Какие платежи являются обязательными. Аналитическая записка. При совмещении усн и енвд

В порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**).


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Обязательные платежи" в других словарях:

    Обязательные платежи - (англ. obligatory /mandatory payments) налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности… … Энциклопедия права

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Юридическая энциклопедия

    обязательные платежи - privalomosios įmokos statusas Aprobuotas sritis įmonių restruktūrizavimas ir bankrotas apibrėžtis Lietuvos Respublikos mokesčių įstatymų nustatyti mokesčiai ir įmokos. atitikmenys: angl. compulsory payments rus. обязательные платежи šaltinis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    Обязательные платежи - – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

    Обязательные платежи - Налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации; ст. 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127 ФЗ… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды - обязательные платежи налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются… … Официальная терминология

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ГОСУДАРСТВУ - термин, используемый в ряде актов законодательства РФ, означающий налоги, сборы, пошлины и иные безвозмездные платежи (ст. 3 Закона РФ № 36151) …

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ДОЛЖНИКА - в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) к обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды,… … Юридический словарь современного гражданского права

    ПЛАТЕЖИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СРП - обязательные платежи, уплачи ваемые инвесторами в соответствии со ст. 13 Закона о соглашениях о разделе продукции и актами законодательства о налогах и сборах. Инвестор уплачивает действующие виды налогов и сборов либо освобождается от их уплаты… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Книги

  • Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления , Андрей Гартвич. В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и… Купить за 185 руб электронная книга
1. При нарушении субъектом хозяйствования установленных правил учета или отчетности по уплате сборов (обязательных платежей) или их неуплате либо неполной уплате сумма, подлежащая уплате, взыскивается в соответствующий бюджет. Кроме того, с субъекта хозяйствования в определенных законом случаях может быть взыскан штраф в размере до пятидесяти процентов причитающейся к уплате суммы сбора (обязательного платежа).
1. В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 г. сбор (обязательный платеж) в бюджеты и государственные целевые фонды - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законами Украины о налогообложении. Совокупность сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, которые взыскиваются в соответствии с установленным законами Украины порядком, составляет систему налогообложения. В соответствии со ст. 4 Закона плательщиками сборов (обязательных платежей) являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законами Украины возложена обязанность уплачивать сборы (обязательные платежи).
В соответствии со ст. 13 Закона сборы (обязательные платежи), взимаемые на территории Украины, разделяют на два вида: а) общегосударственные; б) местные.
В соответствии со ст. 14 Закона к общегосударственным сборам относятся: акцизный: на геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета; за специальное использование природных ресурсов; за загрязнение окружающей природной среды; в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; на обязательное государственное пенсионное страхование; в Государственный инновационный фонд; на развитие виноградарства и садоводства; за использование радиочастотного ресурса Украины; в Фонд гарантирования вкладов физических лиц; на проведение гастрольных мероприятий и т. п.
В соответствии со ст. 15 Закона к местным сборам относятся: за парковку транспортных средств; рыночный; за участие в забегах на ипподроме; курортный; за выдачу ордера на квартиру; за право использования местной символики; за право проведения кино- и телесъемок; за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи, лотереи; с владельцев собак; за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг и т. д.
В соответствии со ст. 11 Закона ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты сборов (обязательных платежей) и выполнение законов о налогообложении несут плательщики сборов (обязательных платежей) согласно действующему законодательству.
Согласно части 1 п. 8 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24 декабря 1993 г. органы государственной налоговой службы в установленном Законом порядке имеют право взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды недоимки и штрафные санкции.
В соответствии с частью 1 п. 11 ст. 11 Закона органы государственной налоговой службы в установленном Законом порядке имеют право налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, которые виновны в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушением установленного порядка, а также в непредставлении или же несвоевременном представлении аудиторских выводов, предусмотренных Законом, а также платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов, сборов (обязательных платежей) - от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за соответствующее правонарушение, - от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Кроме того, устанавливается предельный размер административно-хозяйственных штрафов - до 50 % надлежащей к уплате суммы сбора (обязательного платежа).

