 года 12914 постановлений, на сумму 2 320 101,0 тыс. рублей;
По состоянию на 01.01.2015 года 12727 постановлений на сумму 671 200,0 тыс. рублей.
Проведено заседание Межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края и контролю за соблюдением налоговой дисциплины с приглашением 15 налогоплательщиков, в результате чего дополнительно поступило доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края в 2014 году в сумме 76 100,0 тыс. рублей.
Аналитическая записка к мониторингу о состоянии задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, рассроченным и отсроченным платежам, дебиторской задолженности по неналоговым доходам в краевой бюджет на 01.01..html
- I. Общие положения
- II. Стоимостная оценка потребительской корзины
- III. Расходы по обязательным платежам и сборам
- IV. Исчисление величины прожиточного минимума для основных социально - демографических групп населения и на душу населения
- Приложения
- ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ (УСЛУГ) - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
- МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 2 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
- МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 3 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 МАРТА 2000 Г. N 232 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
- МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ОБЩЕСЕМЕЙНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОДНУ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКУЮ СЕМЬЮ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 4 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 МАРТА 2000 Г. N 232 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
- МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР УСЛУГ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 5 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"Право и экономика", 2008, N 1
К ВОПРОСУ О
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПОНЯТИЯ
"ПЛАТЕЖИ"
Биография
Солдатова Вера
Ивановна ведущий советник Правового
управления Аппарата Государственной Думы
ФС РФ, кандидат юридических наук.
Специалист в области финансового и
банковского законодательства.
Родилась
19 июня 1954 г. В 1976 г. окончила юридический
факультет Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова.
Автор
более 40 опубликованных научных трудов
(статьи в журналах, сборниках).
1. На
практике широкое распространение получил
термин "платежи", который употребляется в
экономическом и юридическом аспектах.
Однако, несмотря на столь широкое его
использование, в экономической и
юридической литературе отсутствует единое
понятие данного термина.
В юридических
и экономических словарях и справочниках
термин "платежи" не употребляется,
соответственно, не дается и его понятие. В
указанных словарях встречаются понятия
"платеж наличный", "платеж против
документов", "плата квартирная" и т.д.
Исключение составляет лишь
"Финансово-кредитный энциклопедический
словарь" под ред. А. Грязновой (М., 2004 г.), в
котором дается следующее определение
платежей: "Платежи - денежные средства,
которые надлежит уплачивать за
приобретенные товары и предоставленные
услуги, используемые ресурсы,
предоставленный кредит, а также
установленные законом взносы в форме
расчетов по обязательствам" (с. 741). Далее
перечисляются виды платежей,
осуществляемые предприятиями: оплата
товаров, работ и услуг; выплата зарплаты;
арендная плата; платежи в бюджет и
внебюджетные фонды; платежи за природные
ресурсы, землю, воду и др.
Из
приведенного текста видно, что термин
"платежи" является многозначным, т.е. может
иметь разное значение и содержание. Данное
свойство рассматриваемого понятия
является причиной отсутствия его единого
(общего) определения в справочной и
специальной юридической и экономической
литературе.
2. Многозначность данного
термина обусловливает его использование в
различных законодательных актах (в
Налоговом кодексе и Таможенном кодексе, а
также в ряде федеральных законов).
Анализ действующего законодательства
позволяет сделать вывод о том, что термин
"платежи" является межотраслевым, т.е. он
используется в актах финансового,
гражданского, административного
законодательства, а также в международных
правовых актах. При этом легальное
определение данного понятия практически
отсутствует. Исключение составляет
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)", в ст. 2
которого дается определение обязательных
платежей, в которые входят налоги, сборы и
иные обязательные взносы в бюджет
соответствующего уровня и государственные
внебюджетные фонды в порядке и на условиях,
которые определяются законодательством
Российской Федерации. Термин "платежи"
(обязательные платежи) употребляется в
Федеральном законе "О валютном
регулировании и валютном контроле" (ст. 9), в
Налоговом кодексе Российской Федерации
(налоги, сборы и другие обязательные
платежи), Бюджетном кодексе Российской
Федерации (ст. 50).
Земельный кодекс
Российской Федерации (ст. 65) устанавливает,
что формами платы за использование земли
являются земельный налог и арендная плата.
При этом законодатель не указал на различия
этих форм платы. Между тем их правовая
природа различна: арендная плата
устанавливается договором (добровольным
соглашением сторон), а налог - это
обязательный безусловный платеж.
Представляет интерес Определение
Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N
284-О, в котором анализируются нормы ст. 16
Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды",
устанавливающей, что негативное
воздействие на окружающую среду является
платным, а формы платы определяются
федеральными законами. В п. 5 указанного
Определения Конституционного Суда даются
сущностные юридические признаки платежей
за негативное воздействие на окружающую
среду: указанные платежи являются
обязательными публично-правовыми
платежами (в рамках финансово-правовых
отношений), они носят
индивидуально-возмездный и
компенсационный характер и являются по
своей правовой природе не налогом, а
фискальным сбором.
В ст. 3 Федерального
закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации"
содержится термин "обязательные платежи",
под которыми понимаются страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование. В
связи с этим следует назвать также
Определение Конституционного Суда РФ от 5
февраля 2004 г. N 28-О, в котором даются
отличительные признаки налогов и страховых
взносов. В частности, указывается, что в
отличие от налога, платежи которого не
имеют адресной основы, характеризуются
индивидуальной безвозмездностью,
безвозвратностью и не персонифицируются
при поступлении в бюджет, страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование
отвечают признакам возмездности и
возвратности, поскольку при поступлении в
бюджет Пенсионного фонда РФ
персонифицируются по каждому
застрахованному лицу. Названные
отличительные признаки налогов и страховых
взносов не позволяют рассматривать
страховой взнос на обязательное пенсионное
страхование как налоговый платеж.
3.
Анализ использования понятия "платежи" в
действующем законодательстве и судебных
актах приводит к следующим выводам.
Понятием "платеж" обозначается сумма,
подлежащая перечислению (в сфере
банковских расчетов и иных
гражданско-правовых отношений), а
осуществление платежа - действия
плательщика и банков по перечислению.
Понятие "обязательные платежи" может
использоваться в узком и широком смыслах. В
узком значении оно обозначает платежи в
бюджет и государственные внебюджетные
фонды (ст. 2 Федерального закона от 26 октября
2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)"). В широком значении термином
"обязательные платежи" обозначаются
платежи, уплата которых обязательна для
конкретных субъектов (ст. 3 Федерального
закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации").
В
зависимости от того, в чьих интересах
взимаются платежи, можно различать
публично-правовые и частноправовые
платежи. Публично-правовые платежи
называют фискальными платежами, к которым
относятся налоговые платежи. В ст. 41
Бюджетного кодекса определяется перечень
налоговых и неналоговых доходов,
поступающих в бюджет. Налоговые доходы
являются результатом поступления
налоговых платежей. Статья 50 Бюджетного
кодекса определяет перечень налоговых
доходов федерального бюджета, к которым
относятся налоги, акцизы и регулярные
платежи (за добычу полезных ископаемых), а
также сборы и государственная пошлина.
Неналоговые доходы, перечисленные в п. 4 ст.
41 Бюджетного кодекса (доходы от
использования имущества, находящегося в
государственной собственности и др.),
образуются в результате поступления
неналоговых платежей.
В частноправовом
значении к обязательным платежам относятся
те, уплата которых связана с охраной
частных интересов, - это платежи по
гражданско-правовым договорам, в
результате возмещения убытков и
др.
В.И.Солдатова
К. ю. н.,
ведущий
советник
Правового управления
Аппарата Государственной
Думы ФС РФ,
специалист
в области финансового
и
банковского законодательства
Подписано в печать
19.12.2007