По состоянию на 01.01.2015 года общая сумма задолженности (задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, рассроченным и отсроченным платежам, дебиторской задолженности по неналоговым доходам) в краевой бюджет составила 2 376 529,5 тыс. рублей, в том числе:

1. задолженность по налогам и сборам – 1 519 182,2 тыс. рублей, в том числе недоимка по налогам и сборам всего – 821 084,1 тыс. рублей:

Налог на прибыль организаций – 149 991,3 тыс. рублей;

Налог на доходы физических лиц – 179 984,8 тыс. рублей;

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения – 60 580,4 тыс. рублей;

Налог на имущество организаций – 157 932,7 тыс. рублей; - транспортный налог – 255 655,3 тыс. рублей;

Налог на игорный бизнес – 493,0 тыс. рублей;

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) – 14 941,7 тыс. рублей;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов – 489,5 тыс. рублей;

Задолженность и перерасчёты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам – 1 015,4 тыс. рублей;

2. по уплате пеней и налоговым санкциям – 736 230,2 тыс. рублей;

3. по неналоговым доходам – 121 117,1 тыс. рублей.Эффективность реализации Комплексного плана мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 09 апреля 2014 года № 173-р «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины» (далее - Комплексный план) представлена в следующей таблице:

Общая сумма задолженности по сравнению с 01.01.2014 года увеличилась на 403 173,5 тыс. рублей (20,4%), задолженность по пеням и налоговым санкциям увеличилась на 139 314,8 тыс. рублей (23,3%), по неналоговым доходам сократилась на 64 902,1 тыс. рублей (34,9%).

Увеличение задолженности отмечается по налогу на имущество организаций, в связи с образовавшейся задолженностью бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета.

За 2014 год налоговыми органами проведена следующая организационная работа по принудительному (бесспорному) взысканию задолженности по обязательным платежам:

Направлены налогоплательщикам 64 846 требований об уплате налогов и сборов пени, штрафа (за минусом отозванных) на сумму 3 452 800,0 тыс. рублей;

Направлены в судебные органы документы о взыскании налога, пени, налоговых санкций за счет имущества налогоплательщика – физического лица в соответствии со ст. 48 НК РФ на сумму 113 200,0 тыс. рублей;

По заявлениям налогового органа возбуждено 154 дел о несостоятельности (банкротстве) с участием уполномоченного органа на сумму 304 800,0 тыс. рублей, завершено 128 дел о несостоятельности (банкротстве) на сумму 572 400,0 тыс. рублей;

Главными администраторами доходов бюджета края осуществляются мероприятия по снижению задолженности по неналоговым доходам:

1) Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края за 2014 год задолженность в консолидированный бюджет Забайкальского края сократилась на сумму 76 310,0 тыс. рублей.

Департаментом проводятся мероприятия по взысканию задолженности в досудебном порядке, и направляются претензии с требованием погасить задолженность. В случае непогашения в установленный срок документы передаются в Арбитражный суд Забайкальского края для принудительного взыскания задолженности.

2) Государственной лесной службой Забайкальского края для взыскания задолженности по арендной плате за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, направляются претензионные письма, уведомления о нарушении сроков внесения арендной платы с требованием об ее уплате и расторжении договоров. Арбитражным судом Забайкальского края за 2014 год приняты решения о взыскании задолженности по арендной плате с учетом поданных исковых заявлений в 2013 году на сумму 25 500,0 тыс. рублей. Увеличение задолженности обусловлено не освоением арендаторами ежегодной нормы пользования лесами, влиянием факторов сезонности, а также низким процентом взыскания задолженности по решениям судов.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 года № 173-р утвержден Комплексный план по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края, контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины включающий следующие мероприятия:

Выявление налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Забайкальского края (самостоятельно или через обособленные подразделения) без постановки на налоговый учет в налоговых органах и (или) уклоняющихся от налогообложения и (или) уплаты иных платежей в бюджет, выявление применяемых ими схем уклонения от уплаты налогов и сборов, выявление сокрытых и (или) незарегистрированных в установленном порядке объектов налогообложения;

Принятие мер по легализации «теневой» заработной платы;

Рассмотрение на заседаниях межведомственных комиссии по мобилизации доходов в местные бюджеты и контролю за соблюдением налоговой дисциплины организаций, заявивших при сдаче налоговых деклараций убытки по итогам работы за соответствующий отчетный год, с анализом причин снижения доходности (убыточности) данных организаций (с приглашением на заседание комиссии ответственных лиц);

Усиление межведомственного информационного взаимодействия при проведении оценки эффективности использования иностранной рабочей силы организациями, привлекающими и использующими иностранную рабочую силу и допустившими снижение доходности (отражающими убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности);

Урегулирование задолженности по налогам и сборам в бюджет и во внебюджетные фонды;

Анализ результативности работы межведомственных комиссий по мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края и контролю за соблюдением налоговой дисциплины с обеспечением дополнительных поступлений доходов по результатам работы комиссий – не менее 3 процентов к объему фактических поступлений доходов в бюджет за отчетный период.

В результате осуществления мероприятий Комплексного плана за 2014 год в консолидированный бюджет дополнительно поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 882 739,0 тыс. рублей.

Кроме того, в целях исполнения распоряжения Правительства Забайкальского края от 22.07.2014 года № 444-р проводится мониторинг социально -экономических показателей деятельности, в рамках реализации соглашения о взаимном сотрудничестве между Правительством Забайкальского края и хозяйствующими субъектами.

На исполнение в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, в рамках ст.47 Налогового кодекса Российской Федерации, было передано:

По состоянию на 01.01.2014 года 12914 постановлений, на сумму 2 320 101,0 тыс. рублей;

По состоянию на 01.01.2015 года 12727 постановлений на сумму 671 200,0 тыс. рублей.

Проведено заседание Межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края и контролю за соблюдением налоговой дисциплины с приглашением 15 налогоплательщиков, в результате чего дополнительно поступило доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края в 2014 году в сумме 76 100,0 тыс. рублей.

Аналитическая записка к мониторингу о состоянии задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, рассроченным и отсроченным платежам, дебиторской задолженности по неналоговым доходам в краевой бюджет на 01.01..html

  • МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • I. Общие положения
    • II. Стоимостная оценка потребительской корзины
    • III. Расходы по обязательным платежам и сборам
    • IV. Исчисление величины прожиточного минимума для основных социально - демографических групп населения и на душу населения
    • Приложения
      • ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ (УСЛУГ) - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
      • МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 2 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
      • МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 3 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 МАРТА 2000 Г. N 232 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
      • МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ОБЩЕСЕМЕЙНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОДНУ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКУЮ СЕМЬЮ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 4 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 МАРТА 2000 Г. N 232 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
      • МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР УСЛУГ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПриложениеМ N 5 К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 192 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • "Право и экономика", 2008, N 1
    К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПОНЯТИЯ "ПЛАТЕЖИ"
    Биография
    Солдатова Вера Ивановна ведущий советник Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ, кандидат юридических наук. Специалист в области финансового и банковского законодательства.
    Родилась 19 июня 1954 г. В 1976 г. окончила юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
    Автор более 40 опубликованных научных трудов (статьи в журналах, сборниках).
    1. На практике широкое распространение получил термин "платежи", который употребляется в экономическом и юридическом аспектах. Однако, несмотря на столь широкое его использование, в экономической и юридической литературе отсутствует единое понятие данного термина.
    В юридических и экономических словарях и справочниках термин "платежи" не употребляется, соответственно, не дается и его понятие. В указанных словарях встречаются понятия "платеж наличный", "платеж против документов", "плата квартирная" и т.д. Исключение составляет лишь "Финансово-кредитный энциклопедический словарь" под ред. А. Грязновой (М., 2004 г.), в котором дается следующее определение платежей: "Платежи - денежные средства, которые надлежит уплачивать за приобретенные товары и предоставленные услуги, используемые ресурсы, предоставленный кредит, а также установленные законом взносы в форме расчетов по обязательствам" (с. 741). Далее перечисляются виды платежей, осуществляемые предприятиями: оплата товаров, работ и услуг; выплата зарплаты; арендная плата; платежи в бюджет и внебюджетные фонды; платежи за природные ресурсы, землю, воду и др.
    Из приведенного текста видно, что термин "платежи" является многозначным, т.е. может иметь разное значение и содержание. Данное свойство рассматриваемого понятия является причиной отсутствия его единого (общего) определения в справочной и специальной юридической и экономической литературе.
    2. Многозначность данного термина обусловливает его использование в различных законодательных актах (в Налоговом кодексе и Таможенном кодексе, а также в ряде федеральных законов).
    Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин "платежи" является межотраслевым, т.е. он используется в актах финансового, гражданского, административного законодательства, а также в международных правовых актах. При этом легальное определение данного понятия практически отсутствует. Исключение составляет Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в ст. 2 которого дается определение обязательных платежей, в которые входят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Термин "платежи" (обязательные платежи) употребляется в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 9), в Налоговом кодексе Российской Федерации (налоги, сборы и другие обязательные платежи), Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 50).
    Земельный кодекс Российской Федерации (ст. 65) устанавливает, что формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. При этом законодатель не указал на различия этих форм платы. Между тем их правовая природа различна: арендная плата устанавливается договором (добровольным соглашением сторон), а налог - это обязательный безусловный платеж.
    Представляет интерес Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О, в котором анализируются нормы ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", устанавливающей, что негативное воздействие на окружающую среду является платным, а формы платы определяются федеральными законами. В п. 5 указанного Определения Конституционного Суда даются сущностные юридические признаки платежей за негативное воздействие на окружающую среду: указанные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений), они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
    В ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" содержится термин "обязательные платежи", под которыми понимаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим следует назвать также Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. N 28-О, в котором даются отличительные признаки налогов и страховых взносов. В частности, указывается, что в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ персонифицируются по каждому застрахованному лицу. Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
    3. Анализ использования понятия "платежи" в действующем законодательстве и судебных актах приводит к следующим выводам.
    Понятием "платеж" обозначается сумма, подлежащая перечислению (в сфере банковских расчетов и иных гражданско-правовых отношений), а осуществление платежа - действия плательщика и банков по перечислению.
    Понятие "обязательные платежи" может использоваться в узком и широком смыслах. В узком значении оно обозначает платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды (ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). В широком значении термином "обязательные платежи" обозначаются платежи, уплата которых обязательна для конкретных субъектов (ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
    В зависимости от того, в чьих интересах взимаются платежи, можно различать публично-правовые и частноправовые платежи. Публично-правовые платежи называют фискальными платежами, к которым относятся налоговые платежи. В ст. 41 Бюджетного кодекса определяется перечень налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет. Налоговые доходы являются результатом поступления налоговых платежей. Статья 50 Бюджетного кодекса определяет перечень налоговых доходов федерального бюджета, к которым относятся налоги, акцизы и регулярные платежи (за добычу полезных ископаемых), а также сборы и государственная пошлина.
    Неналоговые доходы, перечисленные в п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др.), образуются в результате поступления неналоговых платежей.
    В частноправовом значении к обязательным платежам относятся те, уплата которых связана с охраной частных интересов, - это платежи по гражданско-правовым договорам, в результате возмещения убытков и др.
    В.И.Солдатова
    К. ю. н.,
    ведущий советник
    Правового управления
    Аппарата Государственной
    Думы ФС РФ,
    специалист
    в области финансового
    и банковского законодательства
    Подписано в печать
    19.12.2